7.1. Направления по разработке мероприятий по использованию радиочастотного ресурса в приоритетных полосах радиочастот для развития сетей связи 5G/IMT-2020 в Российской Федерации

Для предоставления услуг 5G/IMT-2020 каждого типа необходимо выполнение определенных технических требований, оптимально реализующихся в разных диапазонах частот.

Все частотные диапазоны, в которых согласно принятым решениям ВКР-15 и обсуждаемым решениям ВКР-19 планируется развертывание сетей 5G/IMT-2020, в настоящее время в Российской Федерации заняты РЭС различных служб, причем некоторые диапазоны загружены весьма существенно.

Для успешного внедрения сетей 5G/IMT-2020 необходимо провести мероприятия по поэтапной конверсии и перераспределению спектра в пользу операторов сетей 5G/IMT-2020, на основе анализа государственных приоритетов использования спектрального ресурса той или иной технологией, предполагаемых затрат на проведение соответствующих мероприятий и их сравнении с планируемой выгодой от развертывания сетей пятого поколения.

Принятие решений о выделении конкретных полос радиочастот для внедрения сетей 5G/IMT-2020 и установление условия их использования должны осуществляться Государственной комиссией по радиочастотам в установленном порядке.

В целях планирования работ по поэтапному проведению конверсии (перераспределению или высвобождению) отдельных полос радиочастот в диапазонах 694 - 790 МГц, 3400 - 4200 МГц, 4400 - 4990 МГц и 24,25 - 29,5 ГГц от действующих РЭС различного назначения в интересах внедрения технологии 5G/IMT-2020 в Российской Федерации предлагается выполнить следующие мероприятия:

а) 2019 г. разработать и согласовать с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и операторами сетей связи План конверсии радиочастотного спектра в отдельных полосах радиочастот в диапазонах 690 - 862 МГц, 870 - 880 МГц, 2300 - 2400 МГц, 3400 - 4200 МГц, 4400 - 5000 МГц, 5570 - 5670 МГц, 6425 - 7100 МГц, 10,4 - 10,6 ГГц, 14,5 - 15,35 МГц и 24,25 - 29,5 ГГц от действующих РЭС различного назначения в интересах внедрения технологии 5G/IMT-2020 в Российской Федерации.

б) В 2020 - 24 гг. провести поэтапную реализацию дорожной карты высвобождения полос радиочастот от действующих РЭС различного назначения в интересах внедрения технологии 5G/IMT-2020 в Российской Федерации, включая:

- разработку, при необходимости, РЭС специального назначения, работающих в новых частотных диапазонах;

- проведение работ по модернизации сетей федеральных мультиплексов цифрового телевизионного вещания в регионах РФ для перевода из полосы радиочастот 694 - 790 МГц в нижние диапазоны частот;

- проведение работ по конверсии использования радиочастотного спектра РЭС спутниковой связи на объектах федеральных мультиплексов цифрового телевизионного вещания в полосе частот 3400 - 4200 МГц;

- вывод РЭС гражданского назначения;

- изменение нормативной правовой базы по управлению использованием радиочастотного спектра в соответствии с результатами проведенных работ.

По мнению ведущих операторов подвижной радиотелефонной связи, конечной целью мероприятий по конверсии и перераспределению спектра является высвобождение не менее 400 МГц радиочастотного ресурса в диапазонах ниже 6 ГГц для сетей подвижной связи 5G/IMT-2020. Результаты конверсии и перераспределения спектра в пользу сетей связи стандарта 5G/IMT-2020 предлагается закрепить следующими нормативными документами:

а) Для внедрения сетей 5G/IMT-2020 в полосе радиочастот 694 - 790 МГц:

- административным решением по необходимому числу мультиплексов ЦТВ для работы федеральных и региональных каналов с учетом реалистичной оценки необходимости перехода ТВ вещания на ТВЧ в рамках эфирного телевизионного вещания;

- решением на правительственном уровне о внедрении сетей 5G/IMT-2020 в полосе радиочастот 694 - 790 МГц с указанием конкретных сроков реализации;

- межведомственным решением по проведению перепланирования каналов ТВ вещания в диапазон ниже 694 МГц.

Результаты конверсии целесообразно отразить в нормативно-правовых (правовых) актах (далее - НПА (ПА)), регулирующих использование РЧС в Российской Федерации.

б) Для внедрения сетей 5G/IMT-2020 в полосах радиочастот 3400 - 3800 МГц и 4400 - 4990 МГц предлагается:

- рассмотреть возможность внесения изменений в НПА (ПА), регулирующих использование РЧС в Российской Федерации.

- определить порядок вывода РРЛ гражданского назначения, действующих в полосе радиочастот 3400 - 3900 МГц в районах крупных городов, в другие диапазоны радиочастот;

- определить порядок функционирования или отключения систем фиксированного беспроводного доступа (ФБД) в полосах радиочастот 3440 - 3545 МГц и 3550 - 3600 МГц после 11 марта 2021 года и порядок функционирования систем ФБД в полосах радиочастот 3400 - 3440 МГц и 3545 - 3550 МГц <5>.

--------------------------------

<5> В случае прекращения действия Решений ГКРЧ, касающихся сетей ФБД в полосе частот 3400 - 3800 МГц в целях развития экономического и технического потенциала страны могут потребоваться компенсационные, выплаты операторам ФБД в районах крупных городов с населением от 250 000 человек и более, осуществляемые в соответствии с действующим законодательством РФ".

- выявить ограничения по использованию отдельных полос радиочастот в диапазонах 3400 - 3800 МГц, 4400 - 4500 МГц и 4800 - 4990 МГц действующими РЭС гражданского назначения и Минобороны России и разработать предложения по мерам снятия данных ограничений, включая предложения по проведению конверсии РЧС (по Плану ГКРЧ на 2019 - 2020 гг.).

Предлагается рассмотреть возможность изменения НПА (ПА) регулирующих использование РЧС в Российской Федерации.

в) для внедрения сетей 5G/IMT-2020 в полосе радиочастот 24,25 - 29,5 ГГц:

- разработать предложения по проведению конверсии радиоэлектронных средств спутниковых служб и определению минимально необходимого для создания сетей связи 5G/IMT-2020 в полосе радиочастот 24,25 - 29,5 ГГц объема радиочастотного ресурса.

Результаты конверсии целесообразно отразить в НПА (ПА) регулирующих использование РЧС в Российской Федерации. Кроме собственно мероприятий конверсии и перераспределения спектра в пользу сетей связи стандарта 5G/IMT-2020 внедрение сетей 5G/IMT-2020 требует следующих мероприятий по упрощению радиочастотного обеспечения:

а) установление приемлемых стартовых цен аукционов на приобретение радиочастотного ресурса, которые бы учитывали также возможные затраты операторов на мероприятия по высвобождению занятых действующими РЭС полос радиочастот. В настоящее время объем частотного ресурса для одного оператора составляет порядка 150 МГц. По мере внедрения 5G/IMT-2020 каждый оператор будет эксплуатировать уже несколько сотен МГц. При использовании действующей в настоящее время методики определения начальной цены предмета аукциона на получение лицензии на оказание услуг связи с использованием радиочастотного спектра, утвержденной Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (приказ N 678 от 07.12.2017) для определения начальной цены радиочастотного спектра для сетей связи 5G/IMT-2020, ожидаемая цена 5G-частот будет измеряться сотнями миллиардов рублей, что сопоставимо с годовой выручкой всех мобильных операторов Российской Федерации.

б) установление моратория на повышение ежегодной платы за спектр в отношении существующих сетей сотовой подвижной связи, включая сохранение существующих понижающих коэффициентов для внедрения сетей LTE-Advanced, и определение пониженных коэффициентов для внедрения сетей 5G/IMT-2020 с использованием широких и очень широких каналов для исключения кратного увеличения ежегодных выплат за использование радиочастотного спектра.

Для реализации данных предложений необходимо внесение изменений в Федеральный закон 126-ФЗ "О связи"; постановление Правительства Российской Федерации от 16 марта 2011 г. N 171 "Об установлении размеров разовой платы и ежегодной платы за использование в Российской Федерации радиочастотного спектра и взимания такой платы"; приказ Минкомсвязи от 30.06.2011 N 164 "Об утверждении Методики расчета размеров разовой платы и ежегодной платы за использование в Российской Федерации радиочастотного спектра"; приказ Минкомсвязи от 07.12.2017 N 678 "Об утверждении методики определения начальной цены предмета аукциона на получение лицензии на оказание услуг связи с использованием радиочастотного спектра";

в) расширение принципов технологической нейтральности на уже действующие диапазоны сотовой подвижной связи в части внедрения технологии NR, для чего требуется принятие соответствующего решения ГКРЧ. Помимо этого, для внедрения принципа технологической нейтральности также требуется минимизировать набор параметров, проверяемых в рамках подтверждения соответствия требованиям нормативно-правовым актам для ускорения их актуализации по мере развития технологий;

г) Изменение регуляторного режима получения доступа к выделенному частотному ресурсу от разрешительного к уведомительному путем внесения соответствующих изменений в Федеральный закон 126-ФЗ "О Связи"; постановление Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 N 228 "О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций"; постановление Правительства Российской Федерации от 14.05.2014 N 434 "О радиочастотной службе"; постановление Правительства Российской Федерации от 12 октября 2004 г. N 539 "О порядке регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств".

Для реализации данного подхода требуется перейти к установлению граничных условий использования выделенного радиочастотного ресурса, под которые будет производиться планирование сетей связи без необходимости проверки каждого отдельного присвоения на уровне регулятора. При этом стоимость всего процесса экспертизы ЭМС должна покрываться в рамках выплаты ежегодных платежей за использование радиочастотного спектра.

Направления по разработке НПА в части мероприятий с использованием РЧС для развития сетей связи 5G/IMT-2020 в Российской Федерации представлены в табл. 7.4.