Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Административная процедура организации и проведения внеплановых проверок соблюдения работодателями обязательных требований

Административная процедура организации и проведения

внеплановых проверок соблюдения работодателями

обязательных требований

90. Административная процедура организации и проведения внеплановых проверок соблюдения работодателями обязательных требований осуществляется уполномоченными должностными лицами Роструда и его территориальных органов.

91. Основанием для начала административной процедуры организации и проведения внеплановых проверок, осуществляемых в целях обеспечения осуществления федерального государственного надзора, является издание руководителем Роструда или его территориального органа (их заместителями) распоряжения на проведение внеплановой проверки соблюдения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований, оформляемое в соответствии с типовой формой, утвержденной приказом Минэкономразвития России N 141.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона N 294-ФЗ проведение внеплановой проверки без распоряжения о ее проведении отнесено к грубым нарушениям требований законодательства Российской Федерации.

92. Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований, выполнение предписаний уполномоченных должностных лиц Роструда или его территориальных органов, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни и здоровью граждан и (или) ликвидации последствий причинения такого вреда, а также восстановлению нарушенных прав пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и их полномочных представителей.

93. В соответствии с требованиями части 4 статьи 1, части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ, части 7 статьи 360 Трудового кодекса Российской Федерации основаниями для проведения уполномоченными должностными лицами Роструда и его территориальных органов внеплановой проверки соблюдения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований являются:

истечение срока исполнения работодателем выданного уполномоченными должностными лицами Роструда и его территориальных органов предписания об устранении выявленного нарушения требований трудового законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

мотивированное представление должностного лица Роструда и его территориальных органов по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

мотивированное представление должностного лица Роструда и его территориальных органов по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

поступление в Роструд или его территориальный орган:

обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц Роструда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством Российской Федерации;

обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах уклонения от оформления трудового договора, ненадлежащего оформления трудового договора или заключения гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем;

обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;

запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со статьей 219 Трудового кодекса Российской Федерации;

наличие распоряжения руководителя (заместителя руководителя) Роструда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, либо наличие распоряжения руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Роструда, изданного на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

94. К фактам возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан могут относиться следующие случаи:

нарушение государственных нормативных требований охраны труда;

неисполнение мероприятий по устранению причин несчастного случая;

невыплата работникам заработной платы, ее отдельных составных частей;

непредставление оплачиваемых отпусков;

нарушение режима труда и отдыха;

уклонение от оформления трудовых отношений или их ненадлежащее оформление;

необеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты;

допуск до работы лиц, не прошедших в установленном постановлением Минтруда России, Минобразования России N 1/29 порядке обучение, инструктажи, стажировку на рабочем месте, медицинские осмотры, психиатрические освидетельствования;

отсутствие системы управления охраной труда или ее ненадлежащее функционирование;

непроведение специальной оценки условий труда.

95. При решении вопроса об организации проведения проверки по основанию, указанному в абзаце 8 пункта 93 Административного регламента, следует учитывать, что работником является физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем, независимо от их прекращения.

96. Мотивированное представление должностного лица Роструда и его территориальных органов оформляется в виде служебной записки с изложением установленных обстоятельств.

97. Внеплановая проверка может проводиться в форме выездной проверки или документарной проверки, проводимой в порядке, установленном пунктами 43 - 69 Административного регламента за исключением требований, предъявляемых исключительно к проведению плановой проверки и применению проверочных листов.

98. Форма проведения внеплановой проверки определяется руководителем Роструда или его территориального органа (их заместителями) и указывается в распоряжении о проведении проверки.

99. Внеплановая проверка может проводиться только уполномоченными должностными лицами Роструда или его территориального органа, указанными в распоряжении на проведение проверки.

При невозможности завершения внеплановой проверки уполномоченными должностными лицами территориального органа Роструда, указанными в распоряжении на проведение проверки, по причине их временной нетрудоспособности, нахождения в отпуске, командировки, увольнения и иным уважительным причинам руководитель территориального органа Роструда вправе принять решение о замене должностных лиц, уполномоченных на проведение внеплановой проверки.

Решение о замене должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, оформляется приказом в письменной форме.

При необходимости проведения в ходе федерального государственного надзора экспертиз, исследований, испытаний, измерений уполномоченные должностные лица Роструда и его территориальных органов вправе привлекать к их проведению экспертов и экспертные организации.

100. Проверка, осуществляемая в целях федерального государственного надзора, не может проводиться, а начатая подлежит прекращению в случаях, если установлено, что:

отсутствуют основания для проведения проверки;

предмет проверки не соответствует полномочиям Роструда и его территориальных органов;

при организации и проведении проверки допущены грубые нарушения, указанные в статье 20 Федерального закона N 294-ФЗ;

органами прокуратуры отказано в проведении внеплановой выездной проверки;

проведение проверки противоречит иным требованиям федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

101. Решение о прекращении проведения проверки принимается руководителем территориального органа Роструда (его заместителем) в виде письменного распоряжения, в котором указываются следующие данные:

дата, время и место его составления;

наименование территориального органа Роструда, проводившего проверку;

наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которых проверка прекращена;

основание для прекращения проверки с изложением подробных фактов;

дата прекращения проверки.

Распоряжение о прекращении проверки принимается руководителем территориального органа Роструда (его заместителем) по собственной инициативе при установлении обстоятельств, перечисленных в пункте 100 административного регламента, и (или) на основании служебной записки (доклада) должностного лица, уполномоченного провести данную проверку.

102. Обращение гражданина с заявлением о прекращении рассмотрения ранее поданного им обращения не является основанием для прекращения внеплановой проверки.

103. Основанием для отказа в осуществлении федерального государственного надзора при организации внеплановых проверок соблюдения работодателями обязательных требований может являться невозможность проведения федерального государственного надзора в связи со следующим:

ликвидацией юридического лица, прекращением физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

наступлением обстоятельств непреодолимой силы.

104. О проведении внеплановой выездной проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, в отношении которых проводится проверка, уведомляются уполномоченными должностными лицами Роструда или его территориального органа не менее чем за двадцать четыре часа до ее начала любым доступным способом (факсимильной связью, телефонограммой, телеграммой, нарочным), если основанием для нее является:

истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований;

запрос работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со статьей 219 Трудового кодекса Российской Федерации;

наличие распоряжения руководителя (заместителя руководителя) Роструда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, либо наличие распоряжения руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Роструда, изданного на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Предварительное уведомление работодателя о проведении внеплановой выездной проверки по основаниям, указанным в абзацах 6 - 8 пункта 93 Административного регламента, не допускается.

В соответствии со статьей 12 Конвенции N 81 МОТ, инспектор труда уведомляет о своем присутствии предпринимателя или его представителя, если только он не сочтет, что такое уведомление может нанести ущерб эффективности контроля.

105. В соответствии со статьей 20 Федерального закона N 294-ФЗ проведение проверки без уведомления проверяемого лица о ее проведении отнесено к грубым нарушениям требований законодательства Российской Федерации.

106. В соответствии с требованиями части 5 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ внеплановые выездные проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, основанием для проведения которых явилось причинение вреда жизни и (или) здоровью граждан, подлежат согласованию с органами прокуратуры.

Не подлежат согласованию с органами прокуратуры:

внеплановые документарные проверки;

внеплановые проверки, проводимые с целью контроля за исполнением юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, срок исполнения которых истек;

внеплановые проверки, проводимые на основании обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц Роструда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством Российской Федерации;

внеплановые проверки, проводимые на основании обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах уклонения от оформления трудового договора, ненадлежащего оформления трудового договора или заключения гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем;

внеплановые проверки, проводимые на основании обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;

внеплановые проверки, проводимые на основании запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со статьей 219 Трудового кодекса Российской Федерации;

внеплановые проверки, проводимые в соответствии с распоряжением руководителя (заместителя руководителя) Роструда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, либо проводимые в соответствии с распоряжением руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Роструда, изданного на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Внеплановая выездная проверка, проводимая по основаниям, указанным в абзацах 6, 7 пункта 93 Административного регламента, может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном федеральным законом, без согласования с органами прокуратуры.

107. В целях согласования с органами прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки юридического лица или индивидуального предпринимателя в день подписания распоряжения о ее проведении уполномоченные должностные лица Роструда или его территориальных органов направляют заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, в орган прокуратуры по месту осуществления деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки (далее - заявление), оформленное в соответствии с типовой формой, утвержденной приказом Минэкономразвития России N 141.

Заявление подписывается руководителем Роструда или его территориального органа Роструда (их заместителями).

К заявлению прилагаются копия распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки, мотивированное представление должностного лица Роструда и его территориальных органов и документы, содержащие сведения, послужившие основанием ее проведения.

108. По результатам рассмотрения заявления и прилагаемых к нему документов не позднее чем в течение рабочего дня, следующего за днем их поступления, прокурорами (их заместителями) принимается решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или об отказе в согласовании ее проведения.

Решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки либо об отказе в согласовании ее проведения в письменной форме в день его принятия должно представляться либо направляться заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, в Роструд или в его соответствующий территориальный орган.

109. В соответствии с положениями части 11 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ исключительным основанием для отказа в согласовании проведения внеплановой выездной проверки может являться:

отсутствие документов, прилагаемых к заявлению о согласовании проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;

отсутствие оснований для проведения внеплановой выездной проверки, предусмотренных частью 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ;

несоблюдение установленных Федеральным законом N 294-ФЗ требований к оформлению распоряжения на проведение внеплановой выездной проверки;

проведение внеплановой выездной проверки, противоречащей федеральным законам, нормативным правовым актам Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

несоответствие предмета внеплановой выездной проверки полномочиям Роструда и его территориальных органов;

проверка соблюдения одних и тех же обязательных требований в сфере труда в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного надзора, органами муниципального контроля.

110. В случае получения отказа в согласовании проведения внеплановой выездной проверки по указанным основаниям уполномоченное должностное лицо Роструда или его территориального органа, ответственное за проведение проверки, обязано:

принять необходимые меры по устранению причин для отказа в согласовании проведения проверки, если они связаны с отсутствием приложенных необходимых документов, нарушением при оформлении распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки, и повторно направить в соответствующий орган прокуратуры заявление о согласовании проверки;

продолжить проверку в документарной форме, если отказ органа прокуратуры обоснован отсутствием предусмотренного законодательством Российской Федерации основания для проведения выездной проверки;

прекратить проведение проверки.

111. В случаях если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни или здоровью граждан, в связи с необходимостью принятия неотложных мер уполномоченные должностные лица Роструда или его территориальных органов вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры об осуществлении федерального государственного надзора посредством направления заявления и соответствующих документов в течение двадцати четырех часов.

В этом случае решение о согласовании проведения внеплановой проверки должно приниматься прокурором или его заместителем в день поступления соответствующих документов. При этом копия решения органа прокуратуры о согласовании проведения внеплановой выездной проверки может направляться с использованием сети Интернет.

112. В соответствии со статьей 20 Федерального закона N 294-ФЗ проведение внеплановой выездной проверки без согласования ее проведения с органами прокуратуры отнесено к грубым нарушениям требований законодательства Российской Федерации.

113. Срок проведения внеплановых документарной либо выездной проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого предпринимательства, не может превышать двадцать рабочих дней. Продление срока проведения внеплановых проверок не допускается.

114. Непосредственно перед началом внеплановой выездной проверки заверенная печатью копия распоряжения на проведение проверки вручается под подпись уполномоченным должностным лицом Роструда или его территориального органа руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебного удостоверения.

По требованию полномочных представителей проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей уполномоченные должностные лица Роструда или его территориального органа обязаны представить документы, подтверждающие свои полномочия, а также ознакомить их с административными регламентами проведения федерального государственного надзора на объектах, используемых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении своей деятельности.

115. Оформление результатов внеплановых проверок осуществляется уполномоченными должностными лицами Роструда или его территориальных органов в порядке, установленном пунктами 69 - 89 Административного регламента.

В случае если для проведения внеплановой выездной проверки требовалось и было получено согласование ее проведения с органами прокуратуры, копия акта проверки в течение пяти рабочих дней со дня его составления направляется в орган прокуратуры, которым принято решение о согласовании проведения проверки.

116. В случае если в ходе проведения внеплановой проверки возникла необходимость рассмотрения дополнительных документов, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки, руководителем Роструда или его территориального органа (их заместителями) в распоряжение на проведение проверки вносятся соответствующие изменения, о которых незамедлительно уведомляется работодатель посредством вручения копии приказа или направления его заказным письмом с уведомлением о вручении.

Решение о внесении изменений оформляется приказом в письменной форме.

117. В ходе проведения плановых и внеплановых проверок соблюдения работодателем обязательных требований подлежат обязательному рассмотрению в том числе следующие локальные нормативные акты и материалы:

выписки из уставных и организационно-распорядительных документов, содержащие сведения о направлениях производственной деятельности, структуре и общей численности работников проверяемого юридического лица или индивидуального предпринимателя;

документы, подтверждающие произведение работодателем в текущем и предыдущем годах в порядке, установленном Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 1, ст. 18; 2009, N 30, ст. 3739; 2010, N 40, ст. 4969; N 50, ст. 6601; 2011, N 9, ст. 1208; N 27, ст. 3880; N 49, ст. 7017; 2012, N 53, ст. 7601; 2013, N 30, ст. 4076; N 48, ст. 6165; 2014, N 14, ст. 1551; N 26, ст. 3394, 3398; N 30, ст. 4217; N 49, ст. 6915; 2016, N 1, ст. 14; N 11, ст. 1482; N 27, ст. 4183; 2017, N 18, ст. 2663; 2018, N 11, ст. 1591; N 27, ст. 3947; N, ст. 8462), своевременной и в полном объеме выплаты работникам пособий по временной нетрудоспособности;

персональные сведения о работниках, уволенных работодателем в течение трех лет, предшествовавших проверке, вследствие их смерти либо установления стойкой утраты трудоспособности, с указанием структурных подразделений, в которых они работали;

сведения о предоставлении работникам, нуждающимся в лечении по причинам, связанным с наступлением страхового случая, оплачиваемого отпуска для санаторно-курортного лечения (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно;

документы, подтверждающие произведение работодателем в установленном законодательством Российской Федерации порядке в текущем и предыдущем годах назначения, исчисления и выплату работникам пособий по временной нетрудоспособности и оплату отпуска для санаторно-курортного лечения за весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; пособий по временной нетрудоспособности за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя.

118. После рассмотрения и анализа представленных работодателем документов уполномоченным должностным лицом Роструда или его территориального органа проводится проверка полноты решений и действий работодателя по исполнению обязанностей, связанных с реализацией установленных законодательством прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и страховых выплат, в том числе связанных:

с формированием и представлением за свой счет страховщику в установленные им сроки документов (их заверенных копий), являющихся основанием для назначения обеспечения по страхованию, и иных сведений, необходимых для осуществления обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

своевременным произведением в установленном законодательством Российской Федерации порядке в текущем и предыдущем году назначения, исчисления и выплат пособий по социальному страхованию работникам за свой счет через бухгалтерию работодателя;

соблюдением порядка расследования и оформления страховых случаев, своевременным извещением о них страховщика и иных заинтересованных органов, а также обеспечением реализации права на участие в расследовании работников и их уполномоченных представителей, установленного Трудовым кодексом Российской Федерации, постановлением Минтруда России N 73;

обеспечением мер по предотвращению наступления страховых случаев и выполнением мероприятий по устранению причин страховых случаев, выработанных и предложенных в ходе их расследования;

обеспечением направления работников, получивших повреждение здоровья в результате страхового случая, в учреждение медико-социальной экспертизы на освидетельствование (переосвидетельствование) в установленные учреждением медико-социальной экспертизы сроки;

обеспечением проведения государственной экспертизы условий труда в целях объективного установления характера и условий труда работников, в том числе предшествовавших наступлению страхового случая;

проведением обучения за свой счет работников безопасным методам и приемам работы без отрыва от производства, а также с отрывом от производства, с сохранением среднего заработка и оплатой командировочных расходов;

информированием работников об их правах и обязанностях, а также о действующем порядке и условиях обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.