2.1. Формирование "корзины" товаров-представителей

"Корзина" товаров-представителей строится на базе согласованной с соответствующими министерствами и ведомствами Номенклатуры продукции и услуг по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности и расширяется с учетом предложений территориальных органов статистики, заинтересованных министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, представителей экспертного сообщества.

Для обеспечения репрезентативности индексов производства совокупная стоимость товаров, включенных в "корзину" по элементарному виду деятельности, должна составлять не менее 70 процентов от объема производства в стоимостном выражении базисного года по данному элементарному виду экономической деятельности. В данном случае под репрезентативностью понимается свойство выборочной совокупности товаров-представителей "корзины" представлять параметры промышленного производства в целом.

При формировании "корзины" необходимо обеспечить, с одной стороны, представительность (репрезентативность) индекса, с другой - оперативность формирования информационного массива данных по производству товаров (видов продукции, изделий).

"Корзина" товаров формируется из профильных для элементарных видов деятельности товаров, по возможности дифференцированных по качественным характеристикам и направлениям использования <1>.

--------------------------------

<1> Например, вместо суммарной группировки "подъемники и конвейеры пневматические и прочие непрерывного действия для товаров или материалов" включены конвейеры, элеваторы, подъемники и конвейеры пневматические и прочие непрерывного действия для товаров или материалов, не включенные в другие группировки. Когда по товарам можно получить данные о выпуске не только в натуральном измерении, но и по основному технико-экономическому параметру (полезное содержание компонента, мощность, грузоподъемность, производительность и т.д.), предпочтение отдается последнему измерителю. Например, производство турбин, генераторов учитывается не в штуках, а в тысячах кВт, консервов - в тысячах условных банок, швейных ниток - в тысячах условных катушек, древесностружечных плит - в условных кубических метрах, обоев - в тысячах условных кусков, кирпичей - в миллионах условных кирпичей, паровых котлов - в тоннах пара/часов и т.д. Это позволяет учитывать качественные изменения в товарных группах.

В "корзину" преимущественно включаются товары, представляющие собой конечный продукт конкретного вида деятельности. В порядке исключения по отдельным видам деятельности возможно включение в "корзину" товара, часть которого может быть направлена на дальнейшую переработку в рамках того же вида деятельности <2>.

--------------------------------

<2> Это продиктовано сложностями получения в оперативном режиме информации о продукции, пошедшей на дальнейшую переработку в рамках одной и той же организации. Кроме того, конечный продукт для одного предприятия может являться промежуточным продуктом для другого.

Отбираются не только товары, в отношении которых легко оценить физический рост их производства (например, нефть, газ, уголь, руда, цемент), но и товары, динамику выпуска по которым трудно оценить из-за их широкого ассортимента (например, измерительные приборы).

Производство по включенным в "корзину" товарам, может быть учтено в натуральных единицах или в стоимостном выражении.

Выбор измерителей для динамических рядов показателей по товарам, используемым при расчете индивидуальных индексов, должен быть оправдан с точки зрения значимости этих товаров в производстве добавленной стоимости по соответствующему элементарному виду деятельности.

Технологически отбор товаров в "корзину" осуществляется в несколько этапов.

Для преемственности расчетов во времени в основу формирования перечня товаров-представителей положен принцип максимально возможного сохранения на длительный период постоянной (обязательной) "корзины" товаров.

Актуализация "корзины" проводится при переходе в расчетах на новый базисный год и/или при переходе на новые версии классификаторов продукции и/или видов экономической деятельности.

При переходе на более актуальный базисный год в "корзину" включаются товары, выпуск которых начат или существенно расширен за период с предшествующего базисного года. Для более точного учета товарных сдвигов и качественных изменений при необходимости проводится разукрупнение товаров, т.е. включение в расчет данных по ассортиментным группам. Товары, выпуск которых прекращен, исключаются.

Включенный в унифицированную "корзину" товар сохраняется в ее составе до момента актуализации базисного года.

В случае, когда по элементарному виду экономической деятельности сформировать репрезентативную "корзину" товаров в натуральном выражении сложно, применяется метод дефлятирования <1>.

--------------------------------

<1> Процедура, обеспечивающая перевод экономических показателей, рассчитанных в текущих ценах, в сопоставимые цены.

Метод дефлятирования предпочтителен в случаях, когда:

товар (товары) занимает значительную долю в производстве по виду деятельности, но о нем (о них) трудно в оперативном порядке получать информацию в натуральном (физическом) выражении;

элементарный вид деятельности занимает существенную долю в производстве, но в силу специфики деятельности результат не может быть представлен в натуральном выражении;

происходит существенное изменение ассортиментного состава продукции в рамках элементарного вида деятельности;

элементарный вид деятельности полностью представлен продукцией с длительным циклом изготовления (судостроение, производство самолетов и вертолетов). Учет производства этой продукции в натуральных единицах измерения возможен только после завершения ее изготовления, что приводит к значительному "скачку" значения индексов в месяце завершения производства такой продукции;

Подробно применение метода дефлятирования рассмотрено в п. 4.1 Методологии.

Централизованно сформированный единый унифицированный перечень товаров-представителей "корзины" обязателен к использованию при расчетах как на уровне Российской Федерации в целом, так и на уровне субъекта Российской Федерации.