3.1. Основные принципы регистрации цен

Информация о ценах производителей предоставляется организациями на бланке формы федерального статистического наблюдения N 1-цены производителей "Сведения о ценах производителей промышленных товаров (услуг)" <*>. Возможно предоставление формы в электронном виде.

--------------------------------

<*> Статья 8 Федерального закона от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации".

Данные по этой форме предоставляются респондентами с месячной периодичностью 22 числа отчетного месяца. В отдельных случаях регистрация цен производителей может быть перенесена на 1 - 2 дня. При этом день регистрации цен для каждого вида товара должен оставаться постоянным для всех месяцев текущего года и интервал между предыдущей и последующей регистрациями цен на эти виды товаров должен быть равен календарному месяцу.

Регистрации подлежат, как правило, фактические цены на произведенные и отгруженные в отчетном месяце товары, предназначенные для реализации на внутрироссийский рынок и на экспорт (без налога на добавленную стоимость, акциза и других налогов, не входящих в себестоимость). Экспортная цена также не должна включать в себя таможенную пошлину и другие сборы, не входящие в себестоимость. Информация о товарах (услугах), предназначенных для реализации на экспорт, заполняется в том случае, если это указано в договоре или платежных документах.

Основанием для заполнения формы служат сведения о ценах, содержащиеся в первичной учетной документации, счетах-фактурах и других платежных документах на отгруженные товары. Если на момент регистрации отгрузка товаров не производилась, в форме приводятся цены, по которым товары отгружались или передавались на склад готовой продукции в ближайший ко дню регистрации день и которые отражены в первичном бухгалтерском учете.

На товары с длительным циклом производства, отгрузка которых с начала отчетного года еще не производилась, регистрации подлежат цены, указанные в заключенных договорах на поставку, с учетом условий договора. Договорные, контрактные, долгосрочные цены могут быть зарегистрированы также в тех случаях, когда между организациями действует система предоплаты или в договоре указаны конкретные условия, по которым окончательные цены определяются после поставки всей партии товаров. При этом уточняется, какой вид цены могут предоставлять организации на каждый вид товара, какому потребителю, и на основании полученной информации выбирается та, которая наиболее достоверно отражает производство и реализацию товаров в текущем периоде.

В случае замены организациями договорных или других "предварительных" цен на фактические цены отгрузки необходимые изменения должны учитываться в расчете индексов цен отчетного периода.

В состав регистрируемой цены не включаются дополнительные затраты производителей сверх цены производства, которые приводятся в платежных документах.

Так, например, не должны включаться приводимые в платежных документах затраты на транспортировку продукции и другие расходы, не предусмотренные ценой производителя и оплачиваемые заказчиком отдельно, сверх цены производства (такие как изменение дальности перевозки, условий транспортировки).

Если по товарам, производимым в упаковке (масла растительные, вино, шампанское, зубная паста, косметические и лекарственные средства), стоимость тары входит в себестоимость продукции, цены на такие товары регистрируются включая затраты на упаковку. В том случае, если произошли изменения упаковки, это рассматривается как качественное изменение товара.

Если в документах информация о ценах и количестве товаров отражается в единицах измерения, отличающихся от предусмотренных в номенклатуре товаров, и известен коэффициент пересчета в требуемые единицы измерения, в форме проставляются расчетные цена и количество.

Для проверки правильности поступающих данных предусмотрены контроли первичной информации, осуществляемые автоматически при получении электронных версий форм, результаты которых анализируются специалистами территориальных органов государственной статистики.

Для проверки достоверности данных специалисты территориальных органов Росстата периодически уточняют у сотрудников организаций предоставленные ими сведения за несколько последних месяцев, а также осуществляют визуальный контроль поступающей отчетности (на логику и полноту заполнения).