4.4. Система документации (РОТО)

4.4.1. Эксплуатант должен иметь систему ведения и контроля документации и технических данных, используемых непосредственно при производстве работ по техническому обслуживанию.

Эксплуатант должен иметь руководство по организации технического обслуживания (МСМ) для использования его соответствующим персоналом служб технического обслуживания и летной эксплуатации. РОТО (МСМ) может издаваться отдельными частями и должно содержать правила, процедуры и информацию по поддержанию летной годности воздушного судна с учетом аспектов человеческого фактора.

Эксплуатант должен обеспечить своевременное внесение изменений в РОТО (МСМ), связанных с изменением требований по техническому обслуживанию или летной годности, изменениями в организации или деятельности, недостатками, выявленными в ходе внутренних или внешних аудитов, соответствия установленным требованиям.

Эксплуатант должен обеспечить, чтобы копия действующей редакции РОТО (МСМ) своевременно направлялась в уполномоченные авиационные власти, всем держателям документа.

Эксплуатант должен обеспечить, чтобы РОТО (МСМ) и содержащиеся там правила и процедуры были описаны достаточно полно так, чтобы в нем были представлены инструкции и информация, необходимые той или иной организации или сотруднику, выполняющим работы по техническому обслуживанию для эксплуатанта.

Эксплуатант должен иметь процедуру выполнения работ по техобслуживанию, которая включает в себя методику накопления и анализа данных по эксплуатационной безопасности с целью выявления опасности, представленной существующими и потенциальными угрозами эксплуатации ВС.

Эксплуатант должен иметь систему управления техническим обслуживанием согласно процедурам, приемлемым для уполномоченных авиационных властей, которая обеспечивает, что каждое воздушное судно находится в состоянии летной годности, сертификат летной годности на каждое воздушное судно является действительным и аварийно-спасательное оборудование, необходимое для производства полетов, находится в технически исправном состоянии.

Эксплуатант должен иметь систему для учета наработки каждого воздушного судна, двигателей и компонентов воздушных судов с ограничением в часах, циклах и календарного срока.

Эксплуатант должен иметь процедуру, призванную обеспечить, чтобы новый компонент мог быть установлен на воздушное судно только при условии, что этот компонент отвечает стандартам летной годности, предусмотренным для установки новых компонентов.

Эксплуатант должен иметь процедуру установки на воздушное судно компонентов бывших в эксплуатации. Компоненты устанавливаются только при условии соответствия стандартам летной годности, либо после технического обслуживания компонента сертифицированной организацией с оформлением установленных документов, подтверждающих летную годность компонента.

Эксплуатант должен иметь процедуру с четкими критериями анализа информации по поддержанию летной годности: директивы летной годности (AD); эксплуатационные бюллетени (Service Bulletins); рекомендации от организаций, отвечающих за типовую конструкцию: и должен принять необходимые меры по результатам такого анализа в соответствии с процедурами, приемлемыми для уполномоченных авиационных властей.

Эксплуатант должен иметь процедуру для осуществления постоянного контроля и оценки качества технического обслуживания, включая документы о выполненном ТО. получаемую от контрактной организации по ТО.

Эксплуатант должен вести учет директив летной годности (ADs) и эксплуатационных бюллетеней (SBs) или аналогичных документов в соответствии с требованиями, установленными уполномоченными авиационными властями.

Нормативные ссылки: ФАП-246 п. 18, 20, 21, 22, 43, 44, 45; ФАП-285 п. 41; Приложение 8 часть 2, Гл. 4; Приложение 6 часть 1, Гл. 8, п. 8.5, п. 8.6.

Область проверки:

Процедура обеспечения действующей редакции документов по техническому обслуживанию;

Процедура рассылки, которая обеспечивает наличие действующих редакций документов и технических данных;

- на всех производственных участках, где производится техническое обслуживание авиатехники;

- у всех сторонних организаций, выполняющих работы по техническому обслуживанию воздушных судов эксплуатанта.

Процедура проверки и редактирования, по мере необходимости, с целью обеспечения актуальности информации, содержащейся в руководстве по организации технического обслуживания (МСМ) и документации по ТО;

Процедура хранения и рассылки документации, полученной от внешних источников, включая руководства и документы регулирующих органов и производителей оригинального оборудования.

Процедура разработки, внедрения. Ведения и контроля собственной рабочей документации (например, пооперационных ведомостей).

Процедура достаточности и актуальности рабочей документации, предоставляемой исполнителем работ по ТО.

РОТО (МСМ) представляет собой документ, в котором определяется, каким образом эксплуатант и или его одобренная организация по техническому обслуживанию (АМО) выполняют и контролируют свою деятельность по техническому обслуживанию авиационной техники. РОТО (МСМ) состоит из следующих четырех частей:

1. Организация и управление;

2. Порядок технического обслуживания;

3. Процедуры системы контроля качества;

4. Порядок производства технического обслуживания по контрактам и документальное оформление.

РОТО (МСМ) может включать в себя один документ или комплект из нескольких руководств:

a. Организационную схему;

b. Процедуры, призванные обеспечить, что:

1. Каждое находящееся в эксплуатации воздушное судно находится в состоянии летной годности;

2. Эксплуатационное и аварийно-спасательное оборудование, необходимое для выполняемых полетов, находится в рабочем состоянии:

3. Сертификат летной годности на каждое действующее воздушное судно действителен.

c. Описание системы контроля качества;

d. Описание процедуры получения, редактирования и рассылки всех необходимых данных по летной годности от владельца сертификата типа или организации типового проектирования:

e. Удостоверенное подписью эксплуатанта заявление, подтверждающее, что РОТО (МСМ) и все включаемые в него документы отражают методы обеспечения соответствия эксплуатанта требованиям уполномоченных авиационных властей:

f. Описание процедуры контроля внесения поправок и изменений в РОТО (МСМ);

g. Средства идентификации каждой станицы РОТО (МСМ);

h. Описание системы, используемой для рассылки РОТО (МСМ), включая список рассылки:

i. Подробное описание процедур, призванных обеспечить, что все задания по техническому обслуживанию, предусмотренные планом проведения технического обслуживания, директивами летной годности, или любые задания по устранению неисправностей, выполняются в установленные сроки;

j. Описание процедур устранения неисправностей и контроля, включая описание:

1. Способов выявления неоднократно возникающих неисправностей и предоставления отчетности о них:

2. Процедуры планирования работ по устранению неисправностей, ремонт которых был отложен, если такие процедуры не включены в преамбулу MEL.

k. Процедуры, предназначенные для составления отчетности о возникающих при работе трудностях в соответствии с настоящими стандартами;

l. Описание процедур диспетчеризации, включая процедуры для разрешения полетов с целью перегона воздушного судна, полетов на дальние расстояния (ETOPS, ETDO), полетов при любых погодных условиях или любых иных полетов в особых условиях;

m. Описание подлежащих хранению учетных данных персонала;

n. Процедуры по передаче ВС.

Эксплуатант отвечает за вносимые в РОТО (МСМ) изменения, если по согласованию с УОГА не предусмотрен иной порядок. Персонал эксплуатанта, так же как и персонал, организация по техническому обслуживанию должны знать содержание разделов руководств, касающихся выполняемой ими работы.

При идентификации угроз особое внимание уделяется различным операциям (внутренним и выполняемыми сторонними организациями), которые реализуются с целью поддержания воздушного судна в состоянии летной годности.

В руководстве по техническому обслуживанию и РД (Руководство по деятельности организации по ТО, входящей в состав эксплуатанта) установлена процедура контроля и ответственные лица за текущие состояние ВС, в том числе за действительность сертификата летной годности и разработаны формы соответствующих отчетов.

В руководстве по техническому обслуживанию и РД (Руководство по деятельности организации по ТО, входящей в состав эксплуатанта) установлена процедура планирования и отслеживания выполненного технического обслуживания ВС.

Эксплуатант должен иметь соответствующее подразделение, ответственное за учет и контроль наработки воздушного судна с установленной процедурой в руководстве по техническому обслуживанию. Эксплуатант обеспечивает учет наработки воздушных судов, двигателей, воздушных винтов и их компонентов и ведет запись наработки в:

формулярах воздушных судов, двигателей и воздушных винтов не реже, чем перед осуществлением периодического технического обслуживания, если ведение формуляров предусмотрено производителем воздушного судна:

формулярах, паспортах и этикетках компонентов - при их снятии с воздушного судна.

В руководстве по техническому обслуживанию и РД (Руководство по деятельности организации по ТО, входящей в состав эксплуатанта) установлена процедура идентификации компонента в соответствии с требованиями международных стандартов и требований производителя воздушного судна или на основании разрешения производителя компонентов.

В руководстве по техническому обслуживанию и РД (Руководство по деятельности организации по ТО, входящей в состав эксплуатанта) установлена процедура перестановки компонентов между воздушными судами, одобренная уполномоченной авиационной властью.

Организация по ТО после завершения установленных эксплуатационной документацией работ и проверки компонента, в результате которой подтверждена его пригодность к установке на воздушное судно, оформляет талон годности компонента, который содержит:

основные сведения о выполненном техническом обслуживании компонента, его форме (объеме);

дату завершения технического обслуживания компонента;

данные об организации по ТО (номер и дата выдачи сертификата организации по ТО);

фамилия, имя. отчество (если имеется), должность лица, подписавшего талон годности компонента.

Талон годности компонента оформляется после завершения технического обслуживания компонентов, не установленных на воздушное судно, и подписывается лицом, уполномоченным организацией по техническому обслуживанию.

В руководстве по техническому обслуживанию установлена процедура определения ресурсов компонентов с ограниченным эксплуатационным ресурсом для исключения случаев превышения, установленного производителем ресурса или срока службы.

Процедуру определения данных о предшествующей эксплуатации компонента и учета этих данных при установке на воздушное судно.

В руководстве по техническому обслуживанию и РД (Руководство по деятельности организации по ТО, входящей в состав эксплуатанта) установлена процедура анализа и контроля за выполнение директив летной годности, выполнение модификаций на воздушных судах двигателях и компонентах.

Проверяемая документация:

- положения РОТО;

- положения РД;

- рабочая документация по ТО (выборочно);

- документированные процедуры эксплуатанта;

- документы эксплуатанта, подтверждающие внесение изменений в РОТО и рассылку изменений заявленным держателям РОТО;

- документированные процедуры эксплуатанта по своевременной организации и выполнению обеспечения организаций и исполнителей необходимой информацией;

- отчеты по результатам анализа информации по БП, связанной с эксплуатацией ВС;

- планы по разработке корректирующих мероприятий и отчеты об их реализации, которые реализуются с целью поддержания воздушного судна в состоянии летной годности;

- должностные инструкции, руководящие и организационно-распорядительные документы, определяющие полномочия и ответственность персонала эксплуатанта в части соблюдения порядка организации работ по техническому обслуживанию и ремонту воздушного судна;

- формуляры, паспорта, этикетки (аналоги этих документов на ВС иностранного производства):

- справки о наработке АТ в полете.

Комментарии эксплуатанта

Подтверждено документами и выполняется (Соответствует)

00001656.wmz Подтверждено документами и выполняется, требуется корректировка (Соответствует)

00001657.wmz Подтверждено документами, но не выполняется (Не соответствует)

00001658.wmz Выполняется, но не подтверждено документами (Не соответствует)

00001659.wmz Не подтверждено документами и не выполняется (Не соответствует)

00001660.wmz Не применимо

00001661.wmz Не проверялось

Выявленные несоответствия и/или замечания