Заключение Комиссии Совета судей РФ по этике от 04.12.2019 N 14-КЭ "О праве судьи, пребывающего в отставке, занимать должности инспектора учебной части, заведующего учебной частью в образовательной организации высшего образования"

КОМИССИЯ СОВЕТА СУДЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЭТИКЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

от 4 декабря 2019 г. N 14-КЭ

О ПРАВЕ

СУДЬИ, ПРЕБЫВАЮЩЕГО В ОТСТАВКЕ, ЗАНИМАТЬ ДОЛЖНОСТИ

ИНСПЕКТОРА УЧЕБНОЙ ЧАСТИ, ЗАВЕДУЮЩЕГО УЧЕБНОЙ ЧАСТЬЮ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Комиссия Совета судей Российской Федерации по этике рассмотрела запрос о праве пребывающего в отставке судьи занимать должности инспектора учебной части, заведующего учебной частью в образовательной организации высшего образования.

Полномочия заявителя прекращены в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 14 Закона Российской Федерации N 3132-1 от 26 июня 1992 года (с последующими изменениями) "О статусе судей в Российской Федерации" (далее - Закон о статусе судей) на основании письменного заявления судьи об отставке. Заявитель - женщина, в возрасте 47 лет; стаж работы в должности судьи составляет 13 лет; до назначения на должность судьи занимала должность преподавателя юридических дисциплин в среднем специальном учебном заведении.

Заявитель просит разъяснить, вправе ли она занять должность инспектора учебной части или должность заведующего учебной частью одного из институтов (Институт непрерывного образования, ранее - факультет) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования.

Вопрос возник в связи с тем, что в должностные обязанности инспектора учебной части и заведующего учебной частью института входит решение вопросов, связанных с организацией учебного процесса в институте, и в Номенклатуре должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2013 N 678, они не названы.

Согласно пункту 2 статьи 15 Кодекса судейской этики, утвержденного VIII Всероссийским съездом судей 19 декабря 2012 года (ред. от 08.12.2016), судья может заниматься различными видами внесудебной деятельности, включая научную, образовательную, творческую, общественную, благотворительную и иные виды деятельности, и участвовать в различных публичных мероприятиях, если это не противоречит законодательству о статусе судей в Российской Федерации и не причиняет ущерб интересам правосудия.

Подпунктом 5 пункта 3 статьи 3 Закона о статусе судей из общего запрета судье заниматься другой оплачиваемой деятельностью сделано исключение в отношении педагогической, научной и иной творческой деятельности.

Для судьи возможность заниматься этими видами деятельности, в том числе и на платной основе, не связывается с уходом в отставку, достижением определенного возраста и/или наличием определенного стажа работы в должности судьи.

До принятия Федерального закона от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" Закон о статусе судей допускал занятие судьей преподавательской деятельностью. Действующая редакция подпункта 5 пункта 3 статьи 3 Закона о статусе судей использует понятие "педагогическая деятельность".

Содержание понятия "педагогическая деятельность" в Законе о статусе судей не раскрывается; не содержит определения этого понятия и Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ).

Учитывая, что Федеральный закон N 273-ФЗ регулирует отношения в сфере образования, устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования, именно из его положений следует исходить при уяснении содержания педагогической деятельности, разрешенной судье.

Согласно статье 2 Федерального закона N 273-ФЗ, определяющей используемые в нем основные понятия, образовательная деятельность - это деятельность по реализации образовательных программ; педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности (пункты 17, 21).

Таким образом, по буквальному содержанию приведенного определения к числу педагогических работников могут быть отнесены не только те работники образовательной организации, трудовая функция которых состоит в обучении и воспитании обучающихся, но и такие, трудовые обязанности которых сводятся исключительно к организации образовательной деятельности.

Однако установление правового статуса педагогического работника не ограничивается и не исчерпывается определением основного понятия в пункте 21 статьи 2 Федерального закона N 273-ФЗ.

Более детально вопросы, связанные со статусом педагогических, руководящих и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, регламентирует глава 5 названного Федерального закона.

Согласно части первой статьи 46 данного Закона право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. Частью второй этой статьи Правительству Российской Федерации предоставлено право утверждать Номенклатуру должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций (далее - Номенклатура должностей).

Под правовым статусом педагогического работника Закон понимает совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (часть первая статьи 47).

При этом, гарантируя педагогическим работникам определенные дополнительные трудовые права и социальные гарантии, законодатель налагает на них ряд дополнительных обязанностей, предопределяемых характером педагогической деятельности, в том числе предусматривает обязательное прохождение аттестации на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании (пункт 8 части 1 статьи 48, статья 49).

Именно для педагогических работников организаций, замещающих должности, поименованные в подразделе 2 раздела 1 Номенклатуры должностей, Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 года N 276 утвержден Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Федеральный закон N 273-ФЗ выделяет также должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции, которые предусматриваются в образовательных организациях наряду с должностями педагогических работников, научных работников (часть 1 статьи 52).

Поэтому комиссия исходит из того, что Номенклатура должностей, утверждение которой Правительством Российской Федерации предписано федеральным законодателем, не только определяет круг работников образовательных организаций, на которых распространяются те или иные социальные гарантии, но и позволяет выделить педагогических работников как лиц, обладающих специальным статусом, из числа иных работников образовательных организаций, трудовая функция которых по отношению к обучению и воспитанию обучающихся носит вспомогательный характер.

Право заниматься оплачиваемой педагогической деятельностью для действующего судьи - одновременно с выполнением должностных обязанностей судьи и для судьи в отставке - вне зависимости от возраста и судейского стажа является исключением из общих правил. Такое исключительное регулирование обусловлено особым характером педагогической деятельности, учитывает специальный статус педагогического работника и не может распространяться на тех работников образовательной организации, которые заняты только организацией образовательной деятельности и не указаны в Номенклатуре должностей педагогических работников.

Поэтому расширительное толкование понятия "педагогическая деятельность" при определении видов оплачиваемой деятельности, которой может заниматься судья, представляется недопустимым.

Пребывающий в отставке судья может работать на таких должностях в государственных и муниципальных образовательных учреждениях при соблюдении общих условий, указанных в абзаце первом пункта 4 статьи 3 Закона о статусе судей: при наличии стажа работы в должности судьи не менее 20 лет либо по достижении возраста 55 лет (для женщин - 50 лет).

Следует также учитывать, что заключения комиссии по этике носят рекомендательный характер, т.е. не обладают свойством обязательности. Поэтому судья, пребывающий в отставке, должен самостоятельно оценивать все свои действия с точки зрения соответствия их требованиям федерального законодательства, регулирующего статус судьи, Кодекса судейской этики. При решении вопроса о трудоустройстве на ту или иную должность судья не связан выводами комиссии по этике, и в любом случае с него не снимается личная ответственность за выбор той или иной модели своего поведения.