Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее - Департамент недвижимости), рассмотрев совместно с Росреестром обращение по вопросу осуществления государственной регистрации права общей долевой собственности на объект незавершенного строительства, в части компетенции сообщает следующее.
В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, и не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, практики его применения, толкованию нормативно-правовых актов, а также не уполномочено давать оценку возможности осуществления государственной регистрации в конкретном случае, в связи с чем Департамент недвижимости вправе высказать только мнение по поставленным вопросам. Обращаем также внимание, что в соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - "Закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав отнесены к компетенции Росреестра.
Отмечаем также, что решение о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, о приостановлении или отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав принимается в каждом конкретном случае государственным регистратором самостоятельно по результатам правовой экспертизы представленных документов.
Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.
Согласно статье 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ):
государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления, за исключением установленных Законом N 218-ФЗ случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Законом N 218-ФЗ порядке (часть 1);
основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются в том числе вступившие в законную силу судебные акты (часть 2).
После ввода в эксплуатацию объекта недвижимости (МКД) осуществляются государственный кадастровый учет такого МКД, посещений в нем, а также государственная регистрация прав на данные помещения.
Исходя из положений пункта 4 части 1 статьи 15, части 8 статьи 40 Закона N 218-ФЗ, по мнению Департамента недвижимости в рассматриваемом в обращении случае:
с заявлением о государственном кадастровом учете и о государственной регистрации прекращения права в связи с прекращением существования объекта незавершенного строительства может обратиться лицо, право общей долевой собственности которого на такой объект зарегистрировано;
государственный кадастровый учет и государственная регистрация прекращения зарегистрированного права в связи с прекращением существования объекта незавершенного строительства могут быть осуществлены также:
без представления заявления об осуществлении учетно-регистрационных действий на основании вступившего в законную силу решения суда, которым на орган регистрации прав возложена обязанность по осуществлению снятия с государственного кадастрового учета объекта незавершенного строительства и государственной регистрации прекращения прав на него;
по заявлению уполномоченного представителя жилищно-строительного кооператива, собственников помещений в МКД на основании вступившего в законную силу решения суда, которым предусмотрено прекращение права на объект незавершенного строительства на основании искового заявления указанного жилищно-строительного кооператива, собственников помещений в МКД.
Обращаем внимание, что в соответствии с частью 5 статьи 1 Закона N 218-ФЗ зарегистрированное в ЕГРН право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Одновременно сообщаем, что письма Минэкономразвития России не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не являются нормативными правовыми актами, имеют информационный характер и не препятствуют руководствоваться непосредственно нормами законодательства.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей