постановлением Правительства
Российской Федерации
от 17 февраля 2020 г. N 166
1. Настоящие Правила устанавливают основания, порядок и условия списания и восстановления в учете задолженности физических лиц по денежным обязательствам перед Российской Федерацией.
2. Действие настоящих Правил распространяется на задолженность физических лиц (в том числе индивидуальных предпринимателей, глав крестьянских (фермерских) хозяйств) (далее - должники) по денежным обязательствам перед Российской Федерацией (далее - задолженность), возникшим:
вследствие неосновательного обогащения;
по иным основаниям в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации, порождающими гражданские права и обязанности.
Действие настоящих Правил не распространяется на задолженность по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов и иных обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации.
3. Основанием для списания задолженности с учета являются:
а) смерть должника или объявление его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации (в случае если законодательством Российской Федерации исполнение обязательства должника по возврату (погашению) задолженности после его смерти или объявления его умершим не возложено на другое лицо);
б) освобождение должника от исполнения требований кредиторов в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве);
в) признание погашенными в соответствии с федеральным законом и (или) решением суда не исполненных должником требований по возврату (погашению) задолженности;
г) прекращение обязательств должника по возврату (погашению) задолженности по другим основаниям, установленным законодательством Российской Федерации или договором (кроме случаев прекращения обязательств новацией, прощением долга, предоставлением отступного, зачетом встречного однородного требования или исполнением);
д) признание судом обязательств и (или) сделок, по которым имеется задолженность:
недействительными (в том числе в случаях, указанных в абзацах пятом и шестом настоящего подпункта);
невозникшими (незаключенными) (в том числе в случаях, указанных в абзацах пятом и шестом настоящего подпункта);
оформленными поддельными (подложными, ложными, фальшивыми, фиктивными, сфабрикованными, сфальсифицированными) документами;
совершенными не существовавшими на момент совершения сделки (в том числе вымышленными, мнимыми, фиктивными) лицами, подставными, неустановленными, неизвестными лицами, а также иными лицами, не обладавшими на момент совершения сделки необходимой правоспособностью или полномочиями, признанными недееспособными, или не способными понимать значение своих действий или руководить ими.
4. В случае смерти должника или объявления его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, задолженность подлежит списанию в случае отсутствия у должника наследственного имущества.
В случае смерти должника или объявления его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, при наличии наследственного имущества, размер которого меньше суммы задолженности, размер задолженности его правопреемников в порядке наследования подлежит уменьшению в учете до размера стоимости наследственного имущества должника.
В случае если у должника или иного лица имеется неисполненная обязанность по возврату средств федерального бюджета, предоставленных на возвратной и возмездной (возвратной) основе по недействительной (незаключенной) сделке, по возврату иного неосновательного приобретенного или сбереженного имущества, задолженность по сделке (договору, соглашению), признанной судом недействительной (незаключенной), подлежит списанию с учета с одновременной постановкой на учет в Министерстве финансов Российской Федерации требований исполнения указанной обязанности.
В случае если обстоятельства, указанные в абзацах третьем - шестом подпункта "д" пункта 3 настоящих Правил, возникли вследствие действий (бездействия) лиц, приведших к причинению ущерба (убытков) Российской Федерации, и имеется вступивший в силу судебный акт, устанавливающий имущественную ответственность указанных лиц перед Российской Федерацией по возмещению указанного ущерба (убытков), задолженность по такому обязательству (сделке) подлежит списанию с учета с одновременной постановкой на учет в Министерстве финансов Российской Федерации требований имущественной ответственности указанных лиц перед Российской Федерацией.
5. Обстоятельства, являющиеся основаниями для списания или восстановления в учете задолженности, подлежат документальному подтверждению.
В этих целях федеральный орган исполнительной власти (его территориальный орган), на балансе которого учитывается задолженность (далее - балансодержатель), или агент Правительства Российской Федерации, привлеченный Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период (далее - агент Правительства Российской Федерации), при возникновении обстоятельств, указанных в пункте 3 или 14 настоящих Правил, осуществляет сбор подтверждающих данные обстоятельства документов и направляет в Министерство финансов Российской Федерации, которому в соответствии с пунктом 3 статьи 93.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации предоставлено право требования от имени Российской Федерации возврата (погашения) задолженности, представление на списание задолженности с учета (далее - представление на списание) или представление на восстановление задолженности в учете (далее - представление на восстановление). При этом если балансодержатель или агент Правительства Российской Федерации направляют в Министерство финансов Российской Федерации представление на списание или представление на восстановление, они в дальнейшем именуются заявителями.
В Министерство финансов Российской Федерации направляются подлинники документов или их нотариально заверенные копии, за исключением судебных актов, которые направляются в заверенных судом копиях с отметкой о дате вступления судебного акта в законную силу.
При невозможности направления подлинника или нотариально заверенной копии документа допускается представление его копии, заверенной органом (организацией), создавшим документ, его правопреемником или иным лицом, имеющим право заверять копии документов, прилагаемых к представлению на списание или представлению на восстановление, с указанием причин невозможности представления подлинника или нотариально заверенной копии документа. В случае если в создании документа принимали участие несколько органов (организаций), допускается заверение его копии одним из указанных органов (организаций) или его (ее) правопреемником.
Копии документов, заверенные не нотариально, должны быть (каждая копия в отдельности) прошиты, постранично пронумерованы и скреплены на оборотной стороне их последнего листа заверительной надписью "копия верна" с указанием фамилии, инициалов и занимаемой должности составителя заверительной надписи, а также количества прошитых листов. Подпись лица, заверившего копию, должна быть скреплена печатью (при ее наличии) соответствующего органа (организации).
При невозможности направления подлинника или заверенной копии документа допускается представление его незаверенной копии с указанием источника ее происхождения (получения) и причин невозможности представления подлинника документа или его заверенной копии.
6. Заявитель запрашивает информацию и (или) надлежаще заверенные копии соответствующих документов на бумажном носителе, необходимые для подготовки представления на списание или представления на восстановление и комплектов документов, предусмотренных пунктами 5 и 8 настоящих Правил, у соответствующих органов (организаций).
7. Представление на списание должно содержать:
информацию об основаниях возникновения задолженности, а также сведения о правопреемстве по соответствующим сделкам (обязательствам) первоначального должника;
сведения о сделках, заключенных в обеспечение исполнения обязательств должника;
сведения об основаниях для списания с учета задолженности в соответствии с настоящими Правилами;
сведения о наличии (отсутствии) информации о лицах, несущих солидарную или субсидиарную ответственность по обязательствам должника;
сведения о наличии (отсутствии) информации о лицах, на которых законодательством Российской Федерации возложено исполнение обязательств должника по возврату (погашению) списываемой задолженности;
сведения о наличии (отсутствии) оснований для постановки на учет задолженности перед Российской Федерацией (в случаях, предусмотренных абзацами третьим и четвертым пункта 4 настоящих Правил);
заключение о наличии или об отсутствии возможностей и (или) перспектив по принятию мер по взысканию (возврату) задолженности, направленных в том числе на прекращение обстоятельств, являющихся основанием для списания задолженности с учета.
Подготовка и направление представления на списание не являются основаниями для прекращения принятия мер по взысканию (возврату) задолженности, направленных в том числе на прекращение обстоятельств, являющихся в соответствии с настоящими Правилами основанием для списания задолженности с учета.
8. Заявитель направляет в Министерство финансов Российской Федерации представление на списание с приложением следующих документов:
документы, подтверждающие возникновение у должника списываемой с учета задолженности;
документы, подтверждающие обстоятельства, которые в соответствии с настоящими Правилами являются основанием для списания задолженности с учета;
справки о сумме задолженности, подлежащей списанию с учета (выписки из данных аналитического учета).
В случаях, предусмотренных абзацами третьим и четвертым пункта 4 настоящих Правил, к представлению на списание также прикладываются документы, необходимые для постановки на учет требований, указанных в абзацах третьем и четвертом пункта 4 настоящих Правил.
При невозможности представления в Министерство финансов Российской Федерации каких-либо документов, предусмотренных настоящими Правилами, заявитель прилагает к представлению на списание соответствующее заключение о таком обстоятельстве (с приложением документов, свидетельствующих об осуществлении мер по поиску и (или) получению предусмотренных настоящими Правилами документов).
9. Министерство финансов Российской Федерации в 30-дневный срок со дня получения представления на списание и документов, предусмотренных настоящими Правилами, осуществляет их рассмотрение на предмет соответствия требованиям настоящих Правил.
При признании представления на списание и прилагаемых к нему документов соответствующими требованиям настоящих Правил Министерство финансов Российской Федерации в течение 30 календарных дней со дня завершения рассмотрения представления на списание принимает решение о списании задолженности должника с учета (далее - решение о списании). Решение о списании принимается Министерством финансов Российской Федерации в виде приказа (далее - приказ).
10. При наличии замечаний к представлению на списание и (или) прилагаемым к нему документам Министерство финансов Российской Федерации в течение 30 дней со дня завершения рассмотрения представления на списание и прилагаемых к нему документов информирует об этом заявителя, и дальнейшее рассмотрение представления на списание приостанавливается. После устранения указанных замечаний рассмотрение представления на списание и прилагаемых к нему документов возобновляется.
Если по результатам рассмотрения представления на списание и прилагаемых к нему документов предложение заявителя о списании задолженности с учета признано Министерством финансов Российской Федерации необоснованным либо имеются иные нарушения требований настоящих Правил, Министерство финансов Российской Федерации в течение 30 дней со дня завершения рассмотрения представления на списание направляет заявителю уведомление об отказе в списании задолженности с обоснованием причин отказа.
11. Министерство финансов Российской Федерации направляет балансодержателю и агенту Правительства Российской Федерации заверенную копию приказа в 10-дневный срок со дня его подписания.
12. Балансодержатель и агент Правительства Российской Федерации отражают списание или восстановление задолженности в учете на основании соответствующего решения, принятого Министерством финансов Российской Федерации.
13. Постановка на учет требований в случаях, предусмотренных абзацами третьим и четвертым пункта 4 настоящих Правил, осуществляется на основании отдельного решения, принимаемого Министерством финансов Российской Федерации одновременно с принятием решения о списании.
14. Приказ подлежит отмене в следующих случаях:
а) решение о списании принято с нарушением требований и условий, установленных настоящими Правилами;
б) решение о списании принято на основании недостоверных (ошибочных) сведений и (или) недействительных (подложных) документов;
в) прекратились обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о списании;
г) после принятия решения о списании привлечены к имущественной ответственности лица, действия (бездействие) которых привели к возникновению обстоятельств, указанных в абзацах третьем - шестом подпункта "д" пункта 3 настоящих Правил, либо установлены лица, на которых законодательством Российской Федерации возложено исполнение обязательства должника, задолженность по которому была списана с учета, или возникли иные обстоятельства, сделавшие возможным дальнейшее принятие мер по взысканию (возврату) задолженности;
д) в иных случаях на основании вступившего в законную силу решения суда о признании приказа недействительным и (или) подлежащим отмене.
15. Балансодержатель и (или) агент Правительства Российской Федерации при получении ими соответствующей информации и (или) документов обязаны проинформировать Министерство финансов Российской Федерации о возникновении обстоятельств, указанных в пункте 14 настоящих Правил.
При наличии оснований для отмены приказа и по результатам рассмотрения представления на восстановление Министерство финансов Российской Федерации принимает решение об отмене приказа и восстановлении задолженности в учете и информирует об этом балансодержателя и агента Правительства Российской Федерации с приложением заверенной Министерством финансов Российской Федерации копии указанного решения.
Одновременно с принятием решения об отмене приказа и восстановлении задолженности в учете Министерство финансов Российской Федерации при наличии оснований отменяет решение о постановке на учет задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией, принятое в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил.
16. Отмена приказа является основанием для восстановления соответствующей задолженности в учете.
При реорганизации балансодержателя, на балансе которого учитывалась подлежащая восстановлению задолженность, а также при передаче балансодержателем функций по ведению балансового учета такого вида задолженности другому федеральному органу исполнительной власти задолженность подлежит восстановлению на балансе федерального органа исполнительной власти, осуществляющего на день отмены приказа функции по ведению балансового учета указанного вида задолженности перед Российской Федерацией.
При упразднении (ликвидации) балансодержателя и отсутствии у него правопреемника по выполнению указанных функций задолженность восстанавливается в учете в Министерстве финансов Российской Федерации.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей