Приказом Росфинмониторинга от 18.12.2020 N 316 утверждена Программа на 2021 год.

Глава II. Текущий уровень развития профилактических мероприятий

Глава II. Текущий уровень развития

профилактических мероприятий

В целях осуществления профилактики нарушений обязательных требований Росфинмониторингом и его территориальными органами в 2019 году проведены следующие профилактические мероприятия:

2.1. Консультации в формате семинаров, инструктажей, тематических конференций (в том числе в режиме видеоконференцсвязи), информационных писем, "горячих линий";

2.2. Направлялись адресные письма подконтрольным субъектам о недопустимости нарушений требований законодательства о ПОД/ФТ и ответственности за нарушения (если возможность такого нарушения была выявлена при рассмотрении поступающей в Росфинмониторинг информации.

В 2019 году профилактическими мероприятиями было охвачено более 6,7 тыс. поднадзорных организаций. Достигнут основной результат проведения таких мероприятий - формирование единого понимания требований законодательства о ПОД/ФТ общественными объединениями, ассоциациями и представителями подконтрольных организаций, повышение качества организации и осуществления ими внутреннего контроля и, как следствие, - повышение уровня законопослушности.

2.3. Продолжена работа по совершенствованию системы электронных сервисов для поднадзорных субъектов - адресное взаимодействие в целях профилактики нарушений с подконтрольными субъектами через Личный кабинет (информационный ресурс, который размещен на сайте Росфинмониторинга в сети "Интернет" (далее - сайт Росфинмониторинга):

2.3.1. Разработанный в 2019 году алгоритм оценки субъектов с использованием интерфейса Личного кабинета позволяет довести до субъектов конкретные замечания и информацию о возможных нарушениях через систему оповещения (календарь событий) <1> - предоставлена возможность устранить замечания в онлайн режиме и, тем самым, исполнить все требования законодательства.

--------------------------------

<1> Выводится информация о конкретных нарушениях, например, "Вам необходимо отправить отчет по форме ФЭС-3".

2.3.2. В 2019 году разработаны индивидуальные стартовые страницы для субъектов законодательства о ПОД/ФТ в зависимости от их вида деятельности и с учетом статистических данных о наиболее часто посещаемых разделах (страниц), доступ к которым обеспечен через Личный кабинет <2>.

--------------------------------

<2> Будет введено в промышленную эксплуатацию с 2020 года.

2.3.3. Через Личный кабинет до поднадзорных субъектов было доведено 3 типологических схемы ОД/ФТ ("Незаконное получение субсидий в рамках государственных программ поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства", "Продажа наличной выручки ("теневая инкассация") платежными агентами", "Незаконное "обналичивание" материнского (семейного) капитала") для понимания имеющихся рисков ОД/ФТ.

2.3.4. В рамках реализации мероприятий по повышению уровня законопослушности 30.01.2019 в Личных кабинетах размещено Информационное сообщение "Вниманию организаций и индивидуальных предпринимателей, поднадзорных Росфинмониторингу".

В Информационном сообщении перечислены наиболее часто допускаемые нарушения требований законодательства о ПОД/ФТ и предложено организациям (ИП) провести анализ действующей у них системы осуществления внутреннего контроля и, при необходимости, принять меры по ее оптимизации и устранению причин и условий неисполнения требований законодательства. Большинством организаций (ИП) были приняты меры, направленные на устранение выявленных недостатков, что повлияло на повышение уровня их законопослушности.

2.3.5. Подготовлена и размещена в Личных кабинетах субъектов "Памятка для организаций и индивидуальных предпринимателей, поднадзорных Росфинмониторингу", информирующая об основных обязанностях организаций и индивидуальных предпринимателей по исполнению требований законодательства о ПОД/ФТ.

Взаимодействие с поднадзорными субъектами через Личный кабинет дополнительно позволило повысить уровень законопослушности подконтрольных субъектов в сфере ПОД/ФТ без проведения контрольных мероприятий на 3,5% при достижении общего уровня законопослушности 80,5%.

2.3.6. В 2019 году подготовлены отчеты об оценке рисков во всех подотчетных секторах (секторальная оценка рисков), которые доведены через Личные кабинеты до частного сектора.

2.4. В целях оказания содействия в повышении законопослушности подконтрольных субъектов других надзорных органов, осуществляющих контроль в сфере ПОД/ФТ, создан Личный кабинет надзорного органа, через который осуществляется доведение типологий и интегральной оценки рисков несоблюдения законодательства о ПОД/ФТ.

2.5. В течение года актуализировался перечень нормативных правовых актов и их отдельных положений, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении федерального государственного контроля за деятельностью подконтрольных субъектов в сфере ПОД/ФТ, размещенный на сайте Росфинмониторинга.

2.6. На сайте Росфинмониторинга в разделе "Организациям" обновлены тексты нормативных правовых актов, регулирующих вопросы законодательства о ПОД/ФТ (даны активные гиперссылки на них), указан порядок судебного и административного обжалования нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) Росфинмониторинга, его территориальных органов и их должностных лиц.

2.7. На сайте Росфинмониторинга актуализировалась информация о типовых нарушениях обязательных требований, выявляемых при проведении проверок, и размещалось обобщение правоприменительной практики в сфере ПОД/ФТ.

Результаты обобщения практики осуществления государственного контроля в сфере ПОД/ФТ размещены на сайте Росфинмониторинга в разделе "Мероприятия по профилактике нарушений" (по итогам 2018 года и за 6 месяцев 2019 года).

2.8. Росфинмониторингом в I полугодии 2019 года подготовлены и размещены на официальном сайте рекомендации для подконтрольных субъектов по заполнению формы карты постановки на учет, установленной новым Административным регламентом предоставления Федеральной службой по финансовому мониторингу государственной услуги по ведению учета организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденным приказом Росфинмониторинга от 11.02.2019 N 33.

2.9. Продолжено взаимодействие с предпринимательским сообществом через Совет комплаенс - консультативный орган при межведомственной комиссии по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию оружия массового уничтожения, объединяющий ведущих экспертов в сфере ПОД/ФТ во всех регионах Российской Федерации, и Международный Совет комплаенс, созданный в рамках Евразийской группы, в целях выработки подходов и методики снижения рисков законопослушности и вовлеченности в теневые схемы организаций, обязанных принимать меры в сфере ПОД/ФТ.

В качестве одного из основных инструментов взаимодействия Росфинмониторинга с частным сектором на региональном уровне выступает институт Региональных советов комплаенс (далее - РСК).

Работа РКС позволяет постоянно вовлекать новых субъектов в антиотмывочную систему, формировать эффективную "обратную связь" с частным сектором по вопросам обмена информацией о рисках, вырабатывать предложения по критериям о подозрительных операциях, достигать единообразного понимания рисков ОД/ФТ и обеспечивать обмен передовым опытом и лучшими практиками по организации и осуществлению внутреннего контроля в сфере ПОД/ФТ.

В целях повышения эффективности информационного потока одним из важнейших направлений работы РСК в 2019 году было совершенствование качества сообщений о подозрительных операциях.

В 2019 году проведено 15 заседаний и обучающих мероприятий в рамках РСК.

2.10. В соответствии с рекомендациями Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) взаимодействие с частным сектором является одной из приоритетных задач по линии надзора.

Текущий год во многом стал знаковым для национальной системы ПОД/ФТ - оценка ФАТФ, мероприятие, значимость которого действительно трудно переоценить как для финансовой системы, так и для экономики в целом.

Оценка, которую получила российская система ПОД/ФТ во многом является заслугой частного сектора и результатом взаимодействия и работы Росфинмониторинга, проводимой с ним. Большинство критериев оценки основывалось на интервью с представителями комплаенса, подразделений ПОД/ФТ организаций, на анализе эффективности превентивных мер. По мнению международных оценщиков, в российских финансовых институтах системы внутреннего контроля направлены на снижение рисков ОД/ФТ и основываются на передовых практиках и высокотехнологичных IT-решениях. Кроме того, особенно была отмечена работа Консультативного совета и Совета комплаенс как институтов взаимодействия, выстраивания партнерских отношений между государством и частным сектором в сфере ПОД/ФТ.