2.2. Поведенческие аспекты деятельности исполнительных органов

Руководитель финансовой организации в своей текущей деятельности при исполнении возложенных на него обязанностей и реализации предоставленных ему полномочий должен соблюдать требования, установленные законодательством Российской Федерации и внутренними документами финансовой организации. По мнению Банка России, лучшей практикой является выполнение руководителем финансовой организации, в частности, следующих действий.

Постоянное стремление к повышению уровня собственных знаний и компетенций:

совершенствовать знания в области специфики деятельности организации;

развивать свои профессиональные компетенции и управленческий потенциал;

уделять внимание возникающим в сфере профессиональной деятельности технологиям и инновациям;

повышать квалификацию в вопросах финансового анализа и управления рисками;

изучать профильное законодательство, регулирующее сферу деятельности финансовой организации, в том числе по вопросам, относящимся к его зоне ответственности;

изучать практики корпоративного управления и ведения бизнеса крупнейших компаний на финансовом рынке, в том числе международных.

Анализ совокупной компетенции исполнительных органов финансовой организации и стремление повысить ее через инициирование соответствующих мероприятий:

анализировать потребности исполнительных органов финансовой организации в соответствующих компетенциях и следить за тем, чтобы состав коллегиального исполнительного органа, комитетов и комиссий финансовой организации был сбалансирован и разнообразен в части опыта, навыков, экспертиз входящих в него лиц, инициировать предложения по установлению критериев, которым должны удовлетворять исполнительные органы финансовой организации с точки зрения соответствия компетенции, балансу распределения ответственности и количества руководителей масштабу и характеру деятельности финансовой организации, а также ее совет директоров (наблюдательный совет) с точки зрения участия в нем представителей руководителей финансовой организации;

проводить оценку необходимых для эффективной работы исполнительных органов финансовой организации опыта и компетенций, предлагать решения, направленные на обеспечение достаточности опыта и квалификации его членов для решения задач, стоящих перед финансовой организацией с учетом масштабов и характера ее деятельности;

инициировать внедрение в организации программ повышения квалификации руководителей финансовой организации.

Подготовка к заседаниям коллегиального исполнительного органа, комитетов и комиссий финансовой организации:

при рассмотрении вопросов повестки дня и подготовке позиции для голосования всесторонне изучать каждый вопрос и учитывать всю известную информацию, которая имеет значение в данной ситуации;

предварительно прорабатывать вынесенные на обсуждение вопросы, при необходимости запрашивая и получая дополнительную информацию; предпринимать разумные действия по получению информации, которые обусловливают целесообразность обеспечения наиболее полного и всестороннего рассмотрения вопроса. Например, целесообразно осуществлять указанные действия в условиях наличия неполной информации, если временные ограничения требовали срочного решения, а риски откладывания этого решения перевешивали риски, связанные с отсутствием полноты необходимой информации;

при необходимости обращаться за профессиональными рекомендациями по вопросам, связанным с компетенцией коллегиального исполнительного органа, комитетов и комиссий финансовой организации к внутренним консультантам (члены коллегиальных исполнительных органов, руководители основных структурных подразделений и др.);

тщательно анализировать имеющуюся информацию, в том числе о деятельности, финансовом состоянии и положении на рынке организации, об изменениях законодательства и нормативных правовых актов Российской Федерации, выводы и заключения профильных подразделений, службы внутреннего контроля и внутреннего аудитора, а также о влиянии принятого решения на организацию в целом;

обращать внимание на то, что анализ материалов, представленных к заседанию, является важной, но не единственной компонентой подготовки к решению вопросов, необходимо использовать весь свой багаж опыта и знаний, общение с коллегами из числа руководителей финансовой организации, их непосредственных помощников, советников и иных сотрудников, а также запрашивать и изучать информацию из различных внешних и внутренних источников для принятия решения по вопросу, вынесенному на заседание коллегиального исполнительного органа.

Постоянное взаимодействие со своими коллегами, стремление в рамках заседания коллегиального исполнительного органа, комитетов и комиссий финансовой организации создать и поддерживать атмосферу конструктивного диалога и поиска оптимальных решений:

конструктивно взаимодействовать с коллегами, быть открытым для консультаций;

внимательно выслушивать мнение коллег и использовать собственные навыки, опыт и знания во время обсуждения стратегических вопросов, стоящих перед компанией;

поощрять обсуждение важных для развития организации вопросов, при необходимости выносить на обсуждение вопросы, не внесенные в повестку дня;

вырабатывать аргументированную и обоснованную позицию по вопросам повестки дня, высказывать взвешенные деловые суждения на заседаниях, не поддаваясь эмоциям;

высказывать независимые мнения по вопросам повестки заседаний, не занимать пассивную позицию;

в случае необходимости - предотвращать неконструктивную дискуссию и переводить дискуссию в конструктивное русло.

Взаимодействие с руководителями, акционерами (участниками, членами, пайщиками) и иными стейкхолдерами, позволяющее лучше формировать широкое стратегическое видение места организации в соответствующей сфере деятельности, понимать и оценивать интересы различных сторон:

принимать по возможности участие в общих собраниях акционеров (участников, пайщиков, членов), быть заинтересованным в получении информации о векторах развития организации, обсуждаемых руководителями, акционерами (участниками, членами, пайщиками) и иными стейкхолдерами;

быть открытым для взаимодействия со всеми лицами, имеющими отношение к деятельности организации;

не принимать подарки от сторон, заинтересованных в принятии решений, равно как и пользоваться какими-либо иными прямыми или косвенными выгодами, предоставленными такими лицами (за исключением подарков, полученных в связи с участием в протокольных и иных официальных мероприятиях);

в случае возникновения конфликта интересов - незамедлительно сообщать уполномоченному коллегиальному органу (должностному лицу), к компетенции которого относятся вопросы урегулирования конфликта интересов, как о самом факте наличия конфликта интересов, так и об основаниях его возникновения. Такое сообщение должно быть в любом случае сделано до начала обсуждения, выработки решения по вопросу, в отношении которого у такого руководителя финансовой организации имеется конфликт интересов;

задавать вопросы по существу и настаивать на получении полных и надлежащих ответов на все заданные по существу вопросы;

требовать предоставления дополнительной информации, когда такая информация необходима для принятия взвешенного решения;

в случае недостатка информации отложить принятие решения (при наличии такой возможности с учетом отсутствия риска негативных последствий для организации) и предпринять действия, направленные на получение всей необходимой и достаточной для его принятия информации, которые обычны для деловой практики при сходных обстоятельствах;

в случае необходимости оказывать консультационную поддержку коллегам и членам совета директоров (наблюдательного совета) финансовой организации в тех сферах, в которых руководитель обладает опытом и экспертизой;

в случае несогласия с принятым решением, реализация которого создает реальную угрозу интересам финансовой организации и (или) ее стейкхолдеров, информировать об этом органы управления финансовой организации, а в случае их бездействия или заинтересованности в соответствующем решении - Банк России, инициировать в финансовой организации решение вопроса о формировании, раскрытии и контроле практического применения политики финансовой организации, предоставляющей возможность руководству финансовой организации получать информацию о фактах недобросовестных действий и действий, имеющих признаки коррупционных правонарушений, если такая политика в финансовой организации отсутствует.