Решение Верховного Суда РФ от 20.09.2001 N ГКПИ2001-1409 <Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействительными пунктов 1 и 4 Указания Министерства социальной защиты населения РФ от 18.01.1996 N 1-1-У "О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР">

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 20 сентября 2001 г. N ГКПИ 2001-1409

Именем Российской Федерации

Верховный Суд РФ в составе:

председательствующего -

судьи Верховного Суда Редченко Ю.Д.,

при секретаре Бирюковой Е.Ю.,

с участием прокурора Любимовой И.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Анисимовой Валентины Зиновьевны о признании недействительными пунктов 1 и 4 Указания Министерства социальной защиты населения РФ от 18 января 1996 г. N 1-1-У "О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР" в части, предусматривающей обязательное наличие у гражданина регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации, необходимой для назначения и выплаты пенсии (далее Указание),

установил:

Анисимова В.З. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с указанным выше требованием, сославшись на то, что положения оспариваемых пунктов Указания не соответствуют Конституции РФ, Закону РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации", Закону РФ "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в Российской Федерации" и нарушают ее пенсионные права.

В судебном заседании Анисимова В.З. и ее представитель Бобров Е.А. заявленное требование поддержали.

Представители Министерства труда и социального развития РФ Толкачева З.А. и Васильева Т.Ю., Министерства юстиции РФ Ахвердиева Л.Р., Пенсионного фонда РФ Давыдова Е.А. и Круглова О.В. с предъявленным требованием не согласились и просили об оставлении его без удовлетворения, сославшись на то, что оспариваемые пункты Указания требованиям действующего законодательства РФ не противоречат и полностью соответствуют международным соглашениям и договорам, заключенным государствами - участниками Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения.

Выслушав объяснения заявительницы и ее представителя, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Любимовой И.Б., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд РФ находит его не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса РФ нормативные акты, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Как установлено судом, в связи с поступившими запросами органов социальной защиты населения о применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР, Министерством социальной защиты населения РФ было принято 18 января 1996 г. Указание N 1-1-У, в пунктах 1 и 4 которого предусмотрено, что пенсионное обеспечение лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР, осуществляется по месту жительства на территории России при наличии необходимой регистрации об этом.

Лицам, обратившимся за назначением пенсии на территории России, представившим все необходимые документы, за исключением документа о сроках прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, ее назначение производится с месяца регистрации по месту жительства на территории России.

По утверждению представителей заинтересованных лиц, порядок пенсионного обеспечения лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР, регулируется Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г.

Республика Казахстан, откуда прибыла Анисимова В.З., является государством - участником указанного Соглашения, а поэтому при разрешении вопроса о назначении ей пенсии должны применяться положения данного Соглашения.

В силу ст. 1 Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Назначение пенсии таким гражданам производится по месту их жительства (ч. 1 ст. 6 Соглашения).

Эти утверждения представителей заинтересованных лиц материалами дела не опровергнуты.

Не представлено каких-либо убедительных данных в их опровержение и самой заявительницей и ее представителем.

Кроме того, анализ содержания оспариваемых положений Указания также свидетельствует о их соответствии требованиям приведенных выше норм Международного Соглашения стран СНГ.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что каких-либо предусмотренных законом оснований для признания оспариваемых пунктов Указания недействительными не имеется.

Довод заявительницы и ее представителя о том, что содержащиеся в оспариваемых пунктах Указания положения не соответствуют действующему законодательству Российской Федерации, не может быть признан обоснованным.

Заявительница Анисимова В.З. является гражданкой Республики Казахстан. В 2000 году прибыла на жительство в Российскую Федерацию.

В соответствии со ст. 4 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации", на которую ссылается также и заявительница, проживающие в Российской Федерации граждане других союзных республик, иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на получение пенсии на общих основаниях с гражданами Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором.

Из смысла приведенной нормы Закона также следует, что она не связывает право на пенсионное обеспечение лица с местом жительства на территории РФ только в отношении граждан Российской Федерации. Что же касается иностранных граждан и других лиц, перечисленных в указанной норме, то для них проживание в Российской Федерации является одним из основных условий пенсионного обеспечения.

Конституцией РФ (ч. 1 ст. 15) и Законом "О государственных пенсиях в РФ" (ст. 1) закреплен общий принцип применения норм права, заключающийся в том, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Как отмечалось выше, порядок пенсионного обеспечения лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик СССР, регулируется Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г., которым предусматривается, что пенсионное обеспечение граждан этих государств осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Назначение пенсий производится по месту их жительства.

Кроме того, согласно Договору между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о правовом статусе граждан РФ, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан, и граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, от 20 января 1995 г. гражданин одной Стороны считается постоянно проживающим на территории другой Стороны, если он на основании разрешения, выданного этой другой Стороной, постоянно проживает на ее территории и при этом не является также постоянно проживающим на территории Стороны своего гражданства.

В соответствии с законодательством Российской Федерации под местом жительства понимается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ.

Согласно ст. 3 Закона РФ "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан РФ по месту жительства.

Таким образом, факт проживания в пределах Российской Федерации (место жительства) удостоверяется регистрацией по месту жительства.

Этот же порядок распространяется и на иностранных граждан.

Документальным подтверждением места жительства в Российской Федерации иностранных граждан являются паспорт с отметкой о регистрации либо свидетельство о регистрации по месту жительства, выданное органами регистрационного учета, либо вид на жительство.

Исходя из изложенного, оспариваемые пункты Указания, по мнению суда, соответствуют требованиям ст. 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения, а также ст. 118 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и охраняемых законом прав заявительницы не нарушают.

Другие доводы, на которые заявительница и ее представитель ссылались в суде, также не могут служить основанием к удовлетворению заявления.

С учетом изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 - 197 и 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление Анисимовой Валентины Зиновьевны о признании недействительными пунктов 1 и 4 Указания Министерства социальной защиты населения РФ от 18 января 1996 г. N 1-1-У "О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР" оставить без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.