См. Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2020 год.

Особенности осуществления аудиторских процедур при проведении аудита бухгалтерской отчетности кредитной организации

Особенности осуществления аудиторских процедур при проведении аудита бухгалтерской отчетности кредитной организации <4>

--------------------------------

<4> Материалы для настоящего раздела Рекомендаций предоставлены Банком России.

При проведении аудита бухгалтерской отчетности кредитной организации особое внимание должно быть обращено на:

1) применение МСФО (IFRS) 9 "Финансовые инструменты" <5>, в том числе:

--------------------------------

<5> Введен в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 27.06.2016 N 98н (с последующими поправками).

соответствие применяемых внутренних методик, моделей и процедур (в частности, при определении резервов под ожидаемые кредитные убытки) требованиям МСФО (IFRS) 9;

правильность классификации активов и обязательств;

правильность применения модели обесценения (рейтинговые модели, расчет PD, LGD, EAD, KEL, дисконт-фактор);

анализ степени "значительного обесценения активов", правильности распределения активов по стадиям обесценения;

проверку уровня существенности для обязательного использования метода эффективной процентной ставки;

анализ договорных процентных ставок на "рыночность", обоснованность выбранного критерия "существенности" при принятии решения о возможности считать ставку "рыночной";

анализ POCI-кредитов (правильность отнесения ссуд к данной категории, проверка тестов на модификацию, финансовых результатов от модификации);

корректность проведения SPPI-теста активов (особенно в увязке с имеющимися дополнительными условиями и ковенантами в кредитных договорах);

сопоставление величины пруденциальных резервов на возможные потери и оценочных резервов по МСФО (IFRS) 9, анализ существенных расхождений;

правильность учета комбинированных (гибридных) инструментов (наличие тесной связи с основным договором);

2) корректность расчета оценочных значений и корректировок стоимости активов, резервов, процентных корректировок, корректировок на "нерыночность", в том числе:

обоснованность определения уровня иерархии справедливой стоимости, выбора метода оценки актива по справедливой стоимости (правильность применения МСФО (IFRS) 13 "Оценка справедливой стоимости" <6>, особенно по производным финансовым инструментам);

--------------------------------

<6> Введен в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 28.12.2015 N 217н (с последующими поправками).

обоснованность оценки отдельных специфических активов (паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, контролирующего участия в страховых, лизинговых компаниях, активов для которых отсутствует активный рынок);

корректность корректировок, связанных со сближением отраслевых стандартов бухгалтерского учета и МСФО, при анализе деятельности по осуществлению отдельных видов активных операций и обязательств кредитной организации (в частности, корректировки сформированного резерва на возможные потери до суммы оценочного резерва под ожидаемые кредитные убытки, в том числе модель ожидаемых кредитных убытков (вероятность дефолта, ожидаемые убытки в случае дефолта), и корректировок, изменяющих стоимость активов и обязательств (переоценка);

анализ продолжающегося участия в переданных активах;

3) раскрытие информации об операциях со связанными сторонами с учетом требований МСФО (IAS) 24 "Раскрытие информации о связанных сторонах" <7>, пункта 10 Указания Банка России от 27 октября 2018 г. N 4983-У "О формах, порядке и сроках раскрытия кредитными организациями информации о своей деятельности", в том числе:

--------------------------------

<7> Введен в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 28.12.2015 N 217н (с последующими поправками).

полнота и корректность определения перечня юридических и физических лиц, отнесенных к категории связанных сторон в смысле МСФО (IAS) 24, в частности, лиц, к которым кредитная организация имеет требования, и величины указанных требований;

полнота и корректность определения общего перечня признаваемых связанными сторонами юридических и физических лиц, требования к которым участвуют в расчете норматива максимального размера риска на связанное с банком лицо (группу лиц) (Н25), размера требований к ним;

полнота раскрытия информации о связанных сторонах в пояснениях (примечаниях) к отчетности;

установленные кредитной организацией процедуры по определению связанных сторон, формированию их групп;

не выявленные или не раскрытые ранее операции со связанными сторонами, а также степень их влияния на оценку уровня рисков и показателей деятельности кредитной организации (в особенности на осуществление операций на нерыночных условиях, использование операций "схемного" характера по корректировке финансового результата кредитной организации, значения обязательных нормативов);

4) корректность применения кредитной организацией требований Положений Банка России от 28 июня 2017 г. N 590-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности", от 23 октября 2017 г. N 611-П "О формировании резервов на возможные потери" (с учетом изменений, внесенных Указаниями Банка России от 27 ноября 2018 г. N 4988-У, от 26 декабря 2018 г. N 5043-У, от 18 июля 2019 г. N 5211-У, от 18 июля 2019 г. N 5212-У). Обоснованность признания контроля/значительного влияния над отдельными организациями (в том числе в случаях получения операционного контроля над деятельностью проблемных заемщиков);

5) отражение остатков денежных средств, размещенных на корреспондентских счетах в банках-нерезидентах, при отсутствии в течение длительного времени движения по таким счетам, размещенных на "нерыночных" условиях, или в случае, когда величина таких денежных средств вызывает сомнение;

6) подтверждение отсутствия в деятельности кредитной организации признаков, свидетельствующих о проведении операций "схемного" характера; отсутствия обременения активов; формирования фиктивных доходов; завышения стоимости имущества и залогового обеспечения; выявления обстоятельств кредитования заемщиков с признаками отсутствия реальной деятельности.