4.6. Система качества

4.6.1. Эксплуатант должен разработать процедуры системы обеспечения качества, которые предусматривают проведение контрольных проверок работы всех функций технического обслуживания.

Эксплуатант осуществляет контроль полноты и качества выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов.

При выполнении работ по техническому обслуживанию воздушного судна эксплуатанта на основании договора система качества эксплуатанта должна обеспечить контроль выполненных работ.

Эксплуатант должен иметь процедуру принятия мер по устранению недостатков, выявленных в ходе проверок.

Эксплуатант должен обеспечить, чтобы существенные проблемы, выявленные в ходе реализации программы обеспечения качества техобслуживания, постоянно подвергались анализу со стороны руководства предприятия.

Эксплуатант должен обеспечить, чтобы относящиеся к программе обеспечения качества функции выполняли квалифицированные работники, которые являются либо сотрудниками эксплуатанта, либо независимыми от сферы производственной деятельности эксплуатанта сотрудниками по контролю качества.

Эксплуатант должен иметь средства для установления личности сотрудников служб технического обслуживания, которые официально уполномочены производить и заверять работы по техническому обслуживанию для Эксплуатанта.

Эксплуатант должен обеспечить, чтобы соглашение о техническом обслуживании было заключено с каждой внешней организаций по техническому обслуживанию, такое соглашение должно содержать требования к уровню качества технического обслуживания и соответствовать требованиям, которые установлены в РОТО.

Эксплуатант должен иметь процедуру ведения списка сторонних организаций, предоставляющих услуги по техническому обслуживанию.

Эксплуатант должен установить процедуру подтверждения обучения и/или документации по подготовке персонала каждой внешней организации, которая выполняет техническое обслуживания для эксплуатанта.

Эксплуатант должен включить аудиторские проверки в качестве процедуры мониторинга и контроля деятельности каждой организации по техническому обслуживанию, выполняющей техническое обслуживание для эксплуатанта.

Эксплуатант должен иметь процедуры, гарантирующие, что компоненты и материалы для технического обслуживания ВС приобретаются только из сертифицированных источников. Должны быть установлены требования по сертификационной документации компонентов и материалов и процедуры приемки поставляемых компонентов.

Эксплуатант должен включить перечень особо ответственных работ по ТО, подлежащих двойному контролю.

Нормативные ссылки: ФАП 246 п. 9, п. 11 (д), п. 20, п. 43, п. 44, п. 45, п. 49, п. 50; ФАП-285 п. 41, п. 43, 61, 62, 66, 68; Приложение 8 часть 2, гл. 4; Приложение 8 часть 2, Гл. 5; Приложение 6 часть 1, Гл. 8, п. 8.4; ФАП-132 Приложение 1.

Область проверки:

Процедура установления основной причины (причин) выявленных недостатков.

Процедура разработки корректирующих мероприятий, при необходимости, с целью устранения недостатков.

Процедура реализации мер по устранению недостатков на соответствующих участках производства технического обслуживания.

Процедура оценки принятых мер по устранению недостатков с целью определить их действенность.

Процедура причин выявленного несоответствия.

Процедура выработки корректирующих мероприятий по устранению.

Процедура внедрения корректирующих действий.

Процедура оценки эффективности корректирующих действий.

Некоторые выявленные несоответствия могут влиять на безопасность полетов, в этом случае необходимо произвести оценку риска и выработать мероприятия по его снижению.

Эксплуатант должен располагать программой обучения аудиторов системы обеспечения качества организации, которая гарантирует что аудитор:

- имеет достаточные знания и опыт, необходимые для выполнения оценки соответствия системы поддержания летной годности эксплуатанта:

- поддерживает необходимый опыт в проведении аудитов:

- прошел первоначальное обучение и курсы повышения квалификации, которые обеспечивают проведение эффективной оценки соответствия в области соответствия технического обслуживания установленным стандартам:

- аудитор допущен к проведению оценки соответствия поддержания летной годности.

База данных, список сотрудников или другие подобные механизмы, как правило, используются для установления личности сотрудников.

В указанный перечень включаются следующие данные:

- фамилия, имя, отчество (если имеется);

- должность;

- вид выполняемой работы (перечень полномочий) в организации по ТО;

- дата наделения полномочиями на выполняемую работу;

- дата окончания срока действия полномочий;

- номер и дата выдачи свидетельства специалиста по техническому обслуживанию.

В перечень подтверждающего персонала организацией по ТО вносятся изменения в течение пяти рабочих дней с момента увольнения, назначения на другую должность, изменения обязанностей или принятия на работу работников.

В случае если эксплуатант не имеет сертификата организации по техническому обслуживанию, должен быть заключен контракт, где определяются все виды работ, выполняемые АМО. Контракт должен содержать подробное описание работ и распределение обязанностей с целью исключить возможность возникновения недопонимания между сторонами.

Процедуры и обязанности с целью гарантии того, что все работы по техническому обслуживанию выполняются, производится анализ всех эксплуатационных бюллетеней и принимаются решения по их исполнению, директивы летной годности исполняются в установленные сроки и все работы, включая производство необязательных модификаций, производятся согласно утвержденной документации и в соответствии с действующими стандартами.

Соглашение по техническому обслуживанию, как правило, содержит, следующую информацию:

- порядок утверждения поставщика услуг эксплуатантом, а в соответствующих случаях уполномоченными авиационными властями эксплуатанта:

- перечень производственных объектов, где производится техническое обслуживание, включая перечень вспомогательных объектов, которые может использовать поставщика услуг;

- "Техническое задание" в рамках соглашения о техническом обслуживании, где содержится подробное описание технических требований, включая сроки проведения технического обслуживания, ссылки на руководства, директивы летной годности (AD), эксплуатационные бюллетени и особые требования эксплуатанта. Требуется четкое, однозначное и достаточно подробное описание технического задания и распределение обязанностей, чтобы не допустить возникновения разночтений между эксплуатантом, поставщиком услуг и уполномоченными авиационными властями эксплуатанта, что, в противном случае, может привести к ситуациям, когда работы, влияющие на летную годность или эксплуатационные свойства авиатехники, не производятся должным образом;

- требование к поставщику услуг;

- порядок использования и контроля компонентов и материалов;

- порядок утверждения отклонений от требований документов по техническому обслуживанию;

- необходимость наличия у поставщика услуг внутренней системы обеспечения качества;

- свободный доступ персонала отдела обеспечения качества эксплуатанта к производственным участкам с целью проверки текущего качества предоставляемых услуг;

- структура отчетности, которая обеспечивает незамедлительное уведомление эксплуатанта о любых существенных неисправностях;

- порядок оформления, рассмотрения и хранения документации по техническому обслуживанию;

- процедура калибровки инструментов и оборудования;

- порядок использования компонентов и материалов, поставляемых эксплуатантом;

- процедура контрольных проверок и испытаний, т.е. система контроля качества;

- порядок действий с компонентами, не удовлетворяющими техническим условиям;

- порядок приемки, хранения, упаковки и доставки компонентов;

- процедура идентификации и отслеживания продукции;

- процедура подготовки поставщиком услуг своего персонала;

- процедура получения допуска к эксплуатации воздушных судов или компонентов после технического обслуживания;

- порядок взаимодействия между поставщиком услуг и эксплуатантом.

Эксплуатант предоставляет внешним организациям процедуру подтверждения соответствующего обучения персонала и его документов, которое удовлетворяет требованиям документации по ТО ВС и/или компонентов.

Необходимо выполнить проверку следующих элементов: выборочная проверка воздушных судов;

- наличие и выполнение годового плана аудитов;

- выборочная проверка дефектов: контроль процесса устранения неисправностей;

- выборочная проверка работ с разрешенными отклонениями: надзор за исполнением работ с разрешенными отклонениями, позволяющими вносить изменения в график выполнения техобслуживания;

- проверка своевременного технического обслуживания: проверка соблюдения сроков проведения технического обслуживания (количество летных часов, календарных дней, количество летных циклов) воздушных судов и их компонентов;

- отчеты выборочных проверок о выявленных несоответствиях при проведении технического обслуживания.

Процедура должна быть описана в руководстве по организации технического обслуживания.

Эксплуатант ведет учет данных:

- о выполненном техническом обслуживании;

- поставщиков услуг технического обслуживания для воздушных судов, двигателей, компонентов и/или изделий;

- поставщиков, которые осуществляют поставку запчастей, компонентов и другого имущества для использования при выполнении технического обслуживания на воздушных судах заявителя (эксплуатанта).

К установке на воздушное судно допускаются компоненты, на которые выпущены следующие документы:

- талон годности компонента, соответствующий требованиям правил;

- документы, выданные в соответствии с правилами Европейского агентства безопасности полетов (EASA Form 15 или его эквивалент), Федерального Авиационного Агентства США (FAA 8130-36), Директората Гражданской Авиации Канады (TCCA Form 1 или его эквивалент);

- документ, выданный а соответствии с правилами государства разработчика воздушного судна, на который выдан сертификат типа в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 г. N 367 "О совершенствовании системы сертификации и порядка расследования авиационных происшествий в гражданской авиации Российской Федерации" и при наличии межправительственного соглашения с данным государством;

- документы, оформленные в соответчики с ранее установленными требованиями.

Перечень типовых работ, выполняемых под наблюдением контролирующего персонала:

- дозаправка маслом, спецжидкостями и газами;

- работы по монтажу агрегатов, изделий самолета/двигателей и их систем;

- регулировочные работы на агрегатах и узлах самолета, двигателей и их систем;

- работы с применением инструмента измеряющего момент затяжки на системе управления, шасси, двигателе и ВСУ;

- работы по устранению неисправностей, угрожающих безопасности полетов, выявленных впервые и повторно;

- параметрические замеры (зазоров. углов отклонения, моментов затяжки, моментов срабатывания, замеры электрических, весовых и иных параметров);

- монтажные работы интерьера ВС, связанные с аварийным оборудованием и системами жизнеобеспечения:

- проведение разовых осмотров и проверок конструкции самолета, двигателей и их систем:

- контроль выпуска талона годности компонента или оформления паспорта изделия.

Проверяемая документация:

- положения РОТО, положения РД (Руководства по деятельности организации по ТО, входящей в состав эксплуатанта);

- должностные инструкции, руководящие и организационно-распорядительные документы, определяющие квалификационные требования, полномочия и ответственность персонала эксплуатанта, осуществляющего контроль полноты и качества выполнения работ по техническому обслуживанию воздушных судов;

- иные документы, устанавливающие процедуры системы качества, порядок формирования и функционирования структурных подразделений эксплуатанта, ответственных за обеспечение качества выполняемых работ по ТО.

Комментарии эксплуатанта

00001668.wmz Подтверждено документами и выполняется (Соответствует)

00001669.wmz Подтверждено документами и выполняется, требуется корректировка (Соответствует)

00001670.wmz Подтверждено документами, но не выполняется (Не соответствует)

00001671.wmz Выполняется, но не подтверждено документами (Не соответствует)

00001672.wmz Не подтверждено документами и не выполняется (Не соответствует)

00001673.wmz Не применимо

00001674.wmz Не проверялось

Выявленные несоответствия и/или замечания