4.2. Программа технического обслуживания

4.2.1. Если требование применимо для эксплуатируемых воздушных судов, эксплуатант должен обеспечить наличие программы технического обслуживания (по каждому типу воздушного судна, утвержденной авиационными властями страны регистрации воздушного судна, разработанной на основании требований и ограничений, указанных в карте данных сертификата типа страны эксплуатанта ВС и производителя воздушного судна с учетом эксплуатационных условий).

Для ВС отечественного производства (в т.ч. Украины) наличие нормативной и эксплуатационно-технической документации по техническому обслуживанию и поддержанию летной годности принятой разработчиком ВС.

Эксплуатант должен представить порядок применения программы технического обслуживания, учитывающей принципы человеческого фактора.

Эксплуатант должен обеспечить, чтобы все изменения, вносимые в программу технического обслуживания, незамедлительно передавались во все организации и/или всем лицам, которые являются держателями программы по ТО и организациям по ТО.

Нормативные ссылки: ФАП-246 п. 14, п. 45; Приложение 6, Часть I, Глава 8, п. 8.1.5, 8.3 (83 bis); ФАП-285 п. 41; Doc 9683

Область проверки:

Программа должна содержать следующие разделы:

1. Тип модель и регистрационный номер воздушного судна, двигателей и, если предусмотрено, вспомогательных силовых установок (ВСУ) и воздушных винтов.

2. Название и адрес эксплуатанта.

3. Идентификационный номер программы эксплуатанта, дата выпуска и номер выпуска.

4. Подписанное эксплуатантом заявление на предмет того, что данное воздушное судно проходит техническое обслуживание в соответствии с утвержденной программой, и что данная программа пересматривается и изменяется в установленном порядке.

5. Содержание/перечень действующих страниц документа.

6. Сроки проведения проверок, в которых учитываются предполагаемые коэффициенты использования ВС; в случаях, если коэффициенты использования ВС не могут быть определены, указываются календарные сроки проведения технического обслуживания.

7. Процедуры продления интервалов между техническим обслуживанием, когда это допускается и разрешено Властями.

8. Перечень действующих страниц.

9. Задания и сроки (интервалы/регулярность) проведения технических осмотров ВС.

10. Сроки проверки, очистки, смазки, заправки, регулировки и испытания компонентов ВС.

11. Если применимо, программу сохранения структурной целостности (SIP).

12. Периоды и процедуры сбора данных контроля технического состояния двигателей.

13. Периоды, через которые производится капитальный ремонт и/или замена новыми или прошедшими капитальный ремонт запчастями.

14. Указания по ограничению летной годности (ALI), содержащиеся в карте данных сертификата типа; они могут включать сертификационные требования к техническому обслуживанию (CMR), компоненты с безопасным сроком службы, компоненты с допустимой поврежденностью.

15. Подробные указания или перекрестные ссылки на необходимую программу надежности или статистические методы постоянного контроля технического состояния, если это предусмотрено в документах по планированию, ТО (MPD) или совета по вопросам, ТО (MRB/MRBR).

16. Заявление о том, что установленные в программе правила и процедуры обеспечивают соблюдение стандартов, предусмотренных в сертификате типа страны регистрации и эксплуатации; при разногласиях выполняются более жесткие требования.

17. Каждая карта по техническому обслуживанию определяется в разделе программы.

Одобренная программа ТО эксплуатанта подлежит периодической проверке на соответствие действующим требованиям, не реже чем 1 раз в год или при наличии значимых изменений, выпущенных производителем авиационной техники.

Процедура анализа и необходимости внедрения изменений, выпущенных производителем АТ. Назначение ответственных лиц за актуализацию.

Процедуру направления отчетов по результатам анализа программы надежности в авиационные власти страны регистрации и страны эксплуатации ВС.

При разработке и дальнейшем использовании программы ТО с учетом человеческого фактора учитываются следующие критерии:

1. Планирование задания на ТО.

2. Используемый язык.

3. Лаконичное изложение инструкции, исключающее неправильное понимание.

4. Стандартизация всех карт на выполнение технического обслуживания, которые в самом начале включали бы соответствующие меры предосторожности и предостережения об опасности для персонала.

5. Все примечания, предупреждения и предостережения должны быть выделены путем использования рамок, жирного шрифта или курсива, подчеркивания текста.

6. Четкие указания механику инспектору относительно того, где он должен подписать, заверить, поставить свои инициалы и дату выполненного задания.

7. При наличии возможности, применение цвета для отличия заданий по ТО и технологических карт.

8. Приложение графических данных в тех случаях, когда Задание на ТО имеет важные пояснения, выполненные в виде графических изображении.

9. Полное изложение заданий, а не просто ссылки на отдельный документ, что может отвлечь внимание специалиста.

10. Ссылки на существующие утвержденные технические данные.

Проверяемая документация для ВС отечественного производства (в т.ч. Украины)

- документы, определяющие:

- состав нормативной и эксплуатационно-технической документации по техническому обслуживанию и поддержанию летной годности воздушных судов;

- порядок актуализации, учета и замены версий документов;

- порядок учета и хранения, включая документацию, поступающую из внешних источников;

- порядок доведения до персонала и контроль исполнения нормативных актов, а также информации по безопасности полетов;

- программы ТО ВС по каждому типу ВС и экземпляру ВС;

- положения РОТО, регламентирующие порядок внесения изменений и введения в действие изменений (новых версий) руководства по организации технического обслуживания и предоставления всем лицам, в отношении которых распространяется действие программы ТО;

- положения РД, регламентирующие внесение изменений в эксплуатационную документацию:

- должностные инструкции, руководящие и организационно-распорядительные документы, определяющие полномочия и ответственность персонала ИАС по обеспечению наличия и актуализированной документации во всех подразделениях эксплуатанта.

Комментарии эксплуатанта

Подтверждено документами и выполняется (Соответствует)

00001644.wmz Подтверждено документами и выполняется, требуется корректировка (Соответствует)

00001645.wmz Подтверждено документами, но не выполняется (Не соответствует)

00001646.wmz Выполняется, но не подтверждено документами (Не соответствует)

00001647.wmz Не подтверждено документами и не выполняется (Не соответствует)

00001648.wmz Не применимо

00001649.wmz Не проверялось

Выявленные несоответствия и/или замечания