Заключение Комиссии Совета судей РФ по этике от 04.12.2019 N 18-КЭ "О праве судьи, пребывающего в отставке, замещать должность начальника правового управления законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации"

КОМИССИЯ СОВЕТА СУДЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЭТИКЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

от 4 декабря 2019 г. N 18-КЭ

О ПРАВЕ

СУДЬИ, ПРЕБЫВАЮЩЕГО В ОТСТАВКЕ, ЗАМЕЩАТЬ ДОЛЖНОСТЬ

НАЧАЛЬНИКА ПРАВОВОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО

(ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО) ОРГАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Комиссия Совета судей Российской Федерации по этике рассмотрела запрос о праве судьи, пребывающего в отставке, замещать должность начальника правового управления законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Кодекс судейской этики, утвержденный VIII Всероссийским съездом судей 19 декабря 2012 года, с изменениями, внесенными постановлением N 2 от 8 декабря 2016 года IX Всероссийского съезда судей (далее - Кодекс судейской этики), действие которого распространяется на всех судей Российской Федерации, в том числе на судей, пребывающих в отставке, предусматривает возможность судьи заниматься различными видами внесудебной деятельности, включая научную, образовательную, творческую, благотворительную и иные виды деятельности, в том числе на платной основе, если это не противоречит законодательству о статусе судей и не причиняет ущерб интересам правосудия (пункт 1 статьи 2, пункт 2 статьи 14, статья 20).

Общее правило о праве судьи, пребывающего в отставке, замещать должности муниципальной службы независимо от возраста и судейского стажа закреплено в пункте 4 статьи 3 Закона Российской Федерации от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 02.08.2019) "О статусе судей в Российской Федерации" (далее - Закон о статусе судей).

Исключение из общего правила о допустимости замещения судьей в отставке государственных должностей, должностей государственной службы, муниципальных должностей, должностей муниципальной службы составляют должности прокурора, следователя и дознавателя.

Подпунктом 6 пункта 3 статьи 3 Закона о статусе судей установлено, что судья не вправе быть поверенным или представителем (кроме случаев законного представительства) по делам физических или юридических лиц.

Законное представительство применительно к юридическим лицам имеет место в тех случаях, когда полномочия лица представлять юридическое лицо без доверенности основано на законе либо положениях учредительных документов юридического лица (полномочия законных представителей подтверждаются представленными суду документами, удостоверяющими их статус и полномочия, а не доверенностью).

Кодекс судейской этики право судьи быть представителем в судебных органах также ограничивает правом представлять самого себя и случаями законного представительства других лиц (пункт 1 статьи 16).

Согласно Положению об аппарате Тамбовской областной Думы, утвержденному постановлением Тамбовской областной Думы от 23 декабря 2006 года N 412 (с послед. изм.), аппарат Тамбовской областной Думы является постоянно действующим органом, осуществляющим правовое, организационное, документационное, аналитическое, информационное, финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности областной Думы.

Должности в аппарате Думы устанавливаются в соответствии с Законом Тамбовской области от 29 сентября 2006 года N 79-N "О реестре должностей государственной гражданской службы Тамбовской области", штатным расписанием Тамбовской областной Думы.

Правовое управление аппарата Тамбовской областной Думы, являющееся структурным подразделением аппарата Тамбовской областной Думы, действует на основании Положения о правовом управлении аппарата Тамбовской областной Думы, утвержденным распоряжением Тамбовской областной Думы от 27 декабря 2006 года N 537-лс (в ред. распоряжения от 06.12.2013 N 523-лс).

Одной из основных функций названного Управления является представительство интересов областной Думы в судах общей юрисдикции, арбитражных судах, правоохранительных органах и иных организациях.

Согласно пункту 8 Положения о правовом управлении аппарата Тамбовской областной Думы начальник Управления:

осуществляет непосредственное руководство Управлением;

информирует председателя областной Думы, первых заместителей председателя областной Думы, заместителей председателя областной Думы по вопросам, отнесенным к сфере ведения Управления;

участвует в работе комитетов областной Думы, связанных с подготовкой законопроектов к рассмотрению на заседаниях областной Думы, при обсуждении вопросов, отнесенных к сфере ведения Управления;

подписывает заключения Управления по законопроектам, проектам постановлений, другие документы по вопросам, отнесенным к сфере ведения Управления;

визирует принимаемые областной Думой проекты законов Тамбовской области, проекты постановлений областной Думы, распоряжения по вопросам кадровой работы, проекты решений комитета по законодательству областной Думы, а также другие документы по вопросам, отнесенным к сфере ведения Управления;

представляет интересы областной Думы в судах общей юрисдикции, арбитражных судах, правоохранительных органах и иных организациях;

представляет Управление во взаимоотношениях с другими структурными подразделениями аппарата областной Думы, соответствующими структурными подразделениями администрации области, исполнительными органами государственной власти области, органами местного самоуправления, а также с иными организациями по вопросам, отнесенным к сфере ведения Управления;

распределяет обязанности между работниками Управления;

вносит председателю областной Думы и руководителю аппарата областной Думы предложения: о структуре и штатах Управления, о применении к работникам Управления поощрений и дисциплинарных взысканий, об установлении, изменении, отмене надбавок к должностным окладам работников Управления; о премировании работников Управления.

С учетом того, что должность начальника правового управления аппарата Тамбовской областной Думы является должностью государственной гражданской службы, комиссия исходит из того, что судья, пребывающий в отставке, независимо от стажа работы судьей и возраста может замещать такую должность; его полномочие представлять интересы областной Думы в судах является законным представительством, допускаемым для пребывающего в отставке судьи Законом о статусе судей и Кодексом судейской этики.

Вместе с тем, принимая решение о поступлении на государственную службу и проходя такую службу, судья, пребывающий в отставке, должен учитывать рекомендательный характер заключений комиссии по этике и обязан самостоятельно оценивать все свои конкретные действия с точки зрения соответствия их требованиям федерального законодательства, регулирующего статус судьи, Кодекса судейской этики.

Так, несмотря на приостановление членства в судейском сообществе на период осуществления судьей в отставке разрешаемой Законом о статусе судей оплачиваемой деятельности, с него не снимается обязанность соблюдать установленное Законом о статусе судей требование избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти (пункт 2 статьи 3); он должен придерживаться установленных Кодексом судейской этики правил взаимодействия со средствами массовой информации, исключать комментарии по существу дел, по которым не принято окончательных судебных актов, проявлять сдержанность и корректность при комментировании решений своих коллег (статья 13).