Государственная программа демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации (основные направления и первоочередные меры), далее именуемая Государственной программой, устанавливает цели, приоритеты и место демонополизации экономики и развития конкуренции в общей государственной политике экономических реформ, этапы и методы формирования и развития конкурентной среды, задания и мероприятия по демонополизации экономики и развитию конкуренции на федеральном, отраслевом и региональных уровнях, а также ограничения в этой области.
Целью государственной политики демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации является повышение эффективности общественного производства на основе рыночного регулирования экономических процессов.
Основной задачей демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации в 1994 - 1995 годах является снижение концентрации производства и создание необходимых условий для развития конкуренции на рынках Российской Федерации по приоритетным группам товаров (работ, услуг).
Реализация этой задачи предусматривает:
анализ сложившихся товарных рынков, поведения на них предприятий и различных их объединений, не являющихся субъектами естественной монополии;
формирование необходимых организационно - экономических предпосылок для эффективной конкуренции на рынках Российской Федерации;
установление и поддержание единого экономического пространства на территории Российской Федерации;
создание системы государственного контроля и регулирования деятельности субъектов естественной и государственной монополии;
создание правовых и организационно - экономических условий для включения рыночных механизмов оптимизации товаропотоков, формирования цен и тарифов на социально значимые товары и услуги, отнесенные к сфере временной монополии;
учет структуры рынка при приватизации предприятий в целях повышения конкурентоспособности и эффективности их деятельности;
Демонополизация экономики и развитие конкуренции на рынках Российской Федерации взаимосвязаны с финансовой стабилизацией, антиинфляционными мерами, а также инвестиционной и экспортно - импортной политикой. Положения Государственной программы используются при формировании других федеральных программ, в том числе программ структурной перестройки и развития экономики в целом и отдельных ее секторов, а также программ социально - экономического развития регионов.
Прямая защита конкурентной среды и хозяйствующих субъектов от монополистической деятельности осуществляется на основании Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и не является предметом настоящей Государственной программы.
Процесс формирования и развития конкурентной среды рынков рассчитан на долгосрочную перспективу с ежегодным уточнением приоритетов.
Отраслевые программы демонополизации экономики и развития конкуренции являются неотъемлемой частью Государственной программы. Они включают в себя анализ структуры товарных рынков по продукции отрасли, уровня и форм проявления отраслевого монополизма, обоснованные предложения по перечню субъектов естественной монополии, планы демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках временных монополий на федеральном уровне. Планы демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках временных монополий, имеющих географические границы рынка в пределах национально - государственных и административно - территориальных образований, согласовываются с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части мероприятий, затрагивающих экономические интересы национально - государственных и административно - территориальных образований.
Региональные программы демонополизации экономики и развития конкуренции входят в состав программ социально - экономического развития региона и являются их неотъемлемой частью. Они включают анализ структуры товарных рынков, обоснованные предложения по перечню субъектов естественной монополии, планы демонополизации и развития конкуренции на рынках временных монополий на местном уровне. В составе региональных программ формируются предложения по демонополизации и развитию конкуренции на межрегиональных товарных рынках.
Процесс демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации предусматривает учет следующих общих требований:
ориентация на создание конкурентного рынка, защиту прав и интересов потребителей;
комплексность решения задач демонополизации, приватизации и структурной перестройки экономики;
дифференцированный подход к объектам демонополизации с учетом социальных интересов, отраслевых (продуктовых) и региональных особенностей;
взаимосвязанность решения проблем демонополизации и развития конкуренции на федеральном, отраслевом и региональном уровнях;
учет факторов интеграции российской экономики в мировую систему хозяйства, открытости товарных рынков для международной конкуренции в сочетании с мерами по защите отечественных товаропроизводителей;
мониторинг изменения структуры рынка и соответствия программно - реализационного механизма демонополизации и развития конкуренции его структуре;
обеспечение гласности проводимых мероприятий и их результатов.
Не подлежат демонополизации в течение пяти лет временные монополии, возникшие в результате использования изобретений, внедрения патентов, лицензионного оборудования, считая с момента приобретения лицензии, патента или регистрации изобретения.
Государственная программа не включает в число мер по демонополизации установление государственного контроля и регулирование цен временных монополий. При установлении монопольно высоких (низких) цен пресечение этого злоупотребления осуществляется в соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Для целей Государственной программы используются следующие понятия:
товарный рынок - рынок по каждому товару, виду работы, услуги (далее именуется - товар) или по каждой группе взаимозаменяемых товаров;
взаимозаменяемые товары - товары, близкие по потребительским свойствам и удовлетворяющие в основном одинаковые потребности;
товарные границы рынка - набор (перечень) взаимозаменяемых для удовлетворения конкретной потребности товаров;
географические границы рынка - сфера обращения товара и его заменителей, определяемая исходя из экономических возможностей покупателей в приобретении товара и на соответствующих территориях и отсутствия этих возможностей за их пределами (под соответствующими территориями наряду с национально - государственными и административно - территориальными образованиями понимаются также группы населенных пунктов или иные территории, находящиеся в пределах границ этих образований);
демонополизация - снижение концентрации производства товаров и создание необходимых условий для развития конкуренции на товарных рынках;
естественная монополия - монополия, при которой создание конкурентной среды на товарном рынке (в том числе путем ввоза продукции на данный рынок) независимо от уровня спроса невозможно или экономически неэффективно при существующем уровне научно - технического прогресса;
государственная монополия - монополия, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа;
временная монополия - монополия в условиях временного отсутствия конкуренции;
группа предприятий - совокупность хозяйствующих субъектов, имеющих отношения, основанные на прямом или косвенном имущественном контроле одного хозяйствующего субъекта над другим (другими) посредством обладания контрольным пакетом акций (паев, долей) в уставном капитале либо оказания решающего воздействия на принимаемые решения иными средствами. Применительно к целям демонополизации группа предприятий рассматривается как единый хозяйствующий субъект.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей