Государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций (государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, надзор за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, федеральный государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций операторов электронных площадок)
Государственный контроль (надзор) за деятельностью
саморегулируемых организаций (государственный контроль
(надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций
арбитражных управляющих, надзор за деятельностью
саморегулируемых организаций оценщиков, государственный
надзор за деятельностью саморегулируемых организаций
кадастровых инженеров, национального объединения
саморегулируемых организаций кадастровых инженеров,
федеральный государственный надзор за деятельностью
саморегулируемых организаций операторов
электронных площадок)
Субъектами государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций являются саморегулируемые организации арбитражных управляющих, саморегулируемые организации оценщиков, саморегулируемые организации кадастровых инженеров, национальное объединение саморегулируемых организаций кадастровых инженеров и саморегулируемые организации операторов электронных площадок.
31. Предметом проверок саморегулируемой организации является соблюдение саморегулируемыми организациями требований, установленных федеральными законами от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее - Федеральный закон о саморегулируемых организациях), от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", другими федеральными законами, устанавливающими требования к деятельности саморегулируемых организаций, и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в установленной сфере деятельности саморегулируемых организаций, касающиеся в том числе:
а) соответствия числа членов саморегулируемой организации числу указанных членов, предусмотренному обязательными требованиями;
б) разработки и установления условий членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях;
в) стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательных для выполнения всеми членами саморегулируемой организации;
г) обеспечения саморегулируемой организацией дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами;
д) осуществления саморегулируемой организацией контроля за предпринимательской или профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований, установленных федеральным законом, регулирующим соответствующий вид предпринимательской или профессиональной деятельности, иными федеральными законами, стандартами и правилами саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации, правил деловой и профессиональной этики (в случаях, установленных федеральными законами), а также применения мер дисциплинарного воздействия;
е) обеспечения информационной открытости деятельности саморегулируемой организации и ее членов, соблюдения стандартов раскрытия информации, а также способов получения, использования, обработки, хранения и защиты информации;
ж) аттестации работников - членов саморегулируемой организации или сертификации произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг) в случае, если саморегулируемая организация обязана осуществлять аттестацию работников - членов такой саморегулируемой организации или сертификацию произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг);
з) рассмотрения жалоб на действия членов саморегулируемой организации и дел о нарушении ее членами требований, установленных федеральным законом, регулирующим соответствующий вид предпринимательской или профессиональной деятельности, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (в случае, если такое требование предусмотрено федеральным законом), стандартами и правилами саморегулируемой организации (в том числе в случаях, установленных федеральными законами, федеральными стандартами), а также условий членства в саморегулируемой организации;
и) осуществления мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, установленных уставом некоммерческой организации, стандартами и правилами саморегулируемой организации;
к) выполнения предписаний, выданных саморегулируемой организации органом по контролю (надзору).
Перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного надзора (контроля), утвержден приказом Росреестра от 7 июня 2019 г. N П/0225.
32. Количество подконтрольных субъектов.
По состоянию на 13 декабря 2019 г. в государственных реестрах саморегулируемых организаций содержатся сведения о 81 саморегулируемой организации, функции по контролю и надзору за которыми возложены на Росреестр (48 саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, 13 саморегулируемых организаций оценщиков, 3 саморегулируемые организации операторов электронных площадок, 16 саморегулируемых организаций кадастровых инженеров и 1 национальное объединение саморегулируемых организаций кадастровых инженеров).
33. Данные о проведенных мероприятиях по контролю.
В отчетном периоде проведены плановые проверки 5 саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (далее также - СРО АУ) (в первом полугодии 2018 года - 5 организаций) и 5 саморегулируемых организаций оценщиков (в первом полугодии 2018 года - 4 организации), по результатам которых выдано 9 предписаний об устранении нарушений законодательства Российской Федерации (в первом полугодии 2018 года - 11 предписаний).
Плановые проверки саморегулируемых организаций кадастровых инженеров и саморегулируемых организаций операторов электронных площадок в отчетном периоде не проводились, поскольку формирование саморегулируемых организаций кадастровых инженеров и саморегулируемых организаций операторов электронных площадок осуществлялось во втором полугодии 2016 года, учитывая периодичность проведения плановых проверок, к их проведению Росреестр приступил во втором полугодии 2019 года.
На второе полугодие 2019 года запланировано проведение 6 плановых проверок саморегулируемых организаций кадастровых инженеров и 3 саморегулируемых организаций операторов электронных площадок.
В первом полугодии 2019 года на основании поступивших в Росреестр и его территориальные органы 308 жалоб на действия (бездействие) саморегулируемых организаций (в первом полугодии 2018 года - 225 жалоб) проведена 41 внеплановая проверка саморегулируемых организаций, из них 16 проверок в форме документарных (в первом полугодии 2018 года - 61 проверка, из которых 10 - документарных), выдано 3 предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований (в первом полугодии 2018 года - 1 предостережение).
В связи с установлением в соответствии пунктом 2 статьи 25.1 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в редакции Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 391-ФЗ (далее - Закон о банкротстве) с 1 января 2019 г. минимального размера компенсационного фонда саморегулируемой организации арбитражных управляющих в размере 50 млн рублей (ранее 20 млн рублей) из указанных внеплановых проверок 12 проведены в отношении саморегулируемых организаций арбитражных управляющих с целью установления соответствия компенсационного фонда требованиям пункта 2 статьи 25.1 Закона о банкротстве.
По итогам контрольных мероприятий, проведенных Росреестром, из 50 саморегулируемых организаций арбитражных управляющих по состоянию на 1 января 2019 г. подтверждено наличие компенсационного фонда в установленном размере у 48 СРОАУ.
В отчетном периоде также проведены 6 внеплановых проверок в связи с неисполнением ранее выданных предписаний Росреестра об устранении выявленных нарушений обязательных требований (в первом полугодии 2018 года - 2 проверки). Общее количество внеплановых проверок, по итогам проведения которых выявлены правонарушения, составило 32 (в первом полугодии 2018 года - 38 проверок).
По итогам одной внеплановой проверки на основании поданного в суд заявления Росреестра из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих исключены сведения об одной саморегулируемой организации арбитражных управляющих.
Общее количество проверок, по итогам проведения которых по фактам выявленных нарушений возбуждены дела об административных правонарушениях, составило 13 (в первом полугодии 2018 года - 3).
В результате проведенных плановых и внеплановых проверок выявлено 135 нарушений законодательства Российской Федерации, регулирующего деятельность саморегулируемых организаций (в первом полугодии 2018 года - 137 нарушений).
По сравнению с первым полугодием 2018 года в первом полугодии 2019 года увеличилось количество административных производств в отношении саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, что связано с установлением административной ответственности за нарушение саморегулируемой организацией арбитражных управляющих и ее должностными лицами требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности арбитражных управляющих (статья 14.52.1 КоАП).
По итогам анализа результатов надзорных мероприятий в отношении саморегулируемых организаций кадастровых инженеров (далее - СРО КИ) следует констатировать, что нарушения, выражающиеся в неосуществлении контроля за деятельностью своих членов, за их соответствием обязательным условиям членства, несоблюдении правил деятельности СРО КИ и актов, утвержденных национальным объединением СРО КИ, выявлены практически во всех случаях проведения внеплановых проверок СРО КИ.
Также по итогам проведенных надзорных мероприятий особо следует отметить нарушения СРО КИ, допускаемые при исполнении обязанности по исключению кадастровых инженеров из СРО КИ в порядке и по основаниям, которые предусмотрены Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ).
В практике имеются случаи массового выхода кадастровых инженеров из состава одной СРО КИ и вступления в другую, в результате которых возникает риск снижения численности СРО КИ ниже минимально необходимой в соответствии с Федеральным законом N 221-ФЗ и исключения СРО КИ по указанному основанию из государственного реестра СРО КИ.
Во избежание указанных последствий СРО КИ реализуются различные меры и в ряде случаев незаконные механизмы сохранения численности, в том числе искусственное сохранение численности - непринятие мер по исключению членов при наличии оснований для этого (включая членов, не осуществляющих кадастровую деятельность более трех лет). Также СРО КИ создаются препятствия для добровольного выхода кадастрового инженера из СРО КИ путем затягивания сроков рассмотрения заявлений кадастровых инженеров о выходе, открытия дисциплинарных производств, инициирования проведения внеплановых проверок в отношении кадастровых инженеров, подавших заявления о добровольном выходе. Вместе с тем СРО КИ реализуются демпинговые меры по привлечению членов из других СРО КИ (снижение размеров членских взносов). Как показала надзорная практика, данные обстоятельства влекут жалобы и обращения заинтересованных лиц (как кадастровых инженеров, так и самих СРО КИ) в надзорный орган и необходимость проведения внеплановых проверок деятельности соответствующих СРО КИ.
В настоящее время по результатам исполнения вынесенных Росреестром предписаний по выявленным нарушениям порядка исключения кадастровых инженеров из СРО КИ возможно исключение двух СРО КИ из государственного реестра СРО КИ в связи с несоответствием требованию к минимальной численности (СРО Ассоциация "КИРС", АСРО "КИР").
34. Данные о проведенных мероприятиях по профилактике нарушений и их результатах в отношении поднадзорных СРО.
В первом полугодии 2019 года Росреестром реализовывались мероприятия по профилактике правонарушений в поднадзорной сфере, в том числе:
на официальном сайте Росреестра опубликован и поддерживается в актуальном состоянии перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного надзора (контроля);
на официальном сайте Росреестра опубликован перечень наиболее часто встречающихся в деятельности подконтрольных СРО нарушений обязательных требований и рекомендации в отношении мер, принимаемых подконтрольными субъектами в целях недопущения нарушения обязательных требований;
при проведении проверочных мероприятий сотрудниками Росреестра (территориальных органов Росреестра) подконтрольным субъектам разъяснялись обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, порядок проведения контрольного мероприятия, права и обязанности подконтрольного субъекта и должностных лиц Росреестра;
проводился мониторинг сведений Единого федерального реестра сведений о банкротстве на предмет соблюдения арбитражными управляющими сроков размещения информации, предусмотренной законодательством о банкротстве;
в средствах массовой информации опубликованы 186 материалов по вопросам соблюдения обязательных требований, а также проведены 53 консультации поднадзорных субъектов в форме семинаров, конференций горячих линий, круглых столов;
на официальном сайте Росреестра размещена информация о результатах контрольно-надзорной деятельности;
проведение личных приемов по следующим вопросам: "Вопросы осуществления арбитражными управляющими профессиональной деятельности, складывающейся административной и судебной практики", "Порядок раскрытия информации саморегулируемой организацией и порядок проведения контрольно-надзорных мероприятий", "Разъяснение порядка проведения внеплановой проверки СРО", "Деятельность СРО в части реализации полномочий по защите прав членов СРО", "Соблюдение законодательства о банкротстве", "Обязательность исполнения требований законодательства о несостоятельности (банкротстве) членами СРО и непосредственно СРО АУ", "Основания выдачи арбитражному управляющему копий договоров отчуждения имущества должников", "Порядок погашения требований кредиторов второй очереди", "Вопросы распределения при реализации имущества супругов-банкротов", "О компенсационном фонде СРО АУ", "Профилактика нарушения арбитражными управляющими законодательства о несостоятельности (банкротстве)", "Порядок информирования о результатах административного расследования", "Порядок приобретения имущества предприятия-должника на торгах" "Обучение арбитражных управляющих", "Предложения по совершенствованию законодательства о несостоятельности (банкротстве)";
в саморегулируемые организации для сведения и учета в работе направлено обобщение практики осуществления в 2018 году Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственного контроля (надзора).
С целью опроса всем подконтрольным субъектам направлены анкеты и предложено оценить уровень информированности об обязательных требованиях, соблюдение которых оценивается Росреестром; понятность обязательных требований; доступность информации о принятых и готовящихся изменениях обязательных требований, размещенных на сайте Росреестра в сети "Интернет"; работу Росреестра (его территориальных органов) по предоставлению информации о порядке проведения проверок, в том числе о правах подконтрольных субъектов, при проведении проверочных мероприятий; доступность обратной связи (взаимодействии) с территориальным органом Росреестра, в том числе оперативность реагирования на обращения, обмена информацией и получения информации.
В анкетировании приняли участие 11 подконтрольных субъектов. Согласно представленным анкетам:
по показателю уровня информированности подконтрольных субъектов об обязательных требованиях, соблюдение которых оценивается Росреестром 91,9% респондентов поставили оценку 100%, 9,09% респондентов поставили оценку 90 - 70%;
по показателю вовлечения подконтрольных субъектов во взаимодействие с Росреестром все респонденты поставили оценку 100%;
по показателю понятности обязательных требований, соблюдение которых оценивается Росреестром, 81,8% респондентов поставили оценку 100%, 18,1% респондентов - оценку 90 - 70%;
по показателю доступности информации о принятых и готовящихся изменениях обязательных требований, размещенных на официальном сайте Росреестра, 63,6% респондентов поставили оценку 100%, 27,27% респондентов - оценку 90 - 70%, 9,09% респондентов - оценку 70 - 50%;
уровень работы Росреестра (его территориальных органов) по предоставлению информации о порядке проведения проверок, в том числе о правах подконтрольных субъектов при проведении проверочных мероприятий, все респонденты оценили на 100%;
уровень доступности обратной связи с территориальным органом Росреестра, в том числе оперативность реагирования на обращения, обмена информацией, получения информации, все респонденты оценили на 100%.
35. Должностные лица Росреестра и его территориальных органов, уполномоченные на осуществление и участие в осуществлении мероприятий по профилактике нарушений:
начальники структурных подразделений центрального аппарата Росреестра, к сфере ведения которых отнесено осуществление государственных функций по государственному контролю (надзору), и их заместители;
сотрудники структурных подразделений центрального аппарата Росреестра, к сфере ведения которых отнесено осуществление государственных функций по государственному контролю (надзору);
руководители территориальных органов Росреестра и их заместители;
начальники структурных подразделений территориальных органов Росреестра, к сфере ведения которых отнесено осуществление государственных функций по государственному контролю (надзору), и их заместители;
сотрудники структурных подразделений территориальных органов Росреестра, к сфере ведения которых отнесено осуществление государственных функций по государственному контролю (надзору).
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей