Решение Верховного Суда РФ от 05.07.2001 N ГКПИ01-1028 <Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействительным "Порядка создания подразделений добровольной пожарной охраны и регистрации добровольных пожарных", утвержденного Приказом МВД РФ от 02.04.2001 N 390>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 5 июля 2001 г. N ГКПИ 01-1028

Именем Российской Федерации

Верховный Суд РФ в лице судьи

Верховного Суда Горохова Б.А.,

при секретаре Самолине В.В.,

с участием прокурора

Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф.

рассмотрел в открытом судебном заседании 5 июля 2001 г. гражданское дело по заявлению Берга Олега Викторовича о признании недействительным "Порядка создания подразделений добровольной пожарной охраны и регистрации добровольных пожарных", введенного в действие Приказом МВД РФ от 2 апреля 2001 г. N 390 (зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 28 апреля 2001 г., регистрационный N 2688).

Заслушав объяснения представителей Министерства внутренних дел Российской Федерации Быченковой И.В., Молчанова В.П., Земченка П.П., Жука А.А., представителя Министерства юстиции Российской Федерации Смирновой Е.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., Верховный Суд Российской Федерации

установил:

Берг О.В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействительным "Порядка создания подразделений добровольной пожарной охраны и регистрации добровольных пожарных", утвержденного начальником Главного управления Государственной противопожарной службы МВД РФ, главным государственным инспектором РФ и введенного в действие Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 2 апреля 2001 г. N 390 (зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 28 апреля 2001 г., регистрационный N 2688). В обоснование своих требований заявитель ссылается на то, что обжалуемый Порядок регулирует вопросы создания подразделений добровольной пожарной охраны на территории муниципальных образований, которые в соответствии с Порядком входят в систему обеспечения пожарной безопасности соответствующих муниципальных образований.

Как указывает заявитель, в настоящее время в большинстве муниципальных образований в Российской Федерации еще не созданы подразделения муниципальной пожарной службы, предусмотренные пп. 30 п. 2 ст. 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", и основные полномочия по обеспечению противопожарной безопасности осуществляются государственными органами пожарного надзора. Однако из положений оспариваемого Порядка следует, что предметом его регулирования является не деятельность государственных органов пожарного надзора, а порядок создания элементов муниципальной пожарной службы.

Пункт 2 ст. 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливает перечень вопросов местного значения, которые относятся исключительно к ведению местного самоуправления. Оспариваемый нормативный правовой акт, по мнению заявителя, нарушает права граждан на самостоятельное разрешение вопросов местного значения, к числу которых относится и вопрос об организации в муниципальных образованиях собственной пожарной службы.

В судебное заседание Берг О.В. не явился, представив заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.

Представители МВД РФ и Министерства юстиции РФ с требованиями Берга О.В. не согласились и просили заявление оставить без удовлетворения.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения участвующих в деле лиц и заключение прокурора, полагавшего требования Берга О.В. оставить без удовлетворения, Верховный Суд Российской Федерации оснований для удовлетворения заявления Берга О.В. не усматривает.

Согласно ст. 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. Федеральных законов от 22.04.1996 N 38-ФЗ, от 26.11.1996 N 141-ФЗ, от 17.03.1997 N 55-ФЗ, от 04.08.2000 N 107-ФЗ) в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.

Пунктом 30 части 2 статьи 6 этого Федерального закона предусмотрено, что к вопросам местного значения относятся, в частности, обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном образовании, организация муниципальной пожарной службы.

С учетом этих норм федерального законодательства следует согласиться с доводами заявителя относительно права муниципального образования самостоятельно решать вопросы о том, как на его территории будет обеспечена противопожарная безопасность и как будет организована муниципальная пожарная служба.

Вместе с тем указанные доводы заявителя не являются основанием для отмены оспариваемого нормативного правового акта, поскольку в нем отсутствуют нормы, обязывающие муниципальное образование определенным образом организовывать на его территории противопожарную безопасность и муниципальную пожарную службу. В нем регулируется порядок создания и регистрации добровольных пожарных дружин и добровольных пожарных, то есть регламентируется общественная деятельность, направленная на оказание помощи государственной и муниципальной пожарной службе.

В соответствии с пунктами "б" и "з" статьи 72 Конституции Российской Федерации обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности и осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Пожарная безопасность - один из видов безопасности, обеспечение которой находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Организация пожарной безопасности регулируется Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (в ред. Федеральных законов от 22.08.1995 N 151-ФЗ, от 18.04.1996 N 32-ФЗ, от 24.01.1998 N 13-ФЗ, от 07.11.2000 N 135-ФЗ), в соответствии со ст. 1 которого пожарная охрана - совокупность созданных в установленном порядке органов управления, сил и средств, в том числе противопожарных формирований, предназначенных для организации предупреждения пожаров и их тушения, проведения связанных с ними первоочередных аварийно - спасательных работ.

Статья 4 этого Федерального закона к видам пожарной охраны относит государственную противопожарную службу, ведомственную пожарную охрану, добровольную пожарную охрану и объединения пожарной охраны.

В силу статьи 13 Федерального закона "О пожарной безопасности" добровольная пожарная охрана - форма участия граждан в организации предупреждения пожаров и их тушении в населенных пунктах и на предприятиях.

Добровольный пожарный - гражданин, непосредственно участвующий на добровольной основе (без заключения трудового договора) в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и (или) тушению пожаров.

Порядок регистрации добровольных пожарных и создания подразделений (дружин, команд) добровольной пожарной охраны устанавливается Государственной противопожарной службой.

Статья 19 Закона к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относит, в частности, содействие деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны.

Оспариваемый Бергом О.В. "Порядок создания подразделений добровольной пожарной охраны и регистрации добровольных пожарных" принят в соответствии со ст. 13 Федерального закона "О пожарной безопасности", утвержден начальником Главного управления Государственной противопожарной службы МВД РФ - главным государственным инспектором РФ, введен в действие Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации в установленном Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" (в ред. Указов Президента РФ от 16.05.97 N 490, от 13.08.98 N 963) порядке, зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 28 апреля 2001 г. (регистрационный N 2688) и официально опубликован.

При принятии "Порядка создания подразделений добровольной пожарной охраны и регистрации добровольных пожарных" соблюдены требования ст. 19 Федерального закона "О пожарной безопасности" и пп. 30 п. 2 ст. 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Права неопределенного круга лиц и лично заявителя Берга О.В. при принятии этого нормативного правового акта не нарушены. Напротив, с его принятием в установленном федеральным законодательством порядке стала возможной реализация права граждан в форме добровольных пожарных дружин и добровольных пожарных содействовать обеспечению пожарной безопасности.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о необоснованности заявленных Бергом О.В. требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 191 - 197, 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление Берга Олега Викторовича о признании недействительным "Порядка создания подразделений добровольной пожарной охраны и регистрации добровольных пожарных", утвержденного начальником Главного управления Государственной противопожарной службы МВД РФ - главным государственным инспектором РФ, введенного в действие Приказом МВД РФ от 2 апреля 2001 г. N 390 (зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 28 апреля 2001 г., регистрационный N 2688), оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано и опротестовано в кассационном порядке в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней.

Судья Верховного Суда