См. Организационно-методические указания по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2021 год, утв. МЧС России 30.10.2020 N ОМ-ВЯ-2-ЕЗ.

3.3. Задачи по подготовке подразделений пожарной охраны

Приказом МЧС России от 26.10.2017 N 472 "Об утверждении Порядка подготовки личного состава пожарной охраны" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 февраля 2018 г., регистрационный N 50008) и иными нормативными правовыми актами МЧС России определена система подготовки, которая устанавливает порядок профессионального обучения личного состава пожарной охраны, основными задачами которого являются:

организация и осуществление профилактики пожаров;

спасение людей и имущества при пожарах, оказание первой помощи;

организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

В системе профессиональной подготовки личного состава подразделений пожарной охраны существует 8 видов подготовки:

специальное первоначальные обучение;

обучение в соответствии с законодательством Российской Федерации по программам:

общего профессионального образования;

среднего профессионального образования;

высшего образования;

дополнительного профессионального образования;

боевая подготовка личного состава караулов;

служебная и физическая подготовка;

повышение квалификации;

переподготовка;

стажировка;

самостоятельная подготовка.

Тактическая подготовка начальствующего состава предусматривает следующие виды занятий:

1) Школы оперативного мастерства (далее - ШОМ), которая является одной из организационных форм служебной подготовки начальствующего состава территориальных органов МЧС России и подразделений ФПС.

ШОМ создается в территориальном органе МЧС России в целях совершенствования профессионального мастерства, углубления специальных знаний и приобретения практических навыков в организации тушения пожаров лицами начальствующего состава, выступающими в роли руководителя тушения пожара.

Основными задачами ШОМ являются:

совершенствование профессиональных знаний начальствующего состава, развитие у них умения творчески использовать передовой опыт и научные достижения;

повышение у начальствующего состава штабной культуры, уровня теоретических знаний и практических навыков в составлении и разработке оперативно-служебной документации и их применению в практической работе;

совершенствование практических навыков начальствующего состава по управлению силами и средствами на пожаре;

обучение начальствующего состава умению быстро производить выбор и расчет сил и средств, необходимых для тушения пожаров, и расстановке их с использованием эффективных схем развертывания сил и средств;

совершенствование навыков у начальствующего состава в организации обучения и воспитания подчиненных;

повышение служебного мастерства по линии специализации.

При проведении занятий в ШОМ используются следующие методы обучения:

лекции;

семинары;

оперативно-тактическое изучение наиболее важных и сложных в оперативно-тактическом отношении объектов, зданий и сооружений района выезда пожарных подразделений (общие особенности района выезда, отдельных участков района выезда);

решение пожарно-тактических задач;

групповые упражнения (деловые игры);

разбор пожаров.

2) Изучение оперативно тактической характеристики района выезда:

Лица начальствующего состава, вновь прибывшие в подразделения ФПС, в течение одного месяца обязаны изучить:

оперативно-тактические особенности района выезда (начальствующий состав объектовых подразделений изучает пожарную опасность технологического процесса производства и оперативно-тактические особенности всех зданий и сооружений охраняемого объекта, противопожарное водоснабжение);

тактико-технические данные пожарной техники, находящейся на вооружении данного подразделения ФПС, порядок ее использования при ликвидации пожаров;

руководящие документы, определяющие особенности организации тушения пожаров в районе выезда.

3) Решение пожарно-тактических задач - основная форма обучения личного состава пожарных подразделений ведению действий по тушению пожара на конкретных объектах.

При решении задач совершенствуется тактическая подготовка начальствующего состава, отрабатываются навыки начальствующего состава по управлению личным составом при тушении пожаров, осуществляется комплексное обучение пожарных расчетов и караулов умелым и тактически грамотным действиям при тушении пожаров и спасению людей.

Руководителем занятий по решению задачи является начальник, заместитель начальника пожарного подразделения.

4) Групповые упражнения или деловые игры - наиболее активная форма тактической подготовки начальствующего состава. Они позволяют привить обучаемым навыки управления силами и средствами, умение ориентироваться и действовать в условиях непрерывно меняющейся обстановки на пожаре.

Групповое упражнение как форма тактической подготовки является связующим звеном между теоретическими занятиями в системе служебной подготовки и практическими занятиями и характеризуется тем, что оно проводится в условиях моделирования конкретной оперативной обстановки.

Начальствующий состав совместно отрабатывает на занятиях обязанности и действия должностных лиц (РТП, начальника штаба пожаротушения, начальник тыла, начальника боевого участка и т.д.) по организации тушения пожара, согласно тактическому замыслу, с целью нахождения оптимальных управленческих решений, которые возможно в дальнейшем применять при тушении пожаров на объектах, подобных моделируемому.

5) Разбор пожаров - одна из форм тактической подготовки начальствующего состава.

Разбор пожаров организуется и проводится с целью:

анализа действий по тушению пожара, уровня подготовки дежурных караулов (смен) смен пожарных подразделений;

анализа положительных сторон и недостатков в руководстве тушением пожара, новых приемов и способов тушения пожаров, использования огнетушащих веществ, пожарной техники и средств связи;

анализа оперативно-тактических особенностей объекта пожара, причин возникновения и особенностей развития пожара;

анализа случайных явлений и событий, происшедших при развитии и тушении пожара, причин происшедших случайностей, решения вопросов охраны труда;

разработки мероприятий, направленных на устранение недостатков, имевших место при тушении, обобщение и распространение положительного опыта.

6) Пожарно-тактические учения (далее - ПТУ) - высшая форма тактической подготовки начальствующего состава и важнейшее средство достижения высокого уровня боеготовности. Они проводятся на конкретных объектах или в населенных пунктах в условиях и темпе, наиболее приближенных к реальной обстановке на пожаре. На учения привлекаются силы и средства более одного караула, специальные службы (водопроводная, энергетическая, газоаварийная, газоспасательная и др.), а также приспособленная для целей пожаротушения или другая техника (водовозки, подъемники, бульдозеры и т.п.). На учениях создается штаб пожаротушения, широко используются имитационные средства.

Продолжительность учений может быть различной. Они проводятся днем и ночью.

Основным методом обучения на учении является практическая отработка начальствующим и рядовым составом всех вопросов организации и тактики тушения пожара на конкретном объекте. В необходимых случаях руководитель учения сочетает практику с показом и устным изложением.

По целевому назначению учения подразделяются на виды: тренировочные, контрольно-проверочные, показательные, комплексные и опытные. Учения проводятся со всеми дежурными караулами пожарных подразделений.

Тренировочные учения должны проводиться с целью отработки руководящим составом органов управления, подразделений пожарной охраны навыков по руководству проведением боевых действий по тушению пожаров и ликвидацией ЧС, а также отработки слаженных действий личного состава подразделений пожарной охраны при проведении ими боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС.

Контрольно-проверочные учения должны проводиться с целью определения уровня подготовки начальствующего состава по руководству проведением боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС, а также для определения степени готовности как отдельных подразделений пожарной охраны, так и органов управления в целом к проведению боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС. Контрольно-проверочные ПТУ проводятся при инспектировании деятельности органа управления, подразделения пожарной охраны или при подведении итогов профессиональной подготовки за год.

Показательные учения должны проводиться с целью демонстрации приемов и способов организации работы по управлению подразделениями при проведении боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС, способов и приемов ликвидации горения с привлечением новой техники, огнетушащих веществ. Периодичность и лица, ответственные за проведение показательных ПТУ, определяются начальником органа управления. Показательные ПТУ проводятся не реже одного раза в полугодие (по одному ПТУ в зимний и летний периоды обучения).

Опытные учения являются разновидностью показательных учений, они должны проводиться с целью исследования, испытания (проверки) новых видов пожарной и аварийно-спасательной техники, огнетушащих веществ, приемов и способов проведения боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС. Опытные ПТУ проводятся по мере необходимости на полигоне, на неиспользуемых или списанных с баланса объектах (как правило, выселенных домах или других зданиях, списанных с баланса), на установках (резервуарах). На опытных учениях воссоздается обстановка, максимально приближенная к реальной.

Комплексные учения должны проводиться с целью комплексной оценки уровня противопожарной устойчивости объектов и объединять задачи, решаемые при проведении тренировочных, контрольно-проверочных и показательных учений.

7) Стажировка начальствующего состава является одной из форм совершенствования тактического мастерства, целью которой является:

повышение уровня тактических знаний;

приобретение и закрепление начальствующим составом практических навыков, необходимых для успешного тушения пожаров;

отработка практических навыков принятия управленческих решений при тушении пожаров;

более глубокое усвоение нормативных документов, регламентирующих организацию службы, пожаротушения и подготовки личного состава;

изучение передового опыта организации службы, подготовки и действий пожарных подразделений по тушению пожаров.

Одним из видов совершенствования подготовки специалистов в области пожаротушения и проведения АСР, является подготовка газодымозащитников.

Основными целями проведения практических тренировок газодымозащитников являются:

подготовка к работе в условиях высокой температуры, задымления и повышенной влажности;

формирование психологических и психофизиологических качеств, необходимых для выполнения работ в экстремальных условиях.

Действующими нормативными правовыми актами МЧС России определен следующий порядок подготовки газодымозащитников:

1) занятия совместно с личным составом дежурного караула, не являющимся газодымозащитниками, в том числе в составе расчетов (отделений) пожарных автомобилей;

2) специальных периодических тренировок в средствах индивидуальной защиты органов дыхания на свежем воздухе и в зоне с непригодной для дыхания средой;

на свежем воздухе - один раз в месяц по методике Приложения N 10. Проводятся начальником дежурного караула, на отдельном посту - начальником отдельного поста по методическим планам, утвержденным непосредственным начальником, с приложением учебных документов, необходимых руководителю занятия для их проведения;

на свежем воздухе при проведении пожарно-тактических учений и занятий по решению пожарно-тактических задач - один раз в месяц. Проводятся начальником (заместителем начальника) подразделения по методике, соответствующей планам проведения учений и занятий по решению пожарно-тактических задач, их задачам и тактическому замыслу;

в зоне с непригодной для дыхания средой (теплодым о камере) - один раз в квартал по установленной методике. Проводятся начальником (заместителем начальника) подразделения по методическим планам, утвержденным непосредственным начальником, с приложением документов, необходимых руководителю занятия для их проведения;

на огневой полосе психологической подготовки - не менее одной тренировки в год (в летний или зимний период обучения) по методике, соответствующей требованиям проведения занятий на огневой полосе психологической подготовки. Проводятся начальником (заместителем начальника) подразделения по методическим планам, утвержденным непосредственным начальником.

3) отработки и выполнения (сдачи) нормативов с использованием и без использования средств индивидуальной защиты органов дыхания и специальной защитной одежды;

4) семинаров (зачетных занятий) по вопросам газодымозащитной службы, изучаемых в течение учебного года.