IV. Отбор образцов (проб) игрушек и продукции, предназначенной для детей и подростков
Отбор образцов (проб) игрушек и продукции, предназначенной для детей и подростков, осуществляется должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор и/или федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, при исполнении ими своих служебных обязанностей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (далее - должностные лица Роспотребнадзора).
Для осуществления отбора образцов (проб) в случаях, когда требуется применение специальных знаний, навыков, специальных технических средств, привлекаются эксперты, указанные в распоряжении (приказе) о проведении данной проверки.
В целях обеспечения участия в проверке указанных экспертов руководитель Роспотребнадзора (его заместитель), руководитель территориального органа Роспотребнадзора (его заместитель), начальник территориального отдела территориального органа Роспотребнадзора (его заместитель) направляет соответствующий письменный запрос о привлечении к участию в проверке эксперта в адрес соответствующей аккредитованной организации.
Особенности процедуры отбора образцов (проб) продукции при проведении выездных проверок (плановых и внеплановых) определены положениями Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ), а также Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров, утвержденного приказом Роспотребнадзора от 16.07.2012 N 764.
Отбор образцов (проб) производится в соответствии с требованиями, устанавливающими методы отбора и исследований, в количестве, необходимом для проведения исследований. В случае проведения проверки в отношении крупных предприятий торговли с большим количеством (партий) ассортиментного перечня игрушек и продукции, предназначенной для детей и подростков при выборе объектов для лабораторного контроля следует принимать во внимание наибольшую вероятность возникновения потенциального риска причинения вреда здоровью ребенка, которая, например, обусловлена предназначением продукции для возрастной группы от 0 до 3-х лет, площадью непосредственного контакта с кожей и слизистыми оболочками (игрушки, соски и т.п.), продолжительностью контакта или продолжительностью использования изделия и так далее. Рекомендуется ориентироваться на приоритетный перечень продукции, приведенный в приложении 1 к настоящим методическим рекомендациям, который может быть дополнен исходя из задач конкретного контрольно-надзорного мероприятия.
Перечни показателей для использования при формировании программ испытаний отдельных видов игрушек и продукции, предназначенной для детей и подростков, определяются в соответствии с целями и задачами проводимых мероприятий по надзору и контролю соответствия продукции требованиям технических регламентов Союза.
При наличии сведений, дающих основание предполагать присутствие в партии единиц продукции, не отвечающих обязательным требованиям технических регламентов Союза, объем выборки определяется с учетом требований документов в области стандартизации.
Правила отбора образцов (проб) установлены требованиями документов, в области стандартизации, содержащих правила и методы измерений (исследований), в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения технических регламентов Союза.
Информация о правилах отбора и методах исследований должна быть доступна заинтересованным сторонам (лицам).
Перечень используемой нормативно-технической документации, содержащей правила отбора единиц (проб) продукции от партии, приведен в приложении 2 к настоящим методическим рекомендациям.
В случае недостаточного количества единиц игрушек и продукции, предназначенной для детей и подростков, необходимых для проведения лабораторных испытаний (исследований), заявленных в программе лабораторного контроля, фактическое количество отбираемой продукции не рекомендуется сокращать ниже количества единиц, приведенных в приложении 3 к настоящим методическим рекомендациям.
Состав участников процедуры отбора образцов (проб) при проведении выездных проверок включает:
- должностное лицо (лиц) органа государственного контроля (надзора), проводящего(их) выездную проверку;
- руководителя, уполномоченного представителя юридического лица либо индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя;
- представителя(-лей) экспертной организации или экспертов, привлекаемого(-ых) к проведению выездной проверки (при необходимости).
На процесс отбора образцов (проб) продукции при проведении выездной проверки распространяются все требования и ограничения, налагаемые на действия проверяющих органов при организации и проведении выездных проверок в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации <1>, в том числе в части:
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
- проведения проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора), его должностных лиц;
- соблюдения требований к оформлению распоряжения о проведении проверки (в частности, указание в распоряжении или приказе о проведении проверки фамилий, имен, отчеств, должностей должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций);
- соблюдения требований к экспертам, экспертным организациям, привлекаемым к проверке (эксперты, экспертные организации не могут состоять в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в отношении которых проводится проверка, и не могут являться аффилированными лицами проверяемых лиц);
- соблюдения порядка согласования проводимых проверок с органами прокуратуры в случаях, установленных законом;
- соблюдения установленных законом сроков уведомления о проведении проверки и сроков проведения проверки;
- проведения выездной проверки только в присутствии руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя (за исключением случая проведения такой проверки по основанию, предусмотренному подпунктом "б" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ);
- соблюдения порядка ознакомления руководителя или иного должностного лица юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя со служебными удостоверениями проверяющих должностных лиц, с распоряжением или приказом о проведении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения;
- недопустимости взимания органами государственного контроля (надзора), с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей платы за проведение мероприятий по контролю;
- недопустимости требования представления документов, информации, образцов (проб) продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изъятия оригиналов таких документов;
- недопустимости распространения информации, полученной в результате проведения проверки и составляющей государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- недопустимости требования от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, включенные в определенный Правительством Российской Федерации перечень;
- недопустимости требования от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления информации, которая была представлена ранее в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и (или) находится в государственных или муниципальных информационных системах, реестрах и регистрах.
Не подлежит отбору и санитарно-эпидемиологической экспертизе продукция:
- не имеющая маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законодательством;
- не имеющая документов (декларация, сертификат), подтверждающих безопасность. Алгоритм поиска информации о наличии и статусе данных документов представлен в приложениях 4 и 5 к настоящим методическим рекомендациям.
Не допускается отбор образцов (проб) для проведения их исследований без оформления акта отбора проб образцов, протокола отбора указанных образцов (проб).
В случае отсутствия в экспертной организации, в которую были направлены отобранные в ходе контрольно-надзорных мероприятий образцы (пробы) продукции, возможности проведения испытаний (исследований) в соответствии с программой лабораторного контроля, экспертная организация обеспечивает доставку данных образцов в упакованном и опломбированном (или опечатанном) виде в испытательный лабораторный центр, имеющий необходимую область аккредитации и оснащение.
При выборе типовых образцов для проведения их исследований (испытаний) в качестве справочных данных возможно использовать сведения по характеристикам, представленные в приложении 6 к настоящим методическим рекомендациям.
Допускается оформление одного документа об отборе нескольких образцов (проб), отобранных в одном месте отбора.
Документ об отборе образцов (проб) подписывается должностными лицами Роспотребнадзора, осуществляющими отбор образцов (проб) и иными участниками процедуры отбора.
Оформление протокола отбора образцов (проб) продукции, осуществляется должностным лицом Роспотребнадзора, уполномоченным проводить проверку, который обеспечивает передачу отобранных образцов (проб) экспертной организации.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей