Уровень развития финансового рынка определяется фундаментальными характеристиками социально-экономического положения страны: диверсифицированностью экономики, уровнем благосостояния населения, развитостью государственных и правовых институтов, степенью интеграции внутреннего финансового рынка в глобальные рынки капитала и другими.
Модель финансового рынка России во многом схожа с моделями других стран с формирующимися рынками <5>. Ее основными чертами являются доминирование банков над некредитными финансовыми организациями (НФО) <6>, опора экономических агентов при инвестировании на собственные средства, преимущественная роль бюджетного и межфирменного каналов в перераспределении финансовых ресурсов по сравнению с каналом финансового посредничества.
--------------------------------
<5> Результаты опубликованного на сайте Банка России исследования Столбова М., Голощаповой И., Солнцева О. и др. "Сопоставление модели российского финансового сектора с моделями финансовых секторов других стран" подтверждают сходство моделей финансовых рынков России, Индонезии, Аргентины, Колумбии, Казахстана, Турции, Перу, Уругвая, Македонии, Филиппин, Пакистана, Мексики и ряда других стран.
<6> На конец 2018 года активы российских кредитных организаций составили 91,4% от ВВП, активы трех основных групп НФО - НПФ, субъектов страхового дела и СЧА ПИФ - 4,0; 2,5 и 3,2% от ВВП соответственно.
Слабое развитие рынка капитала и отсутствие прочного базиса институциональных инвесторов в лице страховых компаний и пенсионных фондов ограничивают возможности экономики по трансформации сбережений населения в долгосрочные инвестиции, необходимые для устойчивого роста экономики и повышения благосостояния граждан. Приток иностранных инвестиций в последние годы существенно замедлился из-за ограничения доступа к внешним рынкам капитала вследствие введенных рядом стран финансово-экономических санкций в отношении России.
Российский финансовый рынок имеет и другие особенности. К ним относится довольно высокий уровень концентрации в отдельных секторах, в первую очередь - в банковском, где на пять крупнейших кредитных организаций приходится 60,4% совокупных активов всего сектора <7>.
--------------------------------
<7> По уровню концентрации российский банковский сектор находится в середине списка стран, входящих в ЕС, причем существенно ближе к странам с низкими показателями концентрации. В 16 странах ЕС доля пяти крупнейших банков существенно выше: максимальная концентрация - в Греции (97,0%), Эстонии (90,3%) и Литве (90,1%). В 12 странах ЕС концентрация ниже - в частности, в Люксембурге (26,2%), Германии (29,7%), Австрии (36,4%).
Активность населения на финансовом рынке остается низкой. В структуре сбережений населения доминируют банковские депозиты <8>, что во многом обусловлено мерами Банка России, укрепившими надежность банковской системы (в том числе стабильностью функционирования системы страхования вкладов), а также исторически низким доверием к небанковским финансовым посредникам из-за деятельности теневых и недобросовестных участников рынка.
--------------------------------
<8> На конец 2018 года объем депозитов населения в российских банках составил 28,5 трлн руб. (27,6% ВВП).
Недобросовестность продавцов финансовых услуг порождает ответную реакцию со стороны потребителей. Уровень доверия граждан к финансовым организациям крайне неоднороден, но 26% граждан считают невозврат кредита допустимым, а 38% полагают, что небольшая задержка во внесении платежей по кредиту не страшна <9>. Очевидно, что это является следствием не столько низкого этического уровня российских заемщиков, сколько их низкой осведомленности в финансовых вопросах (например, непонимание значения кредитной истории). Последнее подтверждается исследованием финансовой грамотности <10>, проведенным в 2016 году Организацией экономического сотрудничества и развития в 26 странах, по результатам которого Россия заняла 23-е место.
--------------------------------
<9> Доверие россиян банкам/Серия "Социология. Статистика. Публикации. Отраслевые обзоры". М.: НАФИ, 2017. N 8 (12), декабрь.
<10> OECD/INFE International Survey of Adult Financial Literacy Competencies. OECD, 2016.
Доверие - долгосрочный социальный капитал, который формируется и нарабатывается годами. Его фундаментом является своевременное выявление, предупреждение и пресечение недобросовестного поведения и финансовых проблем финансовых организаций, создающих угрозу средствам кредиторов. Несмотря на проведение комплекса мероприятий по повышению устойчивости финансовых организаций, процесс очищения российского финансового рынка от слабых и недобросовестных игроков окончательно не завершен.
Вместе с тем важно иметь возможность реагировать на проблемы на ранней стадии, тем самым предотвращая ущерб для потребителей финансовых услуг и для стабильности финансового рынка. Расширение возможностей применения профессионального суждения <11>, внедрение в надзорную практику стресс-тестирования позволят перейти к проактивному подходу к надзору без увеличения регуляторной нагрузки на добросовестных игроков.
--------------------------------
<11> Более подробно данное понятие раскрыто в Разделе III на стр. 29.
Важными составляющими доверия являются также сформировавшиеся на рынке типовые способы взаимодействия, называемые этической культурой, а также институт деловой репутации. Доверие на финансовом рынке формируется, когда регулярный опыт взаимодействия доказывает, что его участники действуют профессионально, соблюдают закон и соответствуют высокому деловому стандарту, а также четко понимают, каким образом положительная деловая репутация повышает их рыночные возможности. В системе регулирования отечественного финансового рынка вопросы предотвращения конфликта интересов, персональной ответственности менеджмента и собственников финансовых организаций за нарушения раскрыты недостаточно подробно <12>.
--------------------------------
<12> Подтверждается выводами из Программы оценки финансового сектора (FSAP), проведенной совместной миссией МВФ и Всемирного банка в 2016 году.
В последние годы российский финансовый рынок прошел через множество регуляторных изменений. Эти новации при всей их важности и позитивном влиянии на долгосрочное развитие требуют от финансовых компаний подстройки операционных процессов и создают ряд неудобств. Кроме того, частая смена правил может негативно сказываться на понимании населением происходящих изменений и, как следствие, на доверии граждан к рынку в целом. В этой связи важной задачей регулятора является нахождение сбалансированного темпа развития, комфортного для всех участников финансового рынка.
- Развитие конкурентной среды на финансовом рынке.
- Развитие потенциала финансового рынка по трансформации сбережений в долгосрочные инвестиции, развитие источников и инструментов рынка капитала.
- Реализация комплекса мер по повышению доверия на финансовом рынке - увеличение прозрачности и чистоты функционирования рынка, устранение практик недобросовестного поведения, управление конфликтом интересов, повышение культуры функционирования финансовой среды.
- Развитие инструментов проактивного надзора на финансовом рынке.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей