Консервативный сценарий социально-экономического развития

Чистый дисконтированный доход всех операторов на основе потока платежей до 2030 года, млрд. руб.

181

303

447

Внутренняя норма доходности на основе потока платежей до 2030 года, %

20

33

60

Срок окупаемости, лет

8,4

7,1

5,2

Проведенный анализ показал, что развертывание сетей 5G/IMT-2020 в России по Сценариям 2 (интенсивное совместное использование сетевой инфраструктуры мобильными операторами) и 3 (развитие сети ЕИО) позволяет сократить общие затраты отрасли на 30 - 60% по сравнению со Сценарием 1 (преимущественно самостоятельное развитие сетей телекоммуникационными операторами).

Развитие сети ЕИО, реализуемое в рамках Сценария 3, имеет следующие преимущества:

- большая экономия капитальных и эксплуатационных затрат всех операторов связи. Сэкономленные средства могут быть направлены на конверсию/перераспределение РЧС, в том числе в форме государственно-частного партнерства;

- возможность развернуть сеть 5G/IMT-2020 в короткие сроки;

- возможность организовать единую ИКТ платформу на базе существующих операторов связи (транспортная сеть и сеть радиодоступа);

- недискриминационный доступ к сетевым ресурсам. Предоставление на равноправной основе емкости для виртуальных сетей, организуемых на базе единой ИКТ платформы (network slicing);

- предотвращение сегментирования спектра и обеспечение организации одного сплошного частотного блока, что обеспечит максимально возможные пиковые и средние скорости в сети, превышающие эти же показатели в случае сегментации спектра для нескольких операторов;

- требования к информационной безопасности для единой сети могут закладываться в качестве ключевых и фундаментальных требований, что будет гарантировать безопасность/защиту как государственных, так и персональных данных граждан.

В силу вышеприведенных преимуществ, а также ввиду недостаточности радиочастотного ресурса для развертывания полноценных сетей 5G/IMT-2020 всеми операторами связи, Сценарий 3 в форме совместного предприятия предлагается в качестве базового для диапазона 1 - 6 ГГц.

Совместное предприятие - объединение организаций (операторов связи) в форме юридического лица с возможным участием государства с целью развития и внедрения сетей 5G/IMT-2020 на территории Российской Федерации. Основным условием выделения совместному предприятию (далее - СП) радиочастотного спектра является невозможность передачи права на использование полос радиочастот другому юридическому лицу/юридическим лицам, в том числе правопреемнику(ам) при реорганизации СП, без рассмотрения на заседании ГКРЧ.

Участниками СП являются операторы подвижной и фиксированной связи, имеющие лицензии на оказание услуг по предоставлению каналов связи, передаче данных для целей передачи голосовой информации, передаче данных, предоставлению телематических услуг связи, и т.д. Также в него могут входить поставщики оборудования.

Рамочный договор - соглашение между участниками СП относительно участия в создании и развитии сетей 5G/IMT-2020, определяющее общие условия обязательных взаимоотношений сторон, которые конкретизируются и уточняются путем заключения отдельных договоров и/или соглашений.

Создание СП предполагает два этапа:

1. Организационный,

2. Создание и развитие сетей 5G/IMT-2020 на территории Российской Федерации.

На первом этапе участниками СП осуществляются:

- подписание всеми участниками рамочного договора;

- определение процедур деятельности СП, в том числе процедур взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти;

- определение прав и обязанностей участников СП;

- создание плана по созданию и развитию сетей 5G/IMT-2020 СП;

- согласование форм документов в рамках деятельности СП во исполнение рамочного договора.

На втором этапе осуществляются:

- оценка имеющегося радиочастотного ресурса и возможностей его использования для построения сетей связи 5G/IMT-2020;

- согласование технических решений;

- работы по строительству и развертыванию сетей 5G/IMT-2020.

Для реализации Сценария 3 потребуются следующие скоординированные действия операторов связи:

- представление регулятору отрасли консолидированных предложений о путях внедрения сетей связи пятого поколения и конверсии радиочастотного спектра;

- выработка организационно-правовой формы и создание СП, на который будут возложены функции:

- держателя частотного ресурса для технологий пятого поколения;

- участника мероприятий по конверсии радиочастотного спектра;

- взаимодействия с регулирующими органами и другими организациями;

- предоставления доступа к частотному ресурсу операторам связи на заранее оговоренной справедливой и недискриминационной основе для строительства сетей связи пятого поколения.