В последние десятилетия наблюдается устойчивый тренд к усложнению системы взаимоотношений участников финансового рынка. Развитие технологий приводит также к постепенному размыванию границ финансовой отрасли - все больше финансовых сервисов предоставляется вне стен финансовых организаций <27>.
--------------------------------
<27> Так, по данным S&P Global Market Intelligence за 2016 год, PayPal, не имея банковской лицензии, является крупнейшим держателем наличных денег населения в США, Starbucks находится в этом списке на шестом месте.
Повышение детализации регулирования не всегда способно защитить участников рынка от потери средств. В этих условиях ключевым становится вопрос способности регулирования быстро приспосабливаться к динамичной рыночной ситуации без необходимости всякий раз долго вырабатывать новые правила. Ответом на данные вызовы стало введение в ряде развитых стран систем регулирования и надзора, в большей мере основанных на профессиональном суждении <28>.
--------------------------------
<28> Под профессиональным суждением понимается аргументированная профессиональная оценка регулятора, применяемая в дополнение к формализованным требованиям или при их отсутствии, которая основана на анализе совокупности качественных и количественных показателей и приоритете экономического или фактического содержания над юридической формой.
Важно понимать, что построение системы надзора на основе профессионального суждения не является синонимом вседозволенности, субъективизма, избирательного подхода регулятора к нарушениям или дерегулирования. Добросовестный надзор такого рода снижает необходимость чрезмерной детализации регуляторных правил, освобождая участников рынка от излишней административной нагрузки. При использовании профессионального суждения в надзоре регулятору требуется построение соответствующей системы внутреннего контроля, повышение квалификации работников, развитие механизмов прозрачности и общественной подотчетности.
Крайне важным для успешности внедрения надзора на основе профессионального суждения является доверие к регулятору со стороны финансовых институтов и общества в целом. Считается, что регулирование, обеспечивающее надзор такого рода, трудно реализуемо на развивающихся рынках, которым обычно свойственен низкий уровень доверия. С другой стороны, по мнению Азиатского банка развития, такое регулирование может применяться теми странами указанного типа, которые стремятся развить свои финансовые рынки через стимулирование инноваций <29>.
--------------------------------
<29> По данным сайта Азиатского банка развития. URL: https://www.adb.org/sites/default/files/publication/159338/adbi-financial-market-regulation-and-reforms-emerging-markets-highlights.pdf.
Надзор на основе профессионального суждения предполагает высокую степень взаимодействия надзорного органа с поднадзорными с целью в первую очередь не наказать, а предотвратить правонарушение. В связи с этим очень часто сопутствующими процессами являются развитие консультативной составляющей работы надзорного органа, а также повышение внимания к руководящим работникам финансовых организаций, их образу действий, компетенции, деловой репутации, к устранению конфликта интересов.
Последняя тенденция базируется на простой идее, что за каждым нарушением стоит не только организация, но и люди, принимающие решения. Все большее число регуляторов начинает уделять внимание не только проблеме устойчивости финансовых организаций, но и их деловой и этической культуре, то есть мотивам и адекватности принимаемых ключевыми сотрудниками решений, а также их следованию принципу персональной ответственности <30>. Оценка качества корпоративного управления становится важным дополнительным инструментом прогнозирования устойчивости финансовой организации.
--------------------------------
<30> Например, Банк Нидерландов осуществляет надзор за культурой принятия решений в финансовых организациях с 2010 года.
Банк России находится в русле мировых тенденций. В июле 2017 года регулятором был опубликован доклад для общественных консультаций "Использование в надзорной практике Банка России мотивированного (профессионального) суждения". Представленные в нем предложения были в целом одобрены профессиональным сообществом.
В настоящее время в России уже присутствуют отдельные элементы регулирования, обеспечивающие надзор на основе профессионального суждения. Оно применяется в отношении кредитных организаций для определения связанности сторон. Вместе с тем для формирования полноценной основы, необходимой для перехода на надзор, основанный на профессиональном суждении, требуется значительный объем работы.
Современные регуляторные подходы строятся на соблюдении баланса требований, предъявляемых к участникам финансового рынка, что позволяет поддерживать устойчивое развитие рынка, с одной стороны, и не создает дополнительных рисков, с другой. Оптимизация регуляторной нагрузки на участников финансового рынка является необходимым условием повышения его конкурентоспособности.
Эти принципы лежат в основе развития в России пропорционального регулирования и риск-ориентированного подхода к надзору за финансовыми организациями, которому должно способствовать в том числе формирование сбалансированной системы распределения контрольно-надзорных функций между Банком России и саморегулируемыми организациями (СРО).
Вызовы и возможности для российского финансового рынка
- Переход к надзору, основанному на профессиональном суждении, позволил бы снизить регуляторную нагрузку и более эффективно защищать потребителя.
- Отсутствие в обществе консенсуса относительно возможности расширения использования Банком России профессионального суждения.
- Использование профессионального суждения требует наличия системы сдержек и противовесов.
- Расширение сфер использования профессионального суждения и оценки качества корпоративного управления в финансовых организациях.
- Повышение профессионализма работников надзора, выстраивание надежных систем внутреннего контроля и процедур обеспечения непредвзятости профессионального суждения.
- Развитие пропорциональных подходов к регулированию и надзору за финансовыми организациями.
- Расширение использования стресс-тестирования как инструмента надзора за финансовыми организациями.
- Повышение роли саморегулирования в части требований к деловым стандартам и практикам в ряде секторов финансового рынка.
- Внедрение технологических решений в сферу надзора (SupTech).
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей