7.2. Направления разработки нормативно-правовых актов, необходимых для обеспечения функционирования технологии 5G/IMT-2020 в Российской Федерации

а) Определение мероприятий по упрощению развертывания инфраструктуры сетей связи 5G/IMT-2020.

Необходимо создание наиболее благоприятных условий для развертывания инфраструктуры сетей связи 5G/IMT-2020, которые позволили бы обеспечить заданные темпы внедрения при сохранении допустимого уровня инвестиций в данную инфраструктуру.

При развертывании инфраструктуры сетей 5G/IMT-2020 и с целью упрощения ряда процедур предлагается разработать и принять постановления Правительства Российской Федерации об исчерпывающих перечнях процедур в сфере строительства объектов сетей связи и правилах ведения реестров описаний процедур:

- упрощение и унификация процедур доступа операторов связи к инфраструктуре многоквартирных домов для строительства объектов инфраструктуры сетей 5G/IMT-2020;

- упрощение и унификация процедур получения разрешения на строительство объектов инфраструктуры сетей 5G/IMT-2020 во всех регионах Российской Федерации, а также упрощение процедуры получения разрешения на ввод в эксплуатацию базовых станций сетей 5G/IMT-2020;

- обеспечение недискриминационного и упрощенного доступа к объектам федеральной инфраструктуры, а также объектам муниципальной инфраструктуры, для размещения объектов инфраструктуры сетей 5G/IMT-2020;

- обеспечение доступа к электроэнергии и строительство подъездных дорог к объектам инфраструктуры сетей 5G/IMT-2020 в труднодоступных районах Российской Федерации;

- упрощение процедуры выхода на оптовый рынок электроэнергии телекоммуникационными компаниями, в том числе, предоставление возможности объединения нескольких точек поставки электрической энергии в одну группу точек поставки, связанных единым технологическим циклом в пределах границ одного субъекта Российской Федерации.

В рамках проекта данного постановления Правительства Российской Федерации предлагается разработать и утвердить общие требования к проектированию, созданию, управлению и эксплуатации сетей связи 5G/IMT-2020, в том числе Правила, регламентирующие совместное использование операторами связи пассивной и активной телекоммуникационной инфраструктуры и антенно-мачтовых сооружений;

б) Определение мероприятий по упрощению внедрения виртуализации сетевых элементов и функциональности (SDN/NFV) сетей связи 5G/IMT-2020.

Коренным отличительным свойством сетей 5G/IMT-2020 является виртуализация средств связи. В соответствии с данным подходом инфраструктура сети 5G/IMT-2020 представляет собой автономное программное обеспечение, работающее на серверах и гипервизорах различных производителей. Для развертывания сети 5G/IMT-2020 оператор создает собственную среду виртуализации (NFVI), либо может арендовать ресурсы сторонних центров обработки данных, например, в соответствии с концепцией "Инфраструктура как сервис" IaaS.

Предлагается:

- предусмотреть возможность сертификации программного, либо программно-аппаратного комплекса средств связи 5G/IMT-2020, функционирующего на базе унифицированной среды виртуализации центров обработки данных;

- разработать Российские стандартные сертификации центров обработки данных по уровню надежности, безопасности и определить требования для развертывания на их основе средств и узлов связи, требования к среде виртуализации, управления и оркестрации MANO (Management & Orchestration);

в) Предложения по дополнению требований к построению сетей подвижной радиотелефонной связи для сетей связи 5G/IMT-2020

Требования к построению сетей ПРТС стандарта LTE определены Приказом Минкомсвязи России от 20.07.2017 N 374 "Об утверждении Требований к построению телефонной сети связи общего пользования" и Приказом Минкомсвязи России от 20.10.2017 N 570 "Об утверждении Требований к оказанию услуг подвижной радиосвязи и радиотелефонной связи при использовании бизнес-моделей виртуальных сетей подвижной радиосвязи и радиотелефонной связи" (далее - Требования), а также приказами N 541, 542, 543 от 14.12.2015.

Действующие Требования допускают применение в сетях ПРТС территориально распределенных узлов связи, средства связи которых территориально удалены друг от друга. Такие узлы связи могут быть построены с использованием оборудования IMS, применение которого предусматривается и в будущих сетях 5G/IMT-2020 для предоставления услуг телефонной связи.

Требования не учитывают только возможность виртуализации функций узла связи. Для исключения этого недостатка необходимо общую часть Требований дополнить положением о возможности построения комбинированных территориально-распределенных узлов связи, функции которых могут быть виртуализированы.

Внедрение подсистемы IMS и сетей ПРТС стандарта 5G/IMT-2020 позволяет предоставлять голосовые услуги вне зависимости от сети радиодоступа, являющейся "последней милей" телефонного канала. В качестве сети доступа могут использоваться как сети 3GPP с радиоинтерфейсами NR и E-UTRA, так и публичные сети Интернет беспроводной широкополосной передачи данных (БШПД), например, Wi-Fi.

В случае применения в составе оборудования узлов коммутации ПРТС шлюзов N3IWF (в составе сети 5G/IMT-2020) или ePDG (в составе сети LTE) имеется техническая возможность реализации доступа к подсистеме IMS сети ПРТС и, соответственно, к услуге телефонии через сеть Интернет и защищенный канал IPSec. Данный способ позволяет организовать доступ абонентов сетей ПРТС к их "домашнему" узлу коммутации ПРТС вне зависимости от их географического местоположения, в том числе в условиях роуминга, и организовать телефонное соединение, минуя транзитные узлы зоновой, междугородней и международной связи.

В условиях национального и международного роуминга это нарушает существующие НПА в части порядка пропуска трафика в телефонной ССОП и может привести к срыву выполнения оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ). В соответствии с этим требуется провести исследования в области использования шлюзов N3IWF и ePDG в составе узлов коммутации ПРТС и разработать предложения в НПА правил применения оборудования LTE и 5G/IMT-2020.

В связи с вышесказанным предлагается пересмотреть постановление Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87 "Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий" с учетом требований сетей 5G/IMT-2020;

г) Предложения по регулированию сетевой нейтральности для сетей связи 5G/IMT-2020.

Требуется обеспечить нормативное регулирование качества связи сетей 5G/IMT-2020 - при оказании критически важных услуг оно должно соответствовать заданным параметрам, что крайне важно для телемедицины, беспилотного транспорта, систем управления безопасностью на производстве. При оказании услуг 5G/IMT-2020 операторам необходимо отказаться от принципа сетевой нейтральности, подразумевающего равную скорость доступа ко всем сервисам. Принцип сетевой нейтральности противоречит логике развития сетей связи и новым технологиям. Связь 5G/IMT-2020 основана на управлении параметрами интернет-трафика, в том числе приоритизации абонентов и трафика критически важных коммуникаций, большое количество сервисов, которые будут завязаны на сети 5G/IMT-2020, требуют установления разных приоритетов и скорости доступа к ресурсам.

Целесообразно предусмотреть внесение изменений в действующие НПА в части проведения оперативно-розыскных мероприятий на сетях 5G/IMT-2020 в Российской Федерации.

Направления по разработке НПА в части мероприятий необходимых для обеспечения функционирования технологии 5G/IMT-2020 в Российской Федерации представлены в табл. 7.5.