Письмо Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям ГД ФС РФ от 04.02.2020 N вн3.20-24/102 "Разъяснения Комитета ГД по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям о некоторых вопросах применения Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КОМИТЕТ ПО ПРИРОДНЫМ РЕСУРСАМ, СОБСТВЕННОСТИ

И ЗЕМЕЛЬНЫМ ОТНОШЕНИЯМ

ПИСЬМО

от 4 февраля 2020 г. N вн3.20-24/102

РАЗЪЯСНЕНИЯ

КОМИТЕТА ГД ПО ПРИРОДНЫМ РЕСУРСАМ, СОБСТВЕННОСТИ

И ЗЕМЕЛЬНЫМ ОТНОШЕНИЯМ О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРИМЕНЕНИЯ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 25.10.2001 N 137-ФЗ "О ВВЕДЕНИИ

В ДЕЙСТВИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

В соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 17 ноября 1997 г. N 17-П официальное, имеющее силу закона (то есть обязательное для всех) разъяснение или толкование положений любого федерального закона может быть дано только актом законодательного органа, который должен приниматься, подписываться и обнародоваться в порядке, установленном для всех федеральных законов. С учетом положений статьи 19 Регламента Государственной Думы Комитет не является органом, уполномоченным давать официальное толкование действующего законодательства.

В этой связи по поставленным в обращении вопросам Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям может высказать только мнение, не носящие обязательный характер и не подлежащее использованию в качестве официального толкования. Вместе с тем, по поставленным в обращении вопросам Комитет полагает важным отметить следующее.

В соответствии с постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 01.08.1932 "О предоставлении учреждениям, предприятиям и организациям обобществленного сектора земельных участков для строительства на праве бессрочного пользования" (далее - постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 01.08.1932) земельные участки для строительства предоставлялись жилищностроительным кооперативным, товариществам на праве бессрочного пользования.

Исходя из пункта 6 постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 01.08.1932 право бессрочного пользования земельными участками неотделимо от права собственности на строения, находящиеся на этих участках, и прекращается с прекращением права собственности на строения.

В соответствии с пунктом 19 постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 01.08.1932 с изданием этого постановления все земельные участки, переданные учреждениям, предприятиям и организациям на праве застройки, считаются предоставленными им на праве бессрочного пользования.

В настоящее время пункт 9.1 статьи 3 Закона 137-ФЗ устанавливает основания применения так называемого упрощенного порядка приватизации земельных участков гражданами.

Этот порядок применяется при наличии определенной совокупности условий, а именно земельный участок должен был быть предоставлен: а) гражданину, а не юридическому лицу; б) для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства; в) до введения в действие ЗК РФ; г) на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, а также в случаях, если в документах на земельный участок не указан вид права, на котором предоставлен участок, или его невозможно определить.

Особенностью данного порядка является то, что для оформления права собственности гражданина на указанный земельный участок не требуется принятия компетентным органом решения о предоставлении такого участка в собственность.

КонсультантПлюс: примечание.

См. ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ.

В соответствии со ст. 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на садовый, огородный, дачный земельный участок, участок для ведения личного подсобного хозяйства является следующий документ:

акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;

акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;

выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);

иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.

Обязательным приложением к представляемому в соответствии с настоящей статьей документу является кадастровый план соответствующего земельного участка. Однако государственная регистрация права собственности гражданина на указанный земельный участок осуществляется также в случае, если сведения о площади земельного участка, содержащиеся в представленном в названном выше документе, не соответствуют данным кадастрового плана такого земельного участка, а также если кадастровый план такого земельного участка не содержит сведений о земельном участке в полном объеме, в том числе сведений о местоположении (координатах) границ такого земельного участка, либо данные сведения нуждаются в уточнении (в том числе если в таком плане указано, что площадь земельного участка ориентировочная, сведения о границах земельного участка не позволяют однозначно определить данный земельный участок в качестве объекта недвижимости, сведения о земельном участке подлежат уточнению при межевании и тому подобное). Все это должно существенно упростить процедуру регистрации гражданами права собственности на данные земельные участки, использование которых является в нашей стране наиболее массовым.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", а также Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" государственным органом, осуществляющим полномочия по государственному кадастровому учету, государственной регистрации прав, ведению Единого государственного реестра недвижимости и предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) и ее территориальные органы.