Существующее законодательство обязывает финансовых посредников, клиринговые центры и управляющих проводить разделение активов в зависимости от специфики их деятельности. Однако законодательство о несостоятельности (банкротстве) в недостаточной мере учитывает сложность корреспондентских отношений между финансовыми институтами при обслуживании клиента. Более того, кредитные организации, осуществляя профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, в принципе не разделяют собственные и клиентские средства (кроме случаев доверительного управления). В итоге средства клиентов могут быть смешаны с собственными активами несостоятельного финансового института и войти в конкурсную массу.
Наличие подобных рисков свидетельствует о том, что существующие правовые механизмы нуждаются в совершенствовании для обеспечения должного уровня защиты инвестора от банкротства обслуживающих его финансовых институтов. В целях формирования доверительной среды на финансовом рынке планируется внесение изменений в регулирование, устраняющих правовую неопределенность при банкротстве профессиональных участников рынка ценных бумаг путем распространения на кредитные организации в случае осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг обязанности осуществлять раздельный учет клиентских и собственных активов.
Банк России продолжит работу в направлении совершенствования регулирования профессиональной деятельности на национальном финансовом рынке. В связи с появлением технологий дистанционного использования торговых платформ при купле-продаже ценных бумаг, а также с появлением новых сложных финансовых инструментов оценивается целесообразность изменения подходов к регулированию инвестиционной деятельности за свой счет, в частности - расширения определения указанной деятельности.
Банк России в среднесрочной перспективе планирует уделить особое внимание деятельности регистраторов и депозитариев. Представляется целесообразным гармонизировать подходы к регулированию схожей по своей сути деятельности в части учета прав клиента на ценные бумаги. Последние изменения в законодательстве свидетельствуют о сближении депозитариев по части своего функционала с регистраторами (ведение реестров владельцев инвестиционных паев, обездвижение документарных облигаций и закладных). Банк России планирует рассмотреть возможность дальнейшего сближения регуляторных моделей организаций, осуществляющих учет прав на ценные бумаги, для устранения регуляторного арбитража и поведенческих барьеров, препятствующих развитию справедливой конкуренции в указанной сфере деятельности.
С целью повышения финансовой стабильности и устранения существующих барьеров для использования широкого спектра инструментов рынка капитала Банк России продолжит развитие рынка производных финансовых инструментов (ПФИ), являющихся важнейшими инструментами хеджирования рыночных рисков. Реализация мер в этом направлении обеспечит выполнение принятых Российской Федерацией обязательств в рамках G20 по реформированию рынка внебиржевых ПФИ.
С целью повышения прозрачности и устойчивости рынка процентных ПФИ будет осуществляться поэтапный перевод внебиржевых процентных ПФИ на централизованный клиринг. Для отдельных категорий внебиржевых ПФИ, по обязательствам из которых не будет осуществляться добровольный или обязательный централизованный клиринг, будет поэтапно вводиться требование об обязательном маржировании (финансовом обеспечении исполнения обязательств).
Рассматривается также возможность внесения в российское законодательство <36> определения понятия хеджирующей сделки, отвечающего международной практике, в том числе для установления четких различий между хеджирующими и спекулятивными сделками. Риск такой переквалификации (из хеджирующих в спекулятивные) и соответствующие налоговые последствия являются препятствием для использования хеджирующих сделок среди российских нефинансовых компаний и одной из причин невысокого уровня ликвидности российского рынка ПФИ.
--------------------------------
<36> В настоящее время определение операции хеджирования содержится исключительно в тексте ст. 301 Налогового кодекса и недостаточно оптимизировано для иных регуляторных целей помимо налоговых.
Другими направлениями совершенствования регулирования рынка ПФИ станут:
- устранение барьеров в российском правовом поле для заключения сложных договоров, содержащих элементы ПФИ (структурированных финансовых инструментов);
- минимизация правовых неопределенностей в части понятия ПФИ, в том числе в части разграничения ПФИ с иными видами договоров, расширения перечня базисных активов ПФИ, судебной защиты по требованиям, возникающим из ПФИ с иностранными лицами.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей