II. Основные критерии и порядок оценки показателей проверки военного учебного центра

II. Основные критерии и порядок оценки показателей проверки

военного учебного центра

21. Состояние учебной работы военного учебного центра проверяется в учебной части военного учебного центра, на кафедрах (циклах) военного учебного центра (далее - кафедры (циклы) и оценивается по следующим показателям:

полнота, своевременность и качество разработки документов по организации учебной работы;

качество осуществления учебной работы;

качество освоения обучающимися программ военной подготовки.

22. Полнота, своевременность и качество разработки документов по организации учебной работы устанавливаются на основе изучения:

основных планирующих документов, разрабатываемых в военном учебном центре: учебных планов по военно-учетным специальностям, рабочих программ дисциплин (модулей), программ учебных сборов (стажировок) и итоговой аттестации обучающихся, тематических планов изучения дисциплин (модулей), расписаний учебных занятий и промежуточной аттестации обучающихся, иных компонентов, включенных в состав программы военной подготовки;

плана работы военного учебного центра на учебный год и на каждый месяц;

приказов начальника военного учебного центра: об организации учебной работы на учебный год, об установлении индивидуальной учебной нагрузки преподавательского состава по видам учебной деятельности, о допуске преподавателей к проведению лекций;

локальных актов и служебных документов, регламентирующих вопросы организации учебной работы в военном учебном центре.

Полнота, своевременность и качество разработки документов по организации учебной работы оцениваются:

1) "удовлетворительно":

содержание документов по организации учебной работы соответствует требованиям законодательства Российской Федерации в сфере высшего образования, квалификационным требованиям к военно-профессиональной подготовке граждан, прошедших обучение по военно-учетным специальностям в военных учебных центрах (далее - квалификационные требования);

документы исполнены в установленном объеме и согласованы;

2) "неудовлетворительно" - не выполнены условия на оценку "удовлетворительно".

23. Качество осуществления учебной работы устанавливается на основании изучения:

документов по организации и проведению учебной работы: журналов учета учебных занятий, экзаменационных и зачетных ведомостей, личных карточек обучающихся, проходящих военную подготовку, сводных данных о результатах текущей успеваемости обучающихся и промежуточной аттестации обучающихся;

отчетов о результатах итоговой аттестации обучающихся и их выпуске;

материалов заседаний военного учебного центра;

материалов проверок военного учебного центра и его подразделений в части организации образовательной деятельности.

Качество осуществления учебной работы оценивается:

1) "удовлетворительно":

учебные занятия проводятся по расписанию, отсутствуют факты непроведения (срыва) учебных занятий и отрыва обучающихся от образовательного процесса;

учебные планы выполняются в полном объеме;

организован контроль успеваемости обучающихся и проводятся мероприятия по повышению качества обучения;

информация в личных карточках обучающихся соответствует содержанию учебных планов, экзаменационных и зачетных ведомостей;

2) "неудовлетворительно" - не выполнены условия на оценку "удовлетворительно".

24. Качество освоения обучающимися программ военной подготовки устанавливается по результатам проверки уровня индивидуальной подготовленности обучающихся (за исключением обучающихся первого года военной подготовки) (далее - уровень подготовленности).

В целях организации указанной проверки по согласованию с ректором разрешается вносить изменения в расписание учебных занятий военного учебного центра.

Оценка уровня подготовленности проводится по дисциплинам (модулям) учебного плана в объеме пройденного на день проверки учебного материала с использованием оценочных материалов (фондов оценочных средств) военного учебного центра.

Оценка уровня подготовленности проводится в форме контрольного задания, которое включает в себя теоретические вопросы и практические задачи. Оценка за выполнение контрольного задания выставляется на основании оценок за ответы на теоретические вопросы и решение практических задач (далее - частные оценки). Содержание контрольного задания объявляется обучающимся в день его выполнения.

Уровень подготовленности оценивается по дисциплинам (модулям) тактико-специальной подготовки, военно-специальной подготовки и общевоенной подготовки (далее - виды подготовки). По каждому виду подготовки оценивается не более четырех компетенций (по выбору проверяющего) из набора компетенций программы военной подготовки, которые были сформированы у обучающихся полностью или частично в результате изучения дисциплин (модулей).

25. Оценка уровня подготовленности по дисциплинам (модулям) тактико-специальной подготовки и военно-специальной подготовки проводится в форме комплексного контрольного задания.

Оценка осуществляется следующим образом:

"отлично" - не менее 50 процентов частных оценок - "отлично", остальные частные оценки - "хорошо";

"хорошо" - не менее 50 процентов частных оценок - не ниже "хорошо", остальные частные оценки - "удовлетворительно";

"удовлетворительно" - не менее 70 процентов частных оценок - не ниже "удовлетворительно";

"неудовлетворительно" - не выполнены условия на оценку "удовлетворительно".

26. Оценка уровня подготовленности по дисциплинам (модулям) общевоенной подготовки осуществляется в соответствии с требованиями уставов, курсов стрельб, курсов вождения боевых машин, наставлений, инструкций, других служебных документов Министерства обороны.

Оценка осуществляется следующим образом:

"отлично" - не менее 50 процентов частных оценок - "отлично", остальные частные оценки - "хорошо";

"хорошо" - не менее 50 процентов частных оценок - не ниже "хорошо", остальные частные оценки - "удовлетворительно";

"удовлетворительно" - не менее 70 процентов частных оценок - не ниже "удовлетворительно";

"неудовлетворительно" - не выполнены условия на оценку "удовлетворительно".

27. Уровень подготовленности оценивается:

"отлично" - обучающийся получил по проверенным дисциплинам (модулям) не менее 50 процентов оценок "отлично", остальные оценки - "хорошо";

"хорошо" - обучающийся получил по проверенным дисциплинам (модулям) не менее 50 процентов оценок не ниже "хорошо", остальные оценки - "удовлетворительно";

"удовлетворительно" - обучающийся получил по проверенным дисциплинам (модулям) не менее 70 процентов оценок не ниже "удовлетворительно";

"неудовлетворительно" - не выполнены условия на оценку "удовлетворительно".

28. Качество освоения обучающимися программ военной подготовки на кафедре (цикле) оценивается:

"отлично" - 100 процентов проверенных обучающихся по проверенным дисциплинам (модулям), преподаваемым кафедрой (циклом), оценены не ниже "удовлетворительно", при этом не менее 70 процентов обучающихся оценены "отлично";

"хорошо" - не менее 90 процентов проверенных обучающихся по проверенным дисциплинам (модулям), преподаваемым кафедрой (циклом), оценены не ниже "удовлетворительно", при этом не менее 70 процентов обучающихся оценены не ниже "хорошо";

"удовлетворительно" - не менее 70 процентов проверенных обучающихся по проверенным дисциплинам (модулям), преподаваемым кафедрой (циклом), оценены не ниже "удовлетворительно";

"неудовлетворительно" - не выполнены условия на оценку "удовлетворительно".

29. Качество освоения обучающимися программ военной подготовки в военном учебном центре в целом оценивается:

"отлично" - не менее 50 процентов проверенных обучающихся оценены "отлично", остальные проверенные обучающиеся оценены "хорошо";

"хорошо" - не менее 50 процентов проверенных обучающихся оценены не ниже "хорошо", остальные проверенные обучающиеся оценены "удовлетворительно";

"удовлетворительно" - не менее 70 процентов проверенных обучающихся оценены не ниже "удовлетворительно";

"неудовлетворительно" - не выполнены условия на оценку "удовлетворительно".

30. Состояние учебной работы в военном учебном центре оценивается:

1) "отлично":

полнота, своевременность и качество разработки документов по организации учебной работы оценены "удовлетворительно";

качество осуществления учебной работы оценено "удовлетворительно";

качество освоения обучающимися программ военной подготовки оценено "отлично";

2) "хорошо":

полнота, своевременность и качество разработки документов по организации учебной работы оценены "удовлетворительно";

качество осуществления учебной работы оценено "удовлетворительно";

качество освоения обучающимися программ военной подготовки оценено "хорошо";

3) "удовлетворительно":

полнота, своевременность и качество разработки документов по организации учебной работы оценены "удовлетворительно";

качество осуществления учебной работы оценено "удовлетворительно";

качество освоения обучающимися программ военной подготовки оценено "удовлетворительно";

4) "неудовлетворительно" - не выполнены условия на оценку "удовлетворительно".

31. Состояние методической работы военного учебного центра проверяется в военном учебном центре в целом, на кафедрах (циклах) и оценивается по следующим показателям:

полнота, своевременность и качество разработки документов по организации методической работы;

качество проведения методической работы;

качество подготовки и проведения учебных занятий.

32. Полнота, своевременность и качество разработки документов по организации методической работы устанавливаются на основе изучения:

планов работы военного учебного центра на учебный год и на каждый месяц;

плана методической работы военного учебного центра на учебный год;

планов работы кафедр (циклов) на учебный год и на каждый месяц и отчетов о работе кафедр (циклов) за учебный год;

планов работы методического кабинета на год и на каждый месяц;

индивидуальных планов работы преподавателей на учебный год;

планов профессионального становления военнослужащих и офицеров запаса, впервые назначенных на должности преподавателей, в течение года после назначения;

протоколов заседаний кафедр (циклов) и журналов работы предметно-методических комиссий;

плана контроля учебных занятий;

журнала контроля учебных занятий;

материалов научно-методических конференций и сборов;

учебно-методических материалов учебных занятий.

В ходе изучения документов по организации методической работы проверяется их полнота и качество отработки, соответствие отчетных документов документам по планированию деятельности военного учебного центра.

33. Качество проведения методической работы военного учебного центра устанавливается путем изучения хода и результатов:

разработки и внедрения в образовательный процесс образовательных технологий и их совершенствования;

организации и проведения учебно-методических сборов, совещаний, семинаров и методических занятий;

рассмотрения методик обучения на заседаниях военного учебного центра, кафедр (циклов) и предметно-методических комиссий;

повышения педагогического мастерства преподавательского состава;

организации и проведения контроля учебных занятий;

проведения педагогических (методических) экспериментов и внедрения их результатов в образовательный процесс;

разработки учебно-методических материалов, необходимых для проведения и методического обеспечения всех видов учебных занятий;

изучения, обобщения и распространения передового опыта педагогической работы.

34. Качество подготовки и проведения учебных занятий (далее - качество учебных занятий) устанавливается в ходе выборочного посещения учебных занятий при проведении проверки.

В ходе проверки качества учебных занятий оцениваются содержание, организация и методика их проведения. При этом изучаются и анализируются:

соответствие темы и учебных вопросов тематическому плану дисциплины (модуля) и расписанию учебных занятий;

наличие у преподавателя необходимых учебно-методических материалов для проведения учебного занятия;

эффективность использования учебного времени;

владение преподавателем учебным материалом;

научный уровень и новизна преподаваемого материала, его связь с будущей служебной деятельностью обучающихся;

владение преподавателем методикой преподавания дисциплины (модуля) и активизации познавательной деятельности обучающихся;

полнота отработки учебных вопросов, эффективность использования технических средств обучения;

степень достижения целей учебного занятия;

соблюдение норм воинской этики и правил воинской вежливости.

Выставление оценки по итогам проверки качества учебного занятия осуществляется на основе методики и критериев оценки учебных занятий, разрабатываемых управлением (военного образования) Главного управления кадров. В ходе проверки должно быть оценено не менее 10 учебных занятий различных видов.

35. Состояние методической работы военного учебного центра в целом, его кафедр (циклов) оценивается:

1) "удовлетворительно":

не менее 90 процентов проверенных учебных занятий оценены положительно;

спланированы и проводятся мероприятия, составляющие содержание методической деятельности;

разработаны, согласованы и своевременно исполняются требования к организации и проведению методической работы;

ведутся отчетные документы по всем проведенным мероприятиям;

разработаны в соответствии с локальными актами военного учебного центра и не имеют методических нарушений и противоречий учебно-методические материалы для проведения учебных занятий, предусмотренных рабочими программами дисциплин (модулей);

решения по вопросам совершенствования методической работы, принимаемые в военном учебном центре, исполняются в полном объеме;

имеющиеся отдельные недостатки не влияют на качество и организацию методической работы;

2) "неудовлетворительно" - не выполнены условия на оценку "удовлетворительно".

36. Состояние профессиональной подготовленности преподавательского состава оценивается по следующим показателям:

уровень организации профессиональной переподготовки и повышения квалификации преподавательского состава;

уровень организации и качество профессионально-должностной подготовки офицерского состава;

уровень владения преподавательским составом учебным материалом по преподаваемым дисциплинам (модулям) и методической подготовки преподавательского состава.

37. В ходе проверки уровня организации профессиональной переподготовки и повышения квалификации преподавательского состава изучаются и анализируются:

своевременность и качество проведения мероприятий по организации профессиональной переподготовки и повышения квалификации преподавательского состава, их периодичность и степень реализации;

содержание должностных обязанностей должностных лиц, отвечающих за руководство и организацию профессиональной переподготовки и повышения квалификации преподавательского состава;

содержание и качество организации и проведения работы по профессиональному становлению военнослужащих и офицеров запаса, впервые назначенных на должность преподавателей, в течение года после назначения.

Уровень организации профессиональной переподготовки и повышения квалификации преподавательского состава оценивается:

"удовлетворительно" - организация и проведение профессиональной переподготовки и повышения квалификации преподавательского состава отвечают требованиям законодательства Российской Федерации; имеющиеся отдельные недостатки не оказывают влияния на результаты профессиональной переподготовки и повышения квалификации преподавательского состава;

"неудовлетворительно" - не выполнены условия на оценку "удовлетворительно".

38. При проверке уровня организации и качества профессионально-должностной подготовки офицерского состава осуществляется оценка:

уровня организации профессионально-должностной подготовки офицерского состава;

качества профессионально-должностной подготовки офицерского состава.

39. При оценке уровня организации профессионально-должностной подготовки офицерского состава изучаются и анализируются:

своевременность, полнота и качество отработки документов по организации профессионально-должностной подготовки;

соответствие документов по организации профессионально-должностной подготовки документам по другим направлениям деятельности военного учебного центра;

содержание должностных обязанностей лиц, отвечающих за руководство и организацию профессионально-должностной подготовки;

участие начальника военного учебного центра и его заместителей в проведении учебных занятий по профессионально-должностной подготовке;

состояние учета и отчетности по профессионально-должностной подготовке;

организация контроля профессионально-должностной подготовки, его систематичность и эффективность.

Уровень организации профессионально-должностной подготовки офицерского состава оценивается:

"удовлетворительно" - организация профессионально-должностной подготовки офицерского состава отвечает требованиям правовых актов Министерства обороны; имеющиеся отдельные недостатки не оказывают влияния на качество индивидуальной подготовленности офицерского состава;

"неудовлетворительно" - не выполнены условия на оценку "удовлетворительно".

40. Качество профессионально-должностной подготовки офицерского состава определяется по качеству индивидуальной подготовленности офицерского состава.

Качество индивидуальной подготовленности офицерского состава проверяется по оперативно-тактическим дисциплинам (модулям) (тактической, тактико-специальной подготовке), военно-технической (военно-специальной) подготовке, общевоенной подготовке, военно-политической подготовке, а также по мобилизационной подготовке и физической подготовке.

В ходе проверки качества индивидуальной подготовленности офицерского состава офицерский состав может быть проверен не более чем по трем дисциплинам (модулям).

Качество индивидуальной подготовленности офицерского состава проверяется не менее чем у 30 процентов офицерского состава военного учебного центра.

Перечень дисциплин (модулей), выносимых на проверку, определяется председателем комиссии.

Качество индивидуальной подготовленности офицерского состава проверяется на теоретических и практических учебных занятиях. Проверка проводится в классах, в поле, на полигонах, стрельбищах, вооружении и военной технике, тренажерах, средствах электронно-вычислительной техники.

Качество индивидуальной подготовленности офицерского состава оценивается:

"отлично" - по дисциплинам (модулям) оперативно-тактической (тактической, тактико-специальной), военно-технической (военно-специальной) подготовке получены оценки "отлично", по остальным дисциплинам (модулям) - не ниже "хорошо";

"хорошо" - по дисциплинам (модулям) оперативно-тактической (тактической, тактико-специальной), военно-технической (военно-специальной) подготовке получены оценки не ниже "хорошо", по остальным дисциплинам (модулям) - не ниже "удовлетворительно";

"удовлетворительно" - получено не менее 70 процентов оценок не ниже "удовлетворительно";

"неудовлетворительно" - не выполнены условия на оценку "удовлетворительно".

41. Качество профессионально-должностной подготовки офицерского состава военного учебного центра в целом оценивается:

"отлично" - начальник военного учебного центра, его заместители и не менее 50 процентов проверенных офицеров оценены "отлично", остальные проверенные офицеры - "хорошо";

"хорошо" - начальник военного учебного центра, его заместители и не менее 50 процентов проверенных офицеров оценены не ниже "хорошо", остальные проверенные офицеры - не ниже "удовлетворительно";

"удовлетворительно" - начальник военного учебного центра, его заместители и не менее 70 процентов проверенных офицеров оценены не ниже "удовлетворительно";

"неудовлетворительно" - не выполнены условия на оценку "удовлетворительно".

42. Общая оценка уровня организации и качества профессионально-должностной подготовки офицерского состава определяется:

1) "отлично":

уровень организации профессионально-должностной подготовки оценен "удовлетворительно";

качество профессионально-должностной подготовки офицерского состава оценено "отлично";

2) "хорошо":

уровень организации профессионально-должностной подготовки оценен "удовлетворительно";

качество профессионально-должностной подготовки офицерского состава оценено "хорошо";

3) "удовлетворительно":

уровень организации профессионально-должностной подготовки оценен "удовлетворительно";

качество профессионально-должностной подготовки офицерского состава оценено "удовлетворительно";

4) "неудовлетворительно" - не выполнены условия на оценку "удовлетворительно".

43. Проверке уровня владения преподавательским составом учебным материалом по преподаваемым дисциплинам (модулям) и методической подготовки преподавательского состава (далее - уровень подготовки преподавательского состава) подвергаются все кафедры (циклы) и не менее 30 процентов их преподавательского состава.

Проверка уровня подготовки преподавательского состава осуществляется путем определения:

уровня теоретической подготовки преподавательского состава (далее - уровень теоретической подготовки);

качества проведения учебных занятий;

качества разработки учебно-методических материалов.

Проверка уровня теоретической подготовки осуществляется путем проведения контрольных занятий с преподавательским составом по разделам:

знание основ военной педагогики и психологии;

знание требований законодательства Российской Федерации в сфере образования;

особенности методики преподавания дисциплин (модулей).

Оценка уровня теоретической подготовки преподавателя определяется:

"отлично" - по двум разделам, включая особенности методики преподавания дисциплин (модулей), ответ оценен "отлично", по одному разделу - не ниже "хорошо";

"хорошо" - по двум разделам, включая особенности методики преподавания дисциплин (модулей), ответ оценен не ниже "хорошо", по одному разделу - не ниже "удовлетворительно";

"удовлетворительно" - по всем разделам ответ оценен не ниже "удовлетворительно";

"неудовлетворительно" - не выполнены условия на оценку "удовлетворительно".

При проверке качества проведения учебных занятий оцениваются содержание, организация и методика их подготовки и проведения. При этом изучаются и анализируются:

выполнение требований локальных нормативных актов образовательной организации и военного учебного центра по подготовке и проведению учебных занятий, организации текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся;

наличие у преподавателя необходимых учебно-методических материалов для проведения учебного занятия;

методика преподавания дисциплины (модуля) и владение преподавателем учебным материалом;

научный уровень и новизна преподаваемого материала, его связь с будущей служебной деятельностью обучающихся;

степень достижения дидактических и воспитательных целей учебного занятия;

эффективность использования учебного времени, применения технических средств обучения, специального оборудования, вооружения, военной техники, иных ресурсов (средств) обучения.

При оценке качества разработки учебно-методических материалов оценивается их соответствие требованиям руководящих документов по организации образовательного процесса, тематическому плану изучения дисциплины (модуля), учебным и воспитательным целям учебного занятия, современному уровню научных знаний в предметной области.

44. Уровень владения конкретным преподавателем учебным материалом по дисциплине (модулю) и методической подготовки преподавателя оценивается:

"отлично" - уровень теоретической подготовки и качество проведения учебных занятий оценены "отлично", качество разработки учебно-методических материалов - не ниже "хорошо";

"хорошо" - уровень теоретической подготовки и качество проведения учебных занятий оценены не ниже "хорошо", качество разработки учебно-методических материалов - не ниже "удовлетворительно";

"удовлетворительно" - уровень теоретической подготовки, качество проведения учебных занятий и качество разработки учебно-методических материалов оценены не ниже "удовлетворительно";

"неудовлетворительно" - не выполнены условия на оценку "удовлетворительно".

45. Уровень владения преподавательским составом учебным материалом по преподаваемым дисциплинам (модулям) и методической подготовки преподавательского состава военного учебного центра оценивается:

"отлично" - не менее 50 процентов проверяемых оценено "отлично", остальные - "хорошо";

"хорошо" - не менее 50 процентов проверяемых оценено не ниже "хорошо", остальные - "удовлетворительно";

"удовлетворительно" - не менее 70 процентов проверяемых оценено не ниже "удовлетворительно";

"неудовлетворительно" - не выполнены условия на оценку "удовлетворительно".

46. Общая оценка состояния профессиональной подготовленности преподавательского состава определяется:

1) "отлично":

уровень организации профессиональной переподготовки и повышения квалификации преподавательского состава оценен "удовлетворительно";

уровень организации и качество профессионально-должностной подготовки офицерского состава оценены "отлично";

уровень владения преподавательским составом учебным материалом по преподаваемым дисциплинам (модулям) и методической подготовки преподавательского состава оценен "отлично";

2) "хорошо":

уровень организации профессиональной переподготовки и повышения квалификации преподавательского состава оценен "удовлетворительно";

уровень организации и качество профессионально-должностной подготовки офицерского состава оценены не ниже "хорошо";

уровень владения преподавательским составом учебным материалом по преподаваемым дисциплинам (модулям) и методической подготовки преподавательского состава оценен не ниже "хорошо";

3) "удовлетворительно":

уровень организации профессиональной переподготовки и повышения квалификации преподавательского состава оценен "удовлетворительно";

уровень профессионально-должностной подготовки офицерского состава и уровень владения преподавательским составом учебным материалом по преподаваемым дисциплинам (модулям) и методической подготовки преподавательского состава оценены не ниже "удовлетворительно";

4) "неудовлетворительно" - не выполнены условия на оценку "удовлетворительно".

47. Состояние воспитательной (военно-политической) работы (далее - военно-политическая работа) проверяется в военном учебном центре на соответствие требованиям общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации, приказов и директив Министра обороны Российской Федерации и его заместителей, директив Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.

При проверке состояния военно-политической работы военного учебного центра также изучаются:

система работы должностных лиц по проведению воспитательной работы среди обучающихся, формированию у них профессионально-значимых качеств, привитию им навыков воспитания подчиненных и по военно-профессиональной ориентации молодежи;

профессионально-психологическое сопровождение образовательного процесса.

Оценка военного учебного центра за состояние военно-политической работы складывается из:

оценки за морально-психологическое состояние обучающихся и работников военного учебного центра;

оценки за состояние правопорядка и дисциплины.

48. Морально-психологическое состояние обучающихся и работников военного учебного центра оценивается по результатам психологического и социологического обследований на основании методик, разработанных Министерством обороны, а также по итогам социально-психологического изучения обучающихся и работников.

Морально-психологическое состояние обучающихся и работников военного учебного центра оценивается:

1) "удовлетворительно":

обучающиеся и работники военного учебного центра знают и поддерживают государственную политику Российской Федерации в области обороны и безопасности;

военно-политическая подготовка офицеров оценивается не ниже "удовлетворительно";

образовательный процесс и организация повседневной деятельности военного учебного центра обеспечивают формирование у обучающихся и работников военного учебного центра профессионально-значимых качеств;

2) "неудовлетворительно" - не выполнены условия на оценку "удовлетворительно".

49. Состояние правопорядка и дисциплины оценивается:

1) "удовлетворительно":

состояние правопорядка и дисциплины обеспечивает качественное несение внутренней службы, организованное проведение образовательного процесса и других видов деятельности военного учебного центра;

отсутствуют случаи гибели военнослужащих и гражданских лиц в результате совершенных военнослужащими преступлений, явившихся следствием ненадлежащего исполнения обязанностей должностными лицами;

отсутствуют факты сокрытия преступлений и происшествий;

2) "неудовлетворительно" - не выполнены условия на оценку "удовлетворительно".

50. Оценка состояния военно-политической работы определяется:

"удовлетворительно" - морально-психологическое состояние обучающихся и работников военного учебного центра и состояние правопорядка и дисциплины оценены "удовлетворительно", выявленные отдельные недостатки не оказывают существенного влияния на качество и эффективность образовательного процесса;

"неудовлетворительно" - не выполнены условия на оценку "удовлетворительно".

51. Состояние организации учета обучающихся оценивается по следующим показателям:

полнота, достоверность и своевременность ведения документов персонального учета обучающихся;

организация зачисления граждан для обучения в военном учебном центре (допуска граждан к военной подготовке), а также организация присвоения воинских званий.

52. Полнота, достоверность и своевременность ведения документов персонального учета обучающихся определяются по итогам их изучения.

Полнота, достоверность и своевременность ведения документов персонального учета обучающихся оценивается:

1) "удовлетворительно":

документы по учету обучающихся разработаны и ведутся в полном объеме;

заполнение документов производится на основании фактических данных, расхождений с ними не выявлено;

спланированные на момент проверки мероприятия по осуществлению учета, взаимодействию с территориальными органами Министерства обороны выполнены;

должностными лицами военного учебного центра осуществляется контроль ведения документов учета обучающихся;

имеющиеся отдельные недостатки не влияют на результаты работы по учету обучающихся;

2) "неудовлетворительно" - не выполнены условия на оценку "удовлетворительно".

53. Организация зачисления граждан для обучения в военном учебном центре (допуска граждан к военной подготовке), а также организация присвоения воинских званий оценивается:

1) "удовлетворительно":

выполнены требования по организации зачисления граждан для обучения в военном учебном центре (допуска граждан к военной подготовке), а также по присвоению воинских званий;

укомплектованность военного учебного центра обучающимися составляет: обучающимися по программам военной подготовки для прохождения военной службы по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению офицерами, - не менее 85 процентов от установленного заказа на военную подготовку, обучающимися по программам военной подготовки офицеров запаса, сержантов, старшин запаса либо солдат, матросов запаса - не менее 95 процентов от установленного заказа на военную подготовку;

отсутствуют факты неправомерного зачисления граждан для обучения в военном учебном центре (допуска граждан к военной подготовке) или присвоения воинских званий;

2) "неудовлетворительно" - не выполнены условия на оценку "удовлетворительно".

54. Состояние организации учета обучающихся оценивается:

"удовлетворительно" - все элементы проверки оценены "удовлетворительно";

"неудовлетворительно" - не выполнены условия на оценку "удовлетворительно".

55. Состояние кадровой работы в военном учебном центре оценивается по следующим показателям:

укомплектованность и уровень квалификации преподавателей;

полнота, достоверность и своевременность ведения установленных документов кадрового учета;

организация кадровой работы.

56. Укомплектованность и уровень квалификации преподавателей оцениваются:

1) "удовлетворительно":

укомплектованность военного учебного центра преподавательским составом составляет не менее 85 процентов, или кандидаты на вакантные должности на момент проверки подобраны и осуществляются мероприятия по их назначению, или количество преподавателей соответствует объему учебной нагрузки;

квалификация преподавателей позволяет качественно реализовывать программы военной подготовки;

2) "неудовлетворительно" - не выполнены условия на оценку "удовлетворительно".

57. Полнота, достоверность и своевременность ведения установленных документов кадрового учета оцениваются:

1) "удовлетворительно":

документы по кадровому учету разработаны и ведутся в полном объеме в соответствии с требованиями Министерства обороны;

заполнение документов производится на основании фактических учетных данных работников военного учебного центра, не выявлено расхождений содержащихся в них сведений с фактическими данными работников;

спланированные на момент проверки мероприятия по осуществлению учета выполнены;

должностными лицами военного учебного центра осуществляется контроль ведения документов кадрового учета;

имеющиеся отдельные недостатки не оказывают влияния на результаты работы по учету обучающихся;

2) "неудовлетворительно" - не выполнены условия на оценку "удовлетворительно".

58. Организация кадровой работы оценивается:

1) "удовлетворительно":

документы по работе с военнослужащими разработаны в соответствии с требованиями правовых актов Министерства обороны;

своевременно, качественно и в полном объеме проводится работа по подбору кандидатов к назначению их на должности преподавательского состава, заключению контрактов с военнослужащими, аттестованию, присвоению очередных воинских званий, награждению государственными и ведомственными наградами, обучению преподавателей по дополнительным профессиональным программам, а также осуществляются мероприятия, предшествующие увольнению военнослужащих с военной службы;

соблюдается законность в работе с военными кадрами и ведется профилактика коррупционных и иных правонарушений;

2) "неудовлетворительно" - не выполнены условия на оценку "удовлетворительно".

59. Состояние кадровой работы в военном учебном центре оценивается:

"удовлетворительно" - все элементы проверки оценены "удовлетворительно";

"неудовлетворительно" - не выполнены условия на оценку "удовлетворительно".

60. Состояние учебно-материальной базы военного учебного центра оценивается по состоянию и готовности к использованию в образовательном процессе:

вооружения и военной техники (далее - ВВТ);

учебно-лабораторной базы;

тренажерной базы;

полевой учебной базы;

базы для общевоенной подготовки;

информационных ресурсов (средств) обучения и материальной базы для их использования;

объектов обеспечения образовательного процесса.

При проверке и оценке анализируются и учитываются содержание и качество планирования мероприятий по развитию и совершенствованию учебно-материальной базы, роль руководящих работников в управлении этим процессом, количество и номенклатура учебного оборудования, их соответствие нормам снабжения и табелизации.

61. Состояние ВВТ проверяется и оценивается в соответствии с требованиями приказов Министра обороны Российской Федерации в парках, на складах и в других местах хранения ВВТ как путем осмотра, так и путем проверки на функционирование основных систем, узлов, агрегатов.

При этом оцениваются виды ВВТ, определенные нормами табелизации и обеспечивающие качественное проведение всех видов учебных занятий. При выставлении общей оценки учитывается уровень обеспеченности военного учебного центра ВВТ.

Состояние ВВТ оценивается:

1) "отлично":

обеспеченность всеми видами ВВТ (в том числе новыми образцами) составляет 100 процентов, организация их учета, обслуживания и эксплуатации осуществляются в соответствии с требованиями правовых актов Министерства обороны к содержанию и обслуживанию ВВТ;

имеющиеся образцы ВВТ активно используются при проведении всех видов учебных занятий;

2) "хорошо":

обеспеченность всеми видами ВВТ (в том числе новыми образцами) составляет не менее 90 процентов, организация их учета, обслуживания и эксплуатации осуществляются в соответствии с требованиями правовых актов Министерства обороны к содержанию и обслуживанию ВВТ;

имеющиеся образцы ВВТ активно используются при проведении всех видов учебных занятий;

3) "удовлетворительно":

обеспеченность всеми видами ВВТ (в том числе новыми образцами) составляет не менее 80 процентов, в организации их учета, обслуживания и эксплуатации выявлены отдельные недостатки, не оказывающие существенного влияния на готовность к использованию, которые своевременно устраняются;

имеющиеся образцы ВВТ используются при проведении учебных занятий;

4) "неудовлетворительно" - не выполнены условия на оценку "удовлетворительно".

62. Состояние учебно-лабораторной базы оценивается:

1) "удовлетворительно":

техническое состояние и содержание зданий (корпусов) с учебными аудиториями (лекционными залами), специализированными классами, кабинетами, лабораториями, другими учебными и учебно-вспомогательными помещениями обеспечивают уровень качества проведения образовательного процесса в соответствии с рабочими учебными планами;

военный учебный центр обеспечен средствами электронно-вычислительной техники;

тренажеры, технические средства обучения, лабораторные установки, другое учебное оборудование содержатся в соответствии с рабочими учебными планами в работоспособном состоянии и эффективно используются при проведении всех видов учебных занятий;

содержание стендов и плакатов соответствует программам военной подготовки и тематическим планам изучения военно-профессиональных дисциплин (модулей);

учет учебного оборудования организован в соответствии с требованиями правовых актов Министерства обороны, определяющих номенклатуру материальных средств;

2) "неудовлетворительно" - не выполнены условия на оценку "удовлетворительно".

63. Состояние тренажерной базы оценивается:

1) "удовлетворительно":

общая укомплектованность тренажерными средствами (учебно-тренировочными и эксплуатационными комплексами и системами, учебными командными пунктами и учебными пунктами управления) соответствует нормам табелизации и обеспечивает проведение практических видов учебных занятий;

тренажерные средства соответствуют эксплуатируемым в войсках (силах) и принятым на вооружение образцам ВВТ;

тренажерная база содержится в технически исправном состоянии и готовности к проведению всех видов учебных занятий, предусмотренных рабочими учебными планами, и обеспечивает формирование у обучающихся необходимых умений и практических навыков;

2) "неудовлетворительно" - не выполнены условия на оценку "удовлетворительно".

64. Состояние полевой учебной базы оценивается:

1) "удовлетворительно":

разработан план развития и совершенствования объектов полевой учебной базы, объекты полевой учебной базы оборудованы в соответствии с требованиями правовых актов Министерства обороны, обеспечены требуемыми образцами ВВТ, тренажерами, оснащены средствами управления, связи и контроля для реализации учебных планов;

имеющиеся ВВТ, тренажерные средства, учебные классы поддерживаются в работоспособном состоянии и обеспечивают требуемую пропускную способность для качественной отработки задач практического обучения обучающихся в отведенное учебным планом время;

2) "неудовлетворительно" - не выполнены условия на оценку "удовлетворительно".

65. Состояние базы для общевоенной подготовки оценивается:

1) "удовлетворительно":

база для общевоенной подготовки (строевые плацы, караульные комплексы (городки), тиры и другие объекты) имеет емкость, обеспечивающую проведение учебных занятий в соответствии с учебными планами, содержит все необходимые элементы;

оборудование, оснащение и содержание объектов базы для общевоенной подготовки соответствуют санитарно-гигиеническим нормам, требованиям безопасности и обеспечивают качественное проведение всех видов учебных занятий по общевоенным дисциплинам (модулям), спланированным к проведению в военном учебном центре;

2) "неудовлетворительно" - не выполнены условия на оценку "удовлетворительно".

66. Состояние информационных ресурсов (средств) обучения и материальной базы для их использования оценивается:

1) "удовлетворительно":

обеспечивается сохранность и требуемое состояние библиотечного фонда, кино-, фото- и видеоматериалов;

имеются электронные учебники по каждой дисциплине (модулю);

укомплектованность учебниками, учебными пособиями по каждой дисциплине (модулю) составляет не менее одного учебника (учебного пособия) на двух одновременно обучающихся по этой дисциплине (модулю);

научная и справочная литература, уставы, наставления, руководства, курсы стрельб и вождения обеспечивают потребности образовательного процесса;

имеющиеся системные и алфавитные каталоги и рубрикаторы обеспечивают справочно-информационный поиск требуемых материалов;

информационные ресурсы (средства) обучения активно и всесторонне используются в образовательном процессе;

2) "неудовлетворительно" - не выполнены условия на оценку "удовлетворительно".

67. Состояние объектов обеспечения образовательного процесса оценивается:

1) "удовлетворительно":

военный учебный центр располагает всеми необходимыми объектами обеспечения образовательного процесса в соответствии с перечнем учебных классов, объектов для практических учебных занятий, площадок для хранения ВВТ, служебных помещений по каждой военно-учетной специальности, определенным центральным органом военного управления, ответственным за организацию военной подготовки в военном учебном центре;

объекты обеспечения образовательного процесса содержатся в работоспособном состоянии, мощности имеющегося оборудования удовлетворяют потребностям военного учебного центра;

2) "неудовлетворительно" - не выполнены условия на оценку "удовлетворительно".

68. Состояние учебно-материальной базы военного учебного центра оценивается:

1) "удовлетворительно":

в военном учебном центре разработаны мероприятия по развитию и совершенствованию учебно-материальной базы, в которых объективно и полно отражены вопросы своевременного обновления и внедрения в образовательный процесс новых образцов ВВТ, тренажерных средств, лабораторных установок, макетов, стендов и другого учебного оборудования;

количество и номенклатура средств учебно-материальной базы соответствуют установленным нормам снабжения и табелизации, обеспечивают реализацию квалификационных требований при их использовании в образовательном процессе, их пропускная способность позволяет качественно проводить все виды учебных занятий в соответствии с рабочими учебными планами;

все элементы учебно-материальной базы оценены не ниже "удовлетворительно", а имеющиеся отдельные недостатки не оказывают влияния на проведение образовательного процесса в военном учебном центре;

2) "неудовлетворительно" - не выполнены условия на оценку "удовлетворительно".

69. По результатам проверки организация деятельности военного учебного центра оценивается:

1) "отлично":

состояние учебной работы и состояние профессиональной подготовленности преподавательского состава оценены "отлично";

состояние методической работы, состояние военно-политической работы, состояние организации учета обучающихся, состояние кадровой работы, состояние учебно-материальной базы оценены "удовлетворительно";

2) "хорошо":

состояние учебной работы и состояние профессиональной подготовленности преподавательского состава оценены не ниже "хорошо";

состояние методической работы, состояние военно-политической работы, состояние организации учета обучающихся, состояние кадровой работы, состояние учебно-материальной базы оценены "удовлетворительно";

3) "удовлетворительно" - состояние учебной работы, состояние методической работы, состояние профессиональной подготовленности преподавательского состава, состояние военно-политической работы, состояние организации учета обучающихся, состояние кадровой работы, состояние учебно-материальной базы оценены не ниже "удовлетворительно";

4) "неудовлетворительно" - не выполнены условия на оценку "удовлетворительно".