3.5. Регистрация цен по типам потребителей продукции

Одним из основных принципов расчета ИЦП является необходимость наблюдения за изменением цен на продукцию, которая реализуется одному и тому же типу потребителей при постоянных условиях продажи. Это позволяет при расчете индексов цен исключить влияние на их уровень факторов, связанных с изменениями условий продажи товаров или типов покупателей.

В ряде случаев организации осуществляют реализацию одного и того же вида товара разным потребителям (промышленным, строительным, посредническим организациям, организациям розничной или оптовой торговли) по различным ценам, и проследить на протяжении длительного периода динамику цен по одному и тому же типу потребителей достаточно сложно. Кроме того, в некоторых видах деятельности (например, в производстве пищевых продуктов) уровень и динамика цен могут различаться при реализации продукции внутри субъекта Российской Федерации и за его пределами. Исходя из этого, регистрация цен на наблюдаемые виды товаров осуществляется по двум - трем основным типам потребителей.

Если в организации периодически меняются типы потребителей и отследить изменение цен на продукцию, поставляемую одному и тому же типу потребителей, не представляется возможным, регистрация цен осуществляется по нескольким их типам. При незначительных расхождениях в уровнях цен для расчета индекса цен можно использовать среднеарифметическую взвешенную цену, сложившуюся по нескольким типам потребителей.

00000001.wmz (1),

где:

00000002.wmz - средняя цена j-го вида товара, реализованного по каналу a;

j - вид товара;

b - тип потребителя;

a - канал реализации товара (внутренний рынок экспорт, всего);

n - количество типов потребителей;

t - отчетный период;

pba, t - цена вида товара, реализованного типу потребителя b по каналу a, в отчетном периоде t;

qba, t - количество отгруженного типу потребителя b вида товара, реализованного по каналу a, зарегистрированное в отчетном периоде t.

Если уровень цен сильно отличается, необходимо рассчитывать агрегированный индекс по всем потребителям аналогично индексу цен по товарной группе (см. формулу 4). Такой расчет может быть осуществлен в комплексе ЭОД "Средние цены и индексы цен производителей промышленных товаров". В этом случае реализация товара каждому из потребителей рассматривается как отдельный вид товара.

Таким же образом следует поступать при разных условиях реализации товаров (продажа с предварительной оплатой, частичной оплатой, бартерные поставки, мелкими или крупными партиями). В качестве весов в течение отчетного года принимаются данные о количестве товаров, отгруженных каждому потребителю в базисном периоде. При регистрации цен исключаются "случайные" потребители с очень низким или очень высоким уровнем цены, как не отражающие реальную динамику цен.

Случаи смены потребителей, повлекшие скачок цен, должны рассматриваться аналогично изменению вида товара, которое не позволяет напрямую сравнивать цену отчетного и предыдущего периодов регистрации.

Наиболее часто встречающиеся искажения индексных расчетов связаны со сменой внутрироссийских потребителей на потребителей в других странах. Переход от регистрации цен на продукцию, реализуемую на внутрироссийский рынок, на регистрацию цен на экспортируемую продукцию, и наоборот, в течение текущего года недопустим и приводит к ценовой несопоставимости. В случаях изменения потребителей необходимо осуществить описанные выше расчеты для обеспечения сопоставимости данных.