ВВЕДЕНИЕ

На учете МЧС России находятся 52 078 объектов защиты общеобразовательных организаций, 46 540 объектов защиты дошкольных образовательных организаций, 12 546 объектов защиты организаций дополнительного образования, 6 578 объектов защиты профессиональных образовательных организаций, 5 640 объектов защиты организаций высшего образования.

МЧС России в рамках представленных полномочий осуществляет предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, а также систематическое наблюдение за исполнением требований пожарной безопасности, анализ и прогнозирование состояния исполнения указанных требований при осуществлении организациями и гражданами своей деятельности.

На основании проведенного исследования оснащения социально значимых объектов, в том числе с круглосуточным пребыванием детей, системами автоматической противопожарной защиты по состоянию на сентябрь 2019 года сделан вывод о том, что у 24% систем автоматической пожарной сигнализации (37 400 из 154 767) и 23% систем оповещения и эвакуации людей при пожаре (36 125 из 152 800) остаточный ресурс службы составляет менее 2-х лет, либо истек, что ведет к неконтролируемому снижению уровня пожарной безопасности.

Субъекты Российской Федерации в рамках исполнения законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности проводят работы по оснащению указанных объектов системами автоматической противопожарной защиты. Однако эта работа, ввиду дефицита финансовых средствах, в ряде регионов носит долгосрочный характер и не приводит к существенному улучшению ситуации.

В сложившихся условиях особое значение может приобрести привлечение внебюджетных источников финансирования для оснащения системами автоматической противопожарной защиты социально значимых объектов, в том числе с круглосуточным пребыванием детей, находящихся на балансе субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления,

Одной из форм закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд является договор финансовой аренды (договор лизинга). Указанная организационная мера позволяет реализовать проект модернизации систем автоматической противопожарной защиты (далее - Проект) в ускоренные сроки за счет их типизации, при этом оптимально распределяя закупаемое оборудование по наиболее нуждающимся муниципальным образованиям.

Это может способствовать переоснащению социально значимых объектов опережающими темпами без единовременной нагрузки на региональные и муниципальные бюджеты.

Настоящий документ носит рекомендательный характер и содержит один из способов исполнения задачи по переоснащению социально значимых объектов системами автоматической противопожарной защиты, организационно изменяя механизм ее решения за счет централизованной закупки и переноса полномочий на уровень субъекта Российской Федерации.