7. Предметом проверок при осуществлении государственного земельного надзора является соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность.
Объектами государственного земельного надзора являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане, обладающие правами на земельные участки, а также использующие земельные участки.
Кроме того, объектами государственного земельного надзора являются федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, осуществляющие функции по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности.
9. Обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного земельного надзора.
При осуществлении государственного земельного надзора Росреестр осуществляет надзор за соблюдением:
а) требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка (в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законом прав на такой земельный участок);
б) требований о переоформлении юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобретения земельных участков в собственность;
в) требований законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием;
г) требований законодательства, связанных с обязательным использованием в течение установленного срока земельных участков, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях;
д) требований земельного законодательства органами государственной власти и органами местного самоуправления при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
е) требований законодательства, связанных с обязанностью по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.
Перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного земельного надзора, утвержден приказом Росреестра от 7 июня 2019 г. N П/0225 и размещен на официальном сайте Росреестра в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.rosreestr.ru (далее - официальный сайт Росреестра).
10. Количество подконтрольных субъектов.
По состоянию на 30 июня 2019 г. количество подконтрольных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей составило 6,6 млн единиц.
Количество подконтрольных федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия по предоставлению земельных участков, находящихся в федеральной собственности, - 58 единиц.
Количество подконтрольных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, - 85 единиц.
Количество подконтрольных органов местного самоуправления, осуществляющих распоряжение земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности, - 4785 единиц.
11. Данные о проведенных в первом полугодии 2019 года мероприятиях по государственному земельному надзору.
Штатная численность должностных лиц Росреестра, уполномоченных осуществлять государственный земельный надзор, по состоянию на 30 июня 2019 г. составила 2932 человека (на 31 декабря 2018 года - 2899 человек).
В первом полугодии 2019 года Росреестром в рамках государственного земельного надзора проведено 99,8 тыс. проверок и более 58 тыс. административных обследований (в первом полугодии 2018 года - 100,7 тыс. проверок и 41,0 административных обследований).
В результате осуществления мероприятий по государственному земельному надзору выявлено 79,3 тыс. нарушений законодательства Российской Федерации, из которых 68,2 тыс. составили нарушения требований, установленных земельным законодательством (в первом полугодии 2018 года - соответственно 74,4 тыс. и 63,8 нарушений). К административной ответственности привлечено 36,7 тыс. правонарушителей (в первом полугодии 2018 года - 33,0 тыс. правонарушителей). На нарушителей законодательства наложено штрафов на 374,6 млн рублей (в первом полугодии 2018 года - 445,4 млн рублей). В результате деятельности должностных лиц Росреестра, уполномоченных осуществлять государственный земельный надзор, устранено 33,1 тыс. нарушений, что составляет 65% от числа выданных предписаний об устранении ранее выявленных нарушений земельного законодательства (в первом полугодии 2018 года - соответственно 27,6 тыс. нарушений, 57%).
Территориальными органами Росреестра в первом полугодии 2019 года проведено 353 проверки деятельности органов местного самоуправления по вопросам предоставления земельных участков, в ходе которых выявлено 995 нарушений (в первом полугодии 2018 года - соответственно 501 проверка, 694 нарушения).
Наибольшее число составляют нарушения, выразившиеся в самовольном занятии земельных участков (более 55% от общего числа выявленных нарушений).
12. Анализ и оценка рисков причинения вреда охраняемым законом в рамках осуществления государственного земельного надзора ценностям.
Рисками, возникающими в результате нарушения охраняемых при осуществлении Росреестром государственного земельного надзора законом ценностей, являются:
недополучение бюджетами бюджетной системы Российской Федерации денежных средств от уплаты земельного налога и арендных платежей по договорам аренды земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
непроведение работ по межеванию земельных участков и невнесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках и правах на них;
нарушение имущественных прав Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан;
ухудшение экологических условий;
причинение вреда земельному участку как объекту производства в сельском хозяйстве и природному объекту;
произвольное (несистемное) использование земельных участков;
неиспользование экономического потенциала земельных ресурсов;
затраты средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на проведение работ по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.
13. Результаты проведения мероприятия по профилактике нарушений в сфере государственного земельного надзора за 11 месяцев 2019 года.
Росреестром и его территориальными органами за 11 месяцев 2019 года проведено более 92,2 тыс. мероприятий по утвержденной программе профилактики правонарушений в поднадзорной сфере, в том числе:
в средствах массовой информации опубликовано более 13,7 тыс. материалов по вопросам соблюдения обязательных требований;
проведено более 1,8 тыс. консультаций поднадзорных субъектов;
более 65,3 тыс. разъяснений обязательных требований;
более 5,8 тыс. личных приемов;
более 2,2 тыс. совместных совещаний и конференций;
245 публичных обсуждений результатов правоприменительной практики совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Основные профилактические мероприятия:
утвержден и опубликован на официальном сайте Росреестра актуализированный перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по государственному земельному надзору;
проведены обзор и анализ правоприменительной практики при осуществлении государственного контроля (надзора);
в установленных законом случаях при проведении мероприятий по государственному земельному надзору юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям выдается предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований;
территориальные органы Росреестра совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации проводят публичные обсуждения результатов обзора и анализа правоприменительной практики.
14. Результаты опросов подконтрольных субъектов в 2019 году по направлению государственного земельного и государственного геодезического надзора.
Оценка опрошенных лиц, в отношении которых осуществлены проверочные мероприятия должностными лицами Росреестра:
понятность обязательных требований, обеспечивающая их однозначное толкование подконтрольными субъектами и должностными лицами Росреестра, составила 94,8% (в 2018 году - 93%);
удовлетворенность доступностью на официальном сайте Росреестра (в блоках региональной информации территориальных органов) для подконтрольных субъектов информации о принятых и готовящихся изменениях обязательных требований составила 93,4% (в 2018 году - 92%);
информированность подконтрольных субъектов о порядке проведения проверок, правах подконтрольного субъекта при проведении проверки составила 99,6% (в 2018 году - 98%);
вовлечение подконтрольных субъектов во взаимодействие с Росреестром (территориальными органами Росреестра) составила 98,8% (в 2018 году - 97,4%);
исполняемость плана-графика профилактических мероприятий составила 99,7% (в 2018 году - 99%);
информативность консультаций, семинаров, горячих линий, тематических конференций, проводимых Росреестром и его территориальными органами, составила 99% (в 2018 году - 99%).
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей