1.4. Оценка деятельности единоличного и коллегиального исполнительных органов

Эффективность деятельности единоличного и коллегиального исполнительного органов оценивается акционерами (участниками, пайщиками, членами) финансовой организации на годовых общих собраниях <64>, а в течение всего периода осуществления деятельности единоличного и коллегиального исполнительных органов - советом директоров (наблюдательным советом) финансовой организации.

--------------------------------

<64> Например, при рассмотрении вопроса об утверждении годового отчета, годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности общества, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества (пункт 11 части первой статьи 48 и пункт 2 статьи 54 Закона об АО).

Главным критерием деятельности исполнительных органов финансовой организации является результативность. Для оценки результативности рекомендуется использовать технологию SMART <65>, в которой оценка деятельности осуществляется с точки зрения надлежащего исполнения единоличным и коллегиальным исполнительными органами своих обязанностей, достижения оптимального баланса при реализации стратегических целей финансовой организации в условиях ограниченности ее ресурсов и изменения внешней среды финансовой организации. Баланс поддерживается между разными по содержанию, а порой разнонаправленными целями, как, например, доли в различных секторах финансового рынка, конкурентная позиция на национальном и региональных рынках услуг, объем активов, приносящих доход, прибыль, размер дивидендов и отчислений в фонды, изменение размера и структуры клиентской базы, обеспечения клиентов продуктами и услугами финансовой организации, эффективность использования и экономия ресурсов, эффективность реализации проектов по внедрению новых продуктов и услуг, финансовых технологий. При этом исполнительные органы финансовой организации вынуждены искать компромиссные решения для удовлетворения разнонаправленных интересов акционеров (участников, членов, пайщиков), персонала, органов государственной власти и местного самоуправления, некоммерческих организаций, организаций, объединяющих граждан, проживающих на территории коммерческого присутствия финансовой организации, клиентов, кредиторов и иных стейкхолдеров.

--------------------------------

<65> SMART, где S (specific) - конкретность; M (measurable) - измеримость; A (achievable) - достижимость; R (relevant) - уместность; T (timed) - определенность по времени.

Одновременно исполнительным органам финансовой организации для достижения финансовой организацией поставленных целей рекомендуется:

-

регулярно проводить переоценку финансовых продуктов и услуг и аттестацию (оценку результативности) персонала, чтобы убедиться в том, что они по-прежнему выполняют свое предназначение и целевые показатели;

-

принимать меры по устранению избыточных управленческих звеньев, предотвращению необоснованного усложнения структуры руководства, увеличения количества звеньев управления;

-

проводить совещания, аттестации и обучение, чтобы помочь внедрить общие ценности финансовой организации во все ее подразделения.

Рекомендуется также проводить оценку деятельности коллегиального исполнительного органа. В частности, критериями, подлежащими оценке, могут являться:

-

соответствие навыков, опыта, знаний и компетенций членов коллегиального исполнительного органа целям и задачам, масштабу и характеру деятельности финансовой организации;

-

качество взаимодействия коллегиального исполнительного органа с советом директоров (наблюдательным советом), с акционерами (участниками, членами, пайщиками) и другими стейкхолдерами, в том числе обеспечивается ли надлежащее качество предоставляемой коллегиальным исполнительным органом информации совету директоров (наблюдательному совету) и высшему органу управления финансовой организации, прозрачность принятия решений коллегиального исполнительного органа для его членов, совета директоров (наблюдательного совета) и высшего органа управления финансовой организации;

-

эффективность организации работы коллегиального исполнительного органа и его функционирования как единого целого, в том числе обеспечивается ли вынесение на заседание всех важных вопросов компетенции коллегиального исполнительного органа, соблюдение регулярности проведения заседаний, своевременность принятия решений по вопросам компетенции коллегиального исполнительного органа, используемым стилем председательства на заседаниях, организация и уровень подготовки заседаний, а также необходимое качество обсуждения вопросов, вынесенных на заседание.

Важно, чтобы процесс оценки не носил формальный характер, а проводился для того, чтобы результаты оценки могли быть использованы советом директоров для учета в работе в целях повышения эффективности управления деятельностью финансовой организации, при формировании состава исполнительных органов финансовой организации на будущие периоды, разработке программ введения в должность и программ развития высшего менеджмента, а также в других сферах деятельности организации.

Оценка эффективности деятельности руководителей финансовой организации позволяет получить необходимые сведения об успешности управления конкретными направлениями деятельности и процессами для принятия решения о необходимости корректировок в случае выявления отклонений от заданных параметров. Данный эффект достигается за счет предоставления исполнительным органам финансовой организации обратной связи о сильных и слабых сторонах их деятельности, а также обсуждения способов и мер для ликвидации возникших проблем.

Оценка эффективности исполнительных органов финансовой организации может использоваться для:

-

стимулирования руководителей к достижению поставленных целей;

-

определения целей и задач на следующий период;

-

определения кандидатов на замещение должностей в исполнительных органах финансовой организации или перераспределения функций лиц, назначенных (избранных) в исполнительные органы;

-

принятия решения о размере вознаграждения и нематериальном поощрении руководителей.

По результатам проведения оценки в случае выявления недостатков в деятельности исполнительных органов рекомендуется поручить исполнительным органам разработать план улучшения их работы и на регулярной основе отслеживать его реализацию.