Указание Генпрокуратуры России от 20.02.2020 N 84/23 "Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере функционирования железнодорожного транспорта"
ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 20 февраля 2020 г. N 84/23
ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
В СФЕРЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
В целях повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере функционирования железнодорожного транспорта, надлежащей реализации требований приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 15.07.2011 N 211 "Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере", руководствуясь статьей 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", обязываю:
1. Транспортных прокуроров, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации, транспортных прокуроров (на правах районных):
1.1. Приоритетным направлением надзора в сфере функционирования железнодорожного транспорта считать обеспечение его безопасности. Добиваться реального снижения на поднадзорной территории количества транспортных происшествий (крушений, аварий, происшествий при перевозке опасных грузов) и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта (далее - происшествия на железнодорожном транспорте), в том числе уровня аварийности на железнодорожных переездах, количества травмированных и погибших, особенно несовершеннолетних, на объектах железнодорожной инфраструктуры, а также числа актов незаконного вмешательства в деятельность железнодорожного транспорта и их угроз.
1.2. На основании проводимого всестороннего анализа состояния законности систематически проверять соблюдение законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, транспортной безопасности, законодательства в сфере защиты прав пассажиров, а также соблюдение законодательства при реализации программ развития железнодорожного транспорта.
1.3. При планировании и осуществлении надзорной деятельности в полной мере использовать возможности получения необходимых сведений из информационных банков данных Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдора), Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзора) и ОАО "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД"), в том числе о состоянии транспортной инфраструктуры, о подвижном составе, об имевших место отказах, о неисправностях и нарушениях технологии работы, результатах контрольно-надзорной деятельности, состоянии транспортной безопасности.
1.4. Проверки проводить в территориальных органах Росжелдора, Ространснадзора, иных контролирующих органов, реализующих свои полномочия в том числе на транспорте, в ОАО "РЖД", на других предприятиях и в организациях железнодорожного транспорта и использующих железнодорожный транспорт, а также на объектах железнодорожной инфраструктуры (вокзалах, станциях, путях общего и необщего пользования, железнодорожных переездах и других объектах).
1.5. К проведению проверочных мероприятий в случае необходимости привлекать специалистов Ространснадзора и иных контролирующих органов. При этом следует исключить факты прямой подмены транспортными прокурорами их полномочий, ориентируясь на выявление системных и значимых нарушений законодательства.
1.6. Давать оценку бездействию, а также полноте проведения уполномоченными органами контрольно-надзорных мероприятий, в том числе в части исполнения транспортными организациями требований законодательства:
по надлежащему содержанию объектов инфраструктуры (земляного полотна, верхнего строения пути, искусственных сооружений, устройств электроснабжения, железнодорожной автоматики, телемеханики и связи, а также других объектов), соблюдению правил и требований безопасности при выполнении работ по их обслуживанию и ремонту;
при эксплуатации железнодорожного подвижного состава путем установления наличия на каждую единицу необходимой эксплуатационной документации, проверки его технического состояния, своевременности прохождения технического обслуживания и планово-предупредительных видов ремонта;
при осуществлении работ локомотиворемонтными и вагоноремонтными предприятиями путем проверок соответствия фактически выполняемых видов ремонта имеющимся допускам, квалификации привлекаемого персонала, наличия необходимого оборудования, инструментов и инвентаря, в том числе средств дефектоскопии (их применения в процессе производства), обеспеченности запасными частями и расходными материалами, полноты и качества выполнения технологических процессов, правильности оформления документации, принятия мер по отбраковке и учету некондиционных деталей, исключающих их дальнейшее использование;
при организации движения поездов путем проверок наличия на железнодорожных станциях и исполнения Техническо-распорядительного акта, соблюдения поездными диспетчерами и дежурными по станциям установленных регламентов работы, а также правил ведения поездов и технологии работы при посадке и высадке пассажиров локомотивными бригадами, соблюдения порядка осуществления погрузочно-разгрузочных операций, правил маневрирования и размещения вагонов с опасными грузами, роспуска вагонов с горок, правильности крепления грузов;
о пожарной безопасности на объектах инфраструктуры, подвижном составе и в полосе отвода, в том числе путем оценки готовности к немедленному выполнению задач аварийно-восстановительных и пожарных формирований, их укомплектованности необходимыми материально-техническими средствами и запасами для проведения работ по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и защите прав потребителей, в том числе при перевозке организованных групп детей, при перевозке железнодорожным транспортом пищевых продуктов.
1.7. Проверять исполнение требований законодательства при проведении субъектами железнодорожного транспорта и территориальными управлениями Государственного железнодорожного надзора Ространснадзора расследований происшествий на железнодорожном транспорте, в том числе на предмет соблюдения сроков оповещения о данных событиях, процедуры расследования и требований к оформлению результатов, его полноты, а также реализации разработанных мероприятий по предупреждению подобных происшествий.
1.8. При организации надзора в области обеспечения транспортной безопасности особое внимание обращать на своевременность включения поднадзорных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в соответствующие реестры согласно их категории, проведение оценки уязвимости, разработку и полноту реализации планов обеспечения транспортной безопасности, оснащение объектов необходимыми техническими средствами защиты, организацию их охраны.
1.9. Мерами прокурорского реагирования добиваться неукоснительного соблюдения требований законодательства, пресечения и реального устранения выявленных нарушений, причин и условий, им способствовавших, а также привлечения виновных лиц к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности.
1.10. Активнее использовать предоставленные полномочия по обращению в суд в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статей 52 и 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 39 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации с исками, заявлениями, административными заявлениями в целях устранения выявленных нарушений. Контролировать реальное исполнение судебных решений и устранение выявленных нарушений.
1.11. Оценивать полноту реализации органами внутренних дел на транспорте полномочий по профилактике, предупреждению и пресечению правонарушений на железнодорожном транспорте. Обращать внимание на организацию работы по привлечению граждан к административной ответственности за нарушение правил нахождения на путях, за нахождение в общественных местах на объектах железнодорожной инфраструктуры в состоянии алкогольного опьянения, а также за нарушение требований законодательства о транспортной безопасности.
2. Транспортных прокуроров (на правах районных):
2.1. Организовать оперативное поступление информации о происшествиях на железнодорожном транспорте, угрозах совершения и совершении актов незаконного вмешательства, массовом нарушении прав пассажиров и работников железнодорожного транспорта, об иных событиях, которые могут получить широкий общественный резонанс. Рассматривать данную информацию в качестве повода к проведению соответствующих проверок. Принимать меры к выявлению сокрытых происшествий и постановки их на учет, давать принципиальную оценку таким фактам.
2.2. Проверять наличие у предприятий железнодорожного транспорта лицензий на перевозку пассажиров, опасных грузов, осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам и фактическое соблюдение лицензионных требований; наличие необходимых сертификатов на используемые железнодорожный подвижной состав, оборудование и элементы инфраструктуры.
При выявлении фактов осуществления соответствующих видов деятельности в отсутствие лицензий, несоблюдения лицензионных требований и условий, а также нарушений, создающих реальную угрозу безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, рассматривать вопрос о наличии оснований для вынесения постановлений в порядке пункта 2 части 2 статьи 37 Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации о направлении материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании по статьям 171, 238 и 263 Уголовного кодекса Российской Федерации.
2.3. В сфере обеспечения безопасности эксплуатации объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта проводить проверки соблюдения законодательства при строительстве и реконструкции, а также при их текущем содержании и проведении ремонта.
Проверять соблюдение заказчиками-застройщиками и подрядчиками законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в том числе в части полноты исполнения сторонами своих обязательств, сроков выполнения работ и их соответствия требованиям проектной документации, принятия заказчиками-застройщиками необходимых мер реагирования в случаях нарушения условий государственных контрактов и договоров.
Обращать особое внимание на выполнение установленных требований к периодичности осмотров и проверок технического состояния пути, принятие руководством транспортных предприятий необходимых организационных мер, направленных на обеспечение бесперебойного функционирования устройств технологического электроснабжения, железнодорожной автоматики, телемеханики и связи.
2.4. При проведении проверок соответствия требованиям безопасности железнодорожного подвижного состава оценивать законность продления сроков его службы, а также организацию работы по своевременному прохождению планово-предупредительных видов ремонта, выявлению и устранению неисправностей подвижного состава в пути следования.
2.5. В части соответствия квалификации и подготовки работников железнодорожного транспорта проверять полноту и периодичность прохождения необходимого обучения и повышения квалификации, наличие необходимых свидетельств и допусков, а также соблюдение трудовой и технологической дисциплины, обеспечение надлежащих условий труда и отдыха, предоставление работодателем предусмотренных гарантий и льгот.
2.6. В образовательных организациях, осуществляющих подготовку специалистов в области железнодорожного транспорта, проверять соответствие кадровых условий осуществления образовательной деятельности, структуры и содержания реализуемых образовательных программ Федеральным государственным образовательным стандартам, наличие учебных планов, программ и рабочих программ по всем учебным курсам, предметам и дисциплинам, их фактическое исполнение, в том числе полноту прохождения учебной и производственной практики. Обращать внимание на соблюдение требований к материально-техническим условиям обучения, наличие библиотечного фонда, лабораторий, макетов узлов, агрегатов и систем, а также тренажеров и учебных транспортных средств с обязательной проверкой их работоспособности, безопасности и фактического использования в образовательном процессе.
2.7. Анализировать состояние аварийности на железнодорожных переездах. Давать поручения специалистам о проведении проверок на предмет полноты их оборудования устройствами безопасности, наличия необходимых предупреждающих знаков, надлежащего содержания дорожного полотна. Организовать взаимодействие по указанным вопросам с органами Государственной инспекции безопасности дорожного движения.
2.8. Оценивать динамику непроизводственного травматизма, определять наиболее опасные участки и объекты инфраструктуры. Мерами прокурорского реагирования добиваться создания на них безопасных для нахождения граждан условий.
2.9. Обеспечивать проведение профилактической работы, а также оценивать полноту принятия субъектами транспортной инфраструктуры и правоохранительными органами необходимых мер по предупреждению, выявлению и пресечению фактов проезда граждан, в том числе несовершеннолетних, вне пассажирских салонов подвижного состава (так называемый зацепинг). Особое внимание при этом обращать на деятельность полиции по привлечению к административной ответственности данных лиц за нарушение правил поведения граждан на железнодорожном транспорте, а также родителей или иных законных представителей несовершеннолетних за неисполнение обязанностей по их содержанию и воспитанию.
Проводить мониторинг средств массовой информации и сети "Интернет" на предмет выявления материалов, пропагандирующих среди молодежи противоправное поведение на железнодорожном транспорте. В целях ограждения детей от информации, негативным образом влияющей на их физическое и духовное развитие, принимать меры по ограничению доступа к такой информации, рассматривать вопрос об обращении в суд с заявлением о признании ее запрещенной к распространению.
2.10. При осуществлении надзора за соблюдением прав пассажиров, в том числе при формировании тарифов на перевозки, тщательно исследовать доводы поступающих обращений, устанавливать причины и условия допущенных нарушений, мерами прокурорского реагирования добиваться их реального устранения.
В случаях задержки отправления и прибытия поездов рассматривать вопрос о привлечении виновных лиц к административной ответственности за нарушение лицензионных требований. Под особым контролем держать ситуацию при массовых задержках.
3. Транспортных прокуроров, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации:
3.1. В ходе проверок в территориальных подразделениях Росжелдора оценивать своевременность, качество и полноту соблюдения предусмотренных административными регламентами процедур при предоставлении государственных услуг. Особое внимание обращать на участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию железнодорожных путей общего и необщего пользования, подготовку заключений о соответствии новых путей требованиям нормативных правовых актов, подготовку заключений о возможности открытия и закрытия станций для выполнения определенных операций, а также при осуществлении пономерного учета подвижного состава. Оценивать полноту реализации полномочий при подготовке заключений о соответствии требованиям законодательства о транспортной безопасности представляемых результатов оценки уязвимости и планов обеспечения транспортной безопасности в целях их утверждения Росжелдором.
3.2. В территориальных подразделениях Ространснадзора проверять соблюдение требований законодательства при осуществлении надзора и контроля в сфере обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, транспортной безопасности. Давать оценку полноты принимаемых мер реагирования, в том числе по использованию мер ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленных на недопущение и пресечение нарушений, угрожающих безопасности движения поездов (введение ограничений эксплуатации подвижного состава, приостановление (аннулирование) лицензий и другие), а также по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности. Проверять полноту контроля за реальным устранением выявленных нарушений.
3.3. Обеспечивать незамедлительный выезд транспортного прокурора (на правах районного) на места транспортных происшествий с тяжкими последствиями с целью координации деятельности правоохранительных органов. При значительной удаленности транспортной прокуратуры от места происшествия информировать соответствующего территориального прокурора о необходимости выезда и принятия соответствующих мер до прибытия транспортного прокурора.
В случае, если место совершения преступления неизвестно, руководствоваться требованиями пункта 7.3 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 07.05.2008 N 84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур".
3.4. О преступлениях, предусмотренных статьей 211, частью 3 статьи 263, частью 4 статьи 263.1, частью 3 статьи 266, частью 3 статьи 267, частью 3 статьи 268 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также об иных чрезвычайных происшествиях в сфере обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, имеющих повышенную общественную значимость, специальным донесением сообщать в Генеральную прокуратуру Российской Федерации в соответствии с пунктами 1 и 2 приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 16.07.2010 N 284 "О порядке представления специальных донесений и иной обязательной информации".
3.5. Обеспечивать надзор за исполнением уголовно-процессуального законодательства при расследовании уголовных дел о преступлениях, обозначенных в пункте 3.4 настоящего указания, уделяя особое внимание установлению причин и условий, способствовавших совершению преступлений указанной категории.
3.6. Регулярно проверять работу подчиненных транспортных прокуроров, а также оказывать им необходимую практическую и методическую помощь по вопросам, возникающим в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства о безопасности на железнодорожном транспорте. Результаты надзорной деятельности анализировать не реже одного раза в полугодие. Практиковать их обсуждение на оперативных совещаниях и заседаниях коллегий.
3.7. На системной основе обобщать и анализировать состояние законности в указанной сфере. Итоги использовать при планировании надзорной деятельности. Полученные результаты отражать в направляемых в Генеральную прокуратуру Российской Федерации докладных записках по итогам работы за год и за полугодие в соответствии с требованиями приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 15.07.2011 N 211 "Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере".
4. Управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере Генеральной прокуратуры Российской Федерации:
4.1. Проверять соблюдение требований федерального законодательства, а также полноту реализации предоставленных полномочий в указанной сфере в Министерстве транспорта Российской Федерации, Федеральном агентстве железнодорожного транспорта, Федеральной службе по надзору в сфере транспорта.
4.2. Обобщать поступающие сведения из транспортных прокуратур, органов власти и организаций, при необходимости готовить соответствующие информационные письма и вносить в установленном порядке предложения по совершенствованию федерального законодательства и прокурорской деятельности на этом направлении надзора.
4.3. Обеспечивать проверку законности процессуальных решений, принятых по уголовным делам о преступлениях, обозначенных в пункте 3.4 настоящего указания, полноты и всесторонности расследования по ним. Особое внимание обращать на достаточность принятых мер по выявлению и устранению причин и условий, способствовавших совершению преступлений. При выявлении фактов нарушений уголовно-процессуального законодательства, в том числе разумных сроков уголовного судопроизводства, рассматривать вопрос об ответственности виновных работников транспортных прокуратур, не обеспечивших надлежащий надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования.
5. Настоящее указание опубликовать в журнале "Законность" и разместить на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
6. Контроль за исполнением указания возложить на заместителя Генерального прокурора Российской Федерации по направлению деятельности.
Указание направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, ректору Университета прокуратуры Российской Федерации, транспортным прокурорам (на правах прокуроров субъектов Российской Федерации), которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.
Российской Федерации
И.В.КРАСНОВ
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей