3. Учебно-материальная база для подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям и организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций

3.1. Для качественной реализации программы обучения должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС в УМЦ ГОЧС и организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области ГО и защиты от ЧС целесообразно иметь многопрофильные и специализированные учебные кабинеты, учебные площадки, материальную базу для выездных занятий ГОЧС.

При наличии возможности рекомендуется использование объектов ГО для подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС.

3.2. Материальную базу для реализации учебных программ подготовки различных групп населения в области ГО и защиты от ЧС с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в УМЦ ГОЧС и организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области ГО и защиты от ЧС, рекомендуется создавать в соответствии с пунктом 9 настоящего Порядка.

3.3. В УМЦ ГОЧС и организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области ГО и защиты от ЧС, целесообразно оборудовать следующие многопрофильные учебные кабинеты: "Гражданская оборона и РСЧС", "Оперативно-тактическая и специальная подготовка", "Защита населения".

3.3.1. В учебном кабинете "Гражданская оборона и РСЧС" рекомендуется организовать изучение следующих тематических разделов:

задачи и организационная структура органов управления ГО и РСЧС;

причины, поражающие факторы, последствия возникновения ЧС природного и техногенного характера, присущие субъекту Российской Федерации;

силы ГО и РСЧС, их организационная структура и возможности;

основные направления повышения устойчивости функционирования объектов экономики и территорий;

морально-психологическое обеспечение при проведении мероприятий по ГО и ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера.

В кабинете целесообразно разместить: стенды, мультимедийные средства визуализации и передачи информации, средства обеспечения учебного процесса.

3.3.2. В учебном кабинете "Оперативно-тактическая и специальная подготовка" рекомендуется организовать изучение следующих тематических разделов:

планирование мероприятий ГО и защиты населения от ЧС природного и техногенного характера;

требования нормативных правовых документов по созданию и применению сил ГО и РСЧС;

управление, связь и оповещение;

действия руководителей формирований ГО и РСЧС при организации и проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее - АСДНР);

организация и ведение радиационной, химической разведки (далее - РХ разведки) и дозиметрического контроля;

организация всестороннего обеспечения формирований ГО и РСЧС и взаимодействия между ними в ходе проведения АСДНР;

организация защиты личного состава формирований ГО и РСЧС при проведении АСДНР;

организация первой помощи раненым и пораженным и эвакуация их в безопасные места;

применение приборов РХ разведки, контроля радиоактивного загрязнения и облучения, а также средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ);

действия личного состава формирований ГО при проведении специальной обработки;

проведение мероприятий по защите сельскохозяйственных животных, растений, фуража, продуктов растениеводства и животноводства;

средства пожаротушения и порядок их использования;

проведение мероприятий по обеспечению безопасности на водных объектах;

порядок создания в интересах ГО и защиты от ЧС запасов финансовых, материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, их объемы, условия поддержания и пополнения.

В кабинете целесообразно разместить: стенды, мультимедийные средства визуализации и передачи информации, образцы средств индивидуальной защиты, приборы РХ разведки и дозиметрического контроля, средства связи и другие средства обеспечения учебного процесса.

3.3.3. В учебном кабинете "Защита населения" рекомендуется организовать изучение следующих тематических разделов:

основные принципы, приемы и способы защиты населения от опасностей, возникающих при военных конфликтах и ЧС;

организация защиты населения, материальных и культурных ценностей путем эвакуации (способы эвакуации, структура и задачи эвакуационных органов, планирование эвакуации);

организация защиты населения путем использования средств индивидуальной защиты (назначение и классификация СИЗ органов дыхания, кожи), а также средств оказания первой помощи;

инженерная защита (классификация защитных сооружений ГО, порядок приведения в готовность, порядок укрытия населения, содержание и использование объектов ГО в мирное и военное время).

В кабинете целесообразно иметь: стенды, мультимедийные средства визуализации и передачи информации, средства обеспечения учебного процесса.

3.3.4. В одном из многопрофильных учебных кабинетов рекомендуется разместить стенды по организации и осуществлению подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС по тематике:

нормативное правовое и методическое обеспечение организации и осуществления подготовки различных групп населения в области ГО и защиты от ЧС;

содержание учебного предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" и порядок его изучения в общеобразовательных организациях;

формы и методы подготовки различных групп населения;

полномочия органов местного самоуправления и организаций по подготовке населения в области ГО и защиты от ЧС;

организация и проведение тренировок и учений по ГО и защите от ЧС;

организация проведения соревнований "Школа безопасности" и полевого лагеря "Юный спасатель", "Юный водник", "Юный пожарный".

3.4. В УМЦ ГОЧС и организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области ГО и защиты от ЧС, рекомендуется оборудовать следующие специализированные учебные кабинеты: "Аварийно-спасательные работы", "Оказание первой помощи", "Подготовка работников единых дежурно-диспетчерских служб (далее ЕДДС)".

3.4.1. В учебном кабинете "Аварийно-спасательные работы" рекомендуется организовать изучение следующих тематических разделов:

квалификационные требования, предъявляемые к спасателю;

аварийно-спасательные работы в очагах поражения;

силы и средства, привлекаемые для выполнения мероприятий при угрозе и возникновении ЧС;

обеспечение действий сил;

приемы и способы спасения людей, находящихся под завалами и на верхних этажах поврежденных и горящих зданий;

действия личного состава аварийно-спасательных формирований по выполнению АСДНР;

действия личного состава сил ГО и РСЧС при проведении специальной обработки;

действия личного состава аварийно-спасательных формирований по вскрытию заваленных объектов ГО;

характеристики и порядок применения аварийно-спасательных инструментов и машин.

В кабинете целесообразно разместить: стенды, мультимедийные средства визуализации и передачи информации, средства обеспечения учебного процесса.

3.4.2. В учебном кабинете "Оказание первой помощи" рекомендуется организовать изучение следующих тематических разделов:

требования нормативных документов по оказанию первой помощи;

правила транспортировки и эвакуации пострадавших;

оказание первой помощи (способы остановки кровотечения, способы наложения повязок на раны, правила оказания помощи при переломах, вывихах и ушибах, оказание помощи при ожогах и поражении электрическим током, проведение искусственного дыхания, методы элементарной сердечно-легочной реанимации).

В кабинете целесообразно разместить: стенды, мультимедийные средства визуализации и передачи информации, тренажеры для отработки практических навыков в оказании первой помощи, а также медицинские сумки, носилки, комплекты индивидуальные медицинские, жгуты и другие средства.

3.4.3. В учебном кабинете "Подготовка работников ЕДДС" рекомендуется оборудовать учебные места с пультами диспетчеров для практической работы и организовать изучение следующих тематических разделов:

состав и основные задачи, решаемые системой "112";

структура и задачи территориальной подсистемы РСЧС и ее звеньев;

порядок взаимодействия, организации связи и оповещения между органами управления и силами ГО и РСЧС, привлекаемыми для решения задач защиты населения;

порядок сбора и распространения информации об угрозе или факте возникновения ЧС.

В кабинете целесообразно разместить: стенды, мультимедийные средства визуализации и передачи информации, компьютеры по числу обучаемых и средства обеспечения учебного процесса.

3.5. В зависимости от региональных особенностей, наличия потенциально опасных объектов, специфики решаемых задач в области ГО и защиты от ЧС, а также необходимости обучения других категорий населения и специалистов РСЧС могут также оборудоваться учебные кабинеты: "Защита населения и территорий от наводнения"; "Защита животных, растений и источников воды"; "Обеспечение пожарной безопасности"; "Обеспечение безопасности на водных объектах"; "Аварийно-спасательные работы в условиях горной местности"; "Обеспечение безопасности жизнедеятельности", "Подготовка судоводителей" и др.

3.6. Для практической подготовки различных групп населения, в том числе отработки нормативов по защите от поражающих факторов аварий, катастроф и стихийных бедствий, современных средств поражения и др. целесообразно оборудовать следующие учебные площадки: "Оборудование и оснащение вспомогательных пунктов управления в зонах чрезвычайных ситуаций муниципального (локального) характера", "Оборудование и оснащение сборного эвакуационного пункта и приемного эвакуационного пункта", "Средства оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований" (далее - НАСФ) и (или) нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий гражданской обороны" (далее - НФГО), "Радиационной и химической защиты".

Оборудование учебных площадок зависит от состава обучаемых групп и особенностей региона.

На каждой учебной площадке целесообразно оборудовать два или три учебных места.

3.7. Учебная площадка "Оборудование и оснащение вспомогательных пунктов управления в зонах чрезвычайных ситуаций муниципального (локального) характера".

На учебной площадке рекомендуется оборудовать два учебных места.

На учебном месте "Оборудование и оснащение оперативного штаба на месте ЧС" целесообразно иметь: палатку (крытый прицеп); полевую мебель (столы, стулья), автономный источник электропитания; средства связи (телефон, радиостанцию), оповещения (электромегафон), аварийного освещения (свечи, лампы осветительные керосиновые, электрические фонари), разогрева и приема пищи личным составом оперативной группы (стол, стулья, одноразовая посуда, плита газовая), обогрева, а также спальные мешки, каски, ленту барьерную, флажки сигнальные и т.п.

На учебном месте "Сбор и обработка различной информации о характере ЧС" целесообразно иметь: стенд с должностными инструкциями, расчетом сил и средств для ликвидации ЧС, схемой организации управления и связи; комплект документов для сбора, обобщения и первоначального анализа обстановки; комплект формализованных документов и справочных материалов; средства связи и автоматизации (телефон, радиостанция, ПЭВМ типа "Ноутбук"); средства разведки (приборы ДП-5В, ВПХР), индивидуальной и медицинской защиты (костюм Л-1, респираторы, противогазы фильтрующие (типа ГП-7, ГП-7Б, ГП-7ВМ, ГП-9), фильтрующие коробки (А, В, Г, КД)); КИМГЗ, а также фотоаппарат и канцелярские принадлежности.

3.8. Учебная площадка "Оборудование и оснащение сборного эвакуационного пункта и приемного эвакуационного пункта".

На учебной площадке целесообразно оборудовать два учебных места.

На учебном месте "Оборудование и оснащение сборного эвакуационного пункта (далее - СЭП)" рекомендуется расположить: столы и схему СЭП с описью и образцами имущества и документов для каждого элемента (группа оповещения и связи, группа регистрации и учета, группа формирования и отправки колонн, комната матери и ребенка, стол справок, медицинский пункт, группа охраны общественного порядка).

На столах целесообразно разместить: перечень документов в рабочих папках должностных лиц администрации СЭП, функциональные обязанности должностных лиц СЭП, памятки начальнику эвакоколонны, образец ордера на занятие помещения СЭП, приказ о назначении руководящего состава СЭП, список администрации СЭП, схему размещения администрации СЭП, схему укрытия эваконаселения на СЭП, табель срочных донесений, образцы донесений, соглашение - обязательство об использовании личного транспорта, образцы журналов, выписку из приказа начальника управления администрации города, примерные тексты объявлений, описание указателей, памятку по действиям при эвакуации и т.п.

Кроме того, на учебном месте рекомендуется представить следующие образцы: средства индивидуальной защиты для личного состава СЭП (противогаз, аптечка или КИМГЗ, ИПП); ДП-24; электромегафон; звукоусилительная установка; радиоприемник (динамик); ручная сирена; столы; стулья; кровати с постельными принадлежностями; средства пожаротушения; стремянки для посадки людей на транспорт; комплект нарукавных повязок (бейджики) должностных лиц; флажки для сопровождения пеших эвакоколонн; автономный источник электропитания; средства аварийного освещения (свечи, лампы осветительные керосиновые, электрические фонари); резервные приборы обогрева и т.п.

На учебном месте "Оборудование и оснащение приемного эвакуационного пункта (далее - ПЭП) органа местного самоуправления" рекомендуется расположить: столы и схему ПЭП с описью и образцами имущества и документов для каждого элемента (группа встречи, приема и размещения эваконаселения, группа комплектования отправки и сопровождения эваконаселения, группа по обеспечению общественного порядка, комендантская служба, медицинский пункт, комната матери и ребенка, стол справок).

На столах целесообразно разместить образцы документов ПЭП: список администрации ПЭП, схему оповещения личного состава ПЭП, список должностных лиц ГО поселения, список населенных пунктов, в которых намечено размещение эваконаселения, вид и количество транспорта, предназначенного для перевозки людей, журнал учета прибывающего населения, инструкции.

3.9. Учебные площадки "Средства оснащения НАСФ и (или) НФГО".

На учебной площадке "Средства оснащения НАСФ и (или) НФГО" целесообразно оборудовать два учебных места.

На учебном месте "Общие средства оснащения НАСФ и (или) НФГО" рекомендуется представить образцы оснащения всех видов НАСФ и (или) НФГО.

На учебной площадке "Специальные средства оснащения НАСФ и (или) НФГО" рекомендуется представить оснащение НАСФ и (или) НФГО особо важных для данного региона (объекта).

На учебном месте рекомендуется установить стенд с примерным перечнем специальной техники, оборудования, снаряжения, инструментов и материалов для оснащения (табелизации) НАСФ и (или) НФГО в соответствии с приказом МЧС России от 23.12.2005 N 999 "Об утверждении порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований" (зарегистрирован в Минюсте России 19.01.2006 N 7383) и утвержденными первым заместителем Министра МЧС России А.П. Чуприяном Методическими рекомендациями по созданию и применению нештатных аварийно-спасательных формирований от 31.12.2015 N 2-4-87-62-11 и Методическими рекомендациями по созданию, подготовке и оснащению нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий гражданской обороны от 23.12.2015 N 2-4-87-58-11.

Рядом со стендом целесообразно представить образцы дополнительного оснащения НАСФ и (или) НФГО, характерного для данного региона (объекта).

Например:

НАСФ разбора завалов: гидравлические кусачки; ручная отрезная машина; домкрат; гидромолот; компрессорная станция с комплектом пневмоинструментов и др.

НАСФ спасательных групп: гидравлические инструменты (разжим, кусачки, комбинированные инструменты); пневматическое оборудование (домкрат, оборудование для заделки течей, заглушки для труб) и др.

3.10. Учебная площадка "Радиационная и химическая защита".

На учебной площадке рекомендуется оборудовать три учебных места.

На учебном месте "Радиационное и химическое наблюдение, дозиметрический контроль, использование средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи" целесообразно оборудовать: один или два стола для размещения приборов, участок для обучения пользованием СИЗ, стенды с описанием последовательности подготовки приборов РХ разведки, дозиметров к работе и порядком пользования СИЗ органов дыхания и кожи.

На учебном месте "Локализация и нейтрализация очагов заражения и загрязнения РВ, АХОВ" рекомендуется установить разрушенную емкость и стенды с описанием характеристик основных АХОВ, перечнем работ по локализации загрязнений (заражений) и способов нейтрализации АХОВ. Данное место должно обеспечивать отработку вопросов постановки водяных и нейтрализующих завес, нейтрализации проливов АХОВ.

На учебном месте "Специальная обработка техники, инструментов, одежды, обуви и средств индивидуальной защиты" площадку целесообразно условно разделить на грязную и чистую половины. На грязной половине рекомендуется разместить рабочие места для обработки техники, инструментов и т.п. или их макеты, средства специальной обработки (ДК-4, ИДК-1, и др.), щиты для обработки СИЗ, вешалку полевого типа для дезактивации одежды. На чистой половине рекомендуется установить столы для чистки обработанных инструментов, а также вешалки для обработанной одежды и стеллажи для обуви.

3.11. При необходимости обучения других групп обучаемых по дополнительным программам (обучение пожарно-техническому минимуму, подготовка пожарных лесотехнических центров и т.д.), а также наличии территории и выделении необходимых денежных средств в УМЦ ГОЧС могут создаваться и содержаться дополнительное количество учебных площадок.

3.12. Материальная база для выездных занятий по ГО и защите от ЧС может включать технические средства обучения, наглядно-иллюстрационные и учебные материалы, размещенные в транспортном кейсе(ах) для хранения и перевозки (переноски) на различных видах транспорта.

Материальную базу для выездных занятий по ГО и защите от ЧС рекомендуется создавать с учетом раздела 10 настоящего Порядка.

3.13. Объекты ГО (убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества ГО, санитарно-обмывочные пункты и т.п., имеющие необходимое оборудование, средства связи и оповещения и т.д.) могут использоваться в качестве учебных объектов при условии образцового их содержания. Они могут использоваться для проведения занятий при изучении порядка использования средств коллективной защиты, а также вопросов управления формированиями, организации связи и оповещения, хранения имущества ГО, проведения санитарной обработки и других.

После заключения договора на использование объекта ГО в качестве учебного объекта его помещения (кабинеты, камеры, отсеки и т.п.) оформляются в соответствии с темами занятий, проводимых на данном объекте.

При необходимости может составляться график использования объектов ГО.

3.14. Объекты организаций, при необходимости, также могут использоваться как учебные объекты для практического обучения должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС. Занятия на объектах позволяют практически отрабатывать наиболее важные вопросы организации ГО и защиты населения от ЧС, повышения устойчивости функционирования объектов в мирное и военное время, организации связи и оповещения.

3.15. Дата и время прибытия обучающихся, тема и место проведения занятий (тренировок), фамилии руководителей занятий заблаговременно (в начале каждого месяца) целесообразно согласовывать с руководством объектов ГО и организаций.

Количество учебных мест на объектах ГО и объектах организаций рекомендуется определять с учетом их производственной деятельности, отрабатываемых учебных вопросов, а также численности обучающихся.

3.16. Количество и виды учебных кабинетов, учебных площадок и комплектов материальной базы для выездных занятий ГОЧС в УМЦ ГОЧС и организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области ГО и защиты от ЧС, могут определяться руководителем, исходя из особенностей субъекта Российской Федерации, реализуемых программ обучения в области ГО и защиты от ЧС.

3.17. Для оснащения УМЦ ГОЧС и организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области ГО и защиты от ЧС, нормативными правовыми документами и учебной литературой, а также средствами обеспечения учебного процесса целесообразно руководствоваться таблицами 2 и 4 раздела 11 настоящего Порядка.

3.18. Состав и содержание УМБ филиалов УМЦ ГОЧС может определять руководитель УМЦ ГОЧС.