Приложение

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 23 июля 2019 г. N ОГ-Д23-6791

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее - Департамент недвижимости) рассмотрел обращение относительно определения долей в праве общей долевой собственности на жилое помещение, приобретаемое с использованием средств материнского (семейного) капитала (МСК), и в рамках своей компетенции сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (далее - Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. Согласно Положению Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Решение о государственной регистрации, приостановлении государственной регистрации или отказе в государственной регистрации на объекты недвижимого имущества принимается в каждом конкретном случае государственным регистратором самостоятельно по результатам проведения правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов.

Согласно части 12 статьи 29 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.

Вместе с тем полагаем возможным обратить внимание на следующие положения действующего законодательства.

В соответствии с частью 4 статьи 10 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее - Закон N 256-ФЗ) жилое помещение, приобретенное (построенное, реконструированное) с использованием средств (части средств) МСК, оформляется в общую собственность родителей, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению.

Таким образом, исходя из положений действующего законодательства, размер доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, приобретаемое с использованием средств МСК, в том числе доли несовершеннолетних детей, должен определяться на основании письменного соглашения всех дееспособных членов семьи.

Кроме того, в связи с тем, что при появлении нового совместно проживающего члена семьи (например, при рождении ребенка) он также будет иметь право на долю в таком жилом помещении, в указанном соглашении об определении долей, на наш взгляд, должно быть предусмотрено положение о возможности уменьшения (перераспределения) долей участников общей долевой собственности.

Из обращения следует, что земельный участок был предоставлен заявителю и трем ее детям.

В этой связи, принимая во внимание положения пунктов 2, 3 статьи 245 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), если на момент обращения за государственной регистрацией прав на объект индивидуального жилищного строительства (далее - Дом) в семье родился ребенок, не являющийся участником общей долевой собственности на земельный участок, и супруг заявителя имеет право на дополнительные меры государственной поддержки, предусмотренные Законом N 256-ФЗ, по мнению Департамента недвижимости, с заявлениями о государственной регистрации права общей долевой собственности на Дом должны одновременно обратиться заявитель, действующая от своего имени и от имени своих детей в возрасте до 14 лет, ее супруг, совершеннолетние и несовершеннолетние дети в возрасте от 14 до 18 лет (если таковые имеются).

При этом размер долей в праве общей собственности на Дом может быть определен соглашением об определении долей в праве общей долевой собственности на Дом, предусмотренным частью 4 статьи 10 Закона N 256-ФЗ, с учетом положений статьи 245 ГК РФ.

Дополнительно сообщаем, что письма Минэкономразвития России не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не являются нормативными правовыми актами, имеют информационный характер и не препятствуют руководствоваться непосредственно нормами законодательства.

Заместитель директора

Департамента недвижимости

Э.У.ГАЛИШИН