I. Общие положения

Настоящие методические рекомендации (целевая модель) по механизмам вовлечения общественно-деловых объединений и участия представителей работодателей в принятии решений по вопросам управления развитием профессиональной образовательной организации, в том числе в обновлении образовательных программ (далее - Методические рекомендации), разработаны в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ) и федерального проекта "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" национального проекта "Образование".

Вовлечение общественности в деятельность образовательных организаций предусмотрено положениями Федерального закона об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"):

управление системой образования носит государственно-общественный характер (часть 1 статьи 89);

управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности (часть 2 статьи 26);

в образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации, педагогический совет, а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации (часть 4 статьи 26);

структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации (часть 5 статьи 26).

Порядок выборов, кооптации и/или вхождения по должности представителей работодателей, общественных объединений в коллегиальный орган управления профессиональной образовательной организации (далее - ПОО), а также порядок взаимодействия между субъектами общественно-государственного управления устанавливаются локальными правовыми актами ПОО.

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" предусматривает ряд инструментов по выстраиванию взаимоотношений между ПОО и работодателями:

1. Сетевая форма реализации образовательных программ (статья 15).

2. Создание кафедр и иных структурных подразделений, обеспечивающих практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы. Другими словами, профессиональная образовательная организация может создать на предприятии свое структурное подразделение, в котором студенты могут проходить обучение, включая практическую подготовку (часть 3 статьи 27) <3>.

--------------------------------

<3> С 1 июля 2020 г. ч. 3 ст. 27 утрачивает силу (ФЗ от 02.12.2019 N 403-ФЗ).

3. Целевое обучение и возможности заключения между обучающимися и работодателем договора о целевом обучении, который предусматривает в том числе возможность изменения образовательной программы и (или) формы обучения по согласованию с заказчиком целевого обучения (статья 56).

Привлечение представителей общественно-деловых объединений и работодателей, а также образовательных организаций высшего образования и научных организаций в управление ПОО, в том числе в обновление образовательных программ, вызвано необходимостью формирования среды, в которой происходит профессиональное становление человека на основе систематического обновления содержания среднего профессионального образования с учетом современных достижений науки и технологий, изменений запросов обучающихся и общества, ориентированности на применение молодым поколением знаний, умений и навыков в реальных жизненных условиях в соответствии с приоритетами научно-технологического развития Российской Федерации.

Среднее профессиональное образование (далее - СПО) является практико-ориентированным и ориентируется на рынок труда и работодателей. Участие работодателей прослеживается на всех этапах реализации образовательной политики как на федеральном уровне, так и на уровне ПОО.

Так, в соответствии с пунктом 4 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2019 г. N 434 (далее - Правила), к разработке федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) привлекаются в том числе и представители работодателей. В соответствии с Правилами ФГОС проходят обсуждение в Советах по профессиональным квалификациям, в состав которых также входят представители работодателей и их объединений.

Методические рекомендации разработаны для следующих категорий целевой аудитории:

руководители ПОО;

органы государственной власти субъектов Российской Федерации;

органы муниципального самоуправления.

Субъектами взаимодействия с ПОО являются:

работодатели, включая их объединения, - предприятия и организации всех форм собственности либо их объединения, на которые трудоустраиваются выпускники ПОО, в управлении и деятельности которых применяются современные технологии, отвечающие приоритетам научно-технологического развития Российской Федерации и/или субъекта Российской Федерации (далее - представители работодателей) <4>;

--------------------------------

<4> В качестве представителей работодателей выступают также представители образовательных организаций, медицинских организаций, организаций культуры.

общественно-деловые объединения - различные добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей (далее - общественные объединения);

образовательные организации высшего образования, расположенные на территории субъекта Российской Федерации, реализующие образовательные программы в соответствии с приоритетами научно-технологического развития субъекта Российской Федерации (далее - вузы);

научные организации, цели деятельности которых направлены на обеспечение научно-технологического развития Российской Федерации и/или субъекта Российской Федерации (далее - наука);

органы государственной власти субъектов Российской Федерации, которые являются учредителями ПОО и/или профильными по отраслевой принадлежности (далее - органы государственной власти);

родители (законные представители) (далее - родители);

орган местного самоуправления.

Представители работодателей, общественные объединения, вузы, наука, органы местного самоуправления, родители, органы государственной власти составляют экспертное сообщество, формируемое вокруг ПОО.

Внедрение методических рекомендаций, в том числе через представительство в коллегиальных органах управления, а также обновления образовательных программ направлены на достижение следующих целей:

повышение качества управления ПОО на основе использования потенциала и ресурсов представителей работодателей и науки;

обеспечение реализации практико-ориентированных образовательных программ, включая дополнительные профессиональные программы, расширение их вариативности посредством расширения взаимодействия ПОО, представителей работодателей и науки;

повышение конкурентоспособности СПО.