Информация по приему отчетности по расширенной ответственности производителей и импортеров о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор) по вопросу представления декларации о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации (далее - Декларация) и отчетности о выполнении норматива утилизации отходов от использования товаров (далее - Отчетность) сообщает следующее.
Порядок, формы и сроки декларирования производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров (в том числе упаковки) установлены Положением о декларировании производителями товаров, импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2015 N 1417 (далее - Положение N 1417).
Порядок, формы и сроки представления производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, отчетности о выполнении нормативов утилизации установлены Правилами представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2015 N 1342 (далее - Правила N 1342).
Согласно пункту 10 Положения N 1417 и пункта 11 Правил N 1342 декларация и отчетность представляются ежегодно, до 1 апреля года, следующего за отчетным периодом.
КонсультантПлюс: примечание.
Указом Президента РФ от 28.04.2020 N 294 режим нерабочих дней продлен по 08.05.2020 включительно.
В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) Указами Президента Российской Федерации от 25.03.2020 N 206 и от 02.04.2020 N 239 дни с 30 марта по 3 апреля и с 4 апреля по 30 апреля соответственно объявлены не рабочими днями.
Статьей 193 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Соответственно в 2020 году декларация, отчетность представляются до 6 мая (включительно).
В соответствии с пунктом 11 Положения N 1417 и пунктом 4 Правил N 1342 Декларация и Отчетность представляются производителями товаров, импортерами товаров в форме электронных документов, подписанных простой электронной подписью посредством информационно-телекоммуникационных сетей с использованием программных средств единой государственной информационной системы учета отходов от использования товаров (далее - система учета отходов).
При подаче отчетности в форме электронных документов путем использования программных средств системы учета отходов дополнительное представление отчетности на бумажном носителе не требуется.
Сервисы для формирования необходимого формата (XML) документов размещены на официальном сайте Росприроднадзора:
"Личный кабинет природопользователя" https://lk.rpn.gov.ru/
В соответствии с пунктом 13 Положения N 1417, пунктом 6 Правил N 1342 в случае отсутствия технической возможности использования программных средств системы учета отходов Декларация и Отчетность направляются посредством почтового отправления с описью вложения и уведомлением о вручении или представляются на бумажном носителе в одном экземпляре лично. При этом в обоих случаях Декларация представляется с копией на электронном носителе, сформированной путем использования электронных ресурсов, предоставляемых Росприроднадзором.
В соответствии с поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации Дмитрия Григоренко от 25.03.2020 N ДГ-П17-2301кв об ограничении допуска посетителей в расположение федеральных органов исполнительной власти на период проведения ограничительных мероприятий по нераспространению новой коронавирусной инфекции COVID-19 в Российской Федерации Росприроднадзором до завершения ограничительных мероприятий приостановлен прием обращений граждан и юридических лиц на бумажных носителях.
В связи с внесением изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 24.12.2015 N 1417 "Об утверждении Положения о декларировании производителями товаров, импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств" (далее - Постановление N 1417), постановление Правительства Российской Федерации от 08.12.2015 N 1342 "Об утверждении Правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров" (далее - Правила N 1342), постановление Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 N 1073 "О порядке взимания экологического сбора" (далее - Правила N 1073) изменены порядок заполнения и перечень сведений, включаемых в декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации (далее - декларация), отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров (далее - отчетность) и расчет суммы экологического года (далее - расчет).
При подаче декларации за отчетный 2019 год в ней указывается количество выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации в течение 2019 года.
Отчетность за отчетный 2019 год составляется на основе данных о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за 2018 год, с применением нормативов утилизации 2019 года.
Расчет за отчетный 2019 год формируется на основе данных о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за 2018 год, применяя нормативы утилизации 2019 года и ставки экологического сбора.
В силу положений пунктов 1.1, 1.2 статьи 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство товаров на территории Российской Федерации (далее - производители товаров), юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих импорт товаров из третьих стран или ввоз товаров из государств - членов Евразийского экономического союза (далее - импортеры товаров), возложена обязанность обеспечения выполнения нормативов утилизации с момента их первичной реализации на территории Российской Федерации.
Перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2017 N 2970-р (далее - Перечень товаров).
Нормативы утилизации отходов от использования товаров на 2018 - 2020 годы утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2017 N 2971-р (далее - Нормативы утилизации).
Ставки сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, отходы от использования которых подлежат утилизации, уплачиваемого производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров (экологического сбора), утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 N 284.
Форма расчета суммы экологического сбора утверждена приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 N 488.
Обязанность производителя, импортера товаров по их утилизации считается исполненной:
со дня представления отчетности, подтверждающей выполнение нормативов утилизации;
со дня уплаты экологического сбора.
Производители, импортеры товаров обеспечивают утилизацию отходов от использования товаров самостоятельно.
Согласно пункту 10 статьи 24.2 Закона N 89-ФЗ в отношении упаковки, подлежащей утилизации после утраты потребительских свойств, обязанность выполнения нормативов утилизации возлагается на производителей, импортеров товаров в этой упаковке.
Обеспечение выполнения нормативов утилизации осуществляется непосредственно самими производителем товаров, импортером товаров путем организации собственных объектов по утилизации отходов от использования товаров или путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением твердых коммунальных отходов), что установлено пунктами 4, 5 статьи 24.2 Закона N 89-ФЗ.
Производитель товаров, импортер товаров имеют право на основании договора поручить обеспечивать выполнение нормативов утилизации российскому экологическому оператору или ассоциации, созданной производителями товаров, импортерами товаров в целях обеспечения выполнения нормативов утилизации (далее - ассоциация). Такое обязательство выполняется российским экологическим оператором или ассоциацией путем заключения договора с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров. В этом случае российский экологический оператор или ассоциация представляет от своего имени отчетность о выполнении нормативов утилизации.
В соответствии с пунктом 4.1 статьи 24.2 Закона N 89-ФЗ норматив утилизации отходов от использования товаров может быть выполнен за счет утилизации любых отходов от использования товаров, входящих в одну или несколько групп товаров, групп упаковки товаров в соответствии с перечнем товаров, при условии аналогичного назначения таких товаров, такой упаковки товаров и (или) аналогичного способа обработки отходов от их использования.
Перечень товаров содержит столбец "Категория товаров аналогичного назначения и (или) аналогичного способа обработки отходов от их использования" с порядковыми номерами, присвоенными группам товаров, упаковки товаров.
При выборе условия аналогичного назначения товаров, упаковки и (или) аналогичного способа обработки отходов от их использования следует руководствоваться присвоенной категорией товару, упаковке товара согласно перечню товаров.
Производители, импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, уплачивают экологический сбор в размерах и в порядке, установленных статьей 24.5 Закона N 89-ФЗ.
В случае недостижения нормативов утилизации производителем, импортером, которые взяли на себя обязательство по самостоятельной утилизации отходов от использования товаров в соответствии с пунктом 3 статьи 24.2 Закона N 89-ФЗ, предусматривается уплата экологического сбора, рассчитываемого посредством умножения ставки экологического сбора на разницу между установленным и достигнутым фактически значением количества утилизированных отходов от использования товаров.
Производители и импортеры товаров представляют декларацию, отчетность и расчет суммы экологического сбора в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.
Декларация и отчетность представляются до 1 апреля года, следующего за отчетным.
Уплата экологического сбора и представление расчета осуществляются до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом.
При исполнении обязанности путем уплаты экологического сбора производителям и импортерам товаров необходимо представлять расчет, отчетность и декларацию.
Представление вышеуказанных документов в электронном виде возможно через личный кабинет природопользователя по адресу: https://lk.fsrpn.ru/#/unauthorized.
В случае отсутствия технической возможности использования телекоммуникационных сетей документы могут представляться в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования или ее территориальные органы на бумажном носителе с учетом требований Правил N 1342, Положения N 1417, Правил N 1073.
При этом в случае отсутствия технической возможности использования телекоммуникационных сетей декларация представляется производителями товаров, импортерами товаров на бумажном носителе в одном экземпляре лично или посредством почтового отправления (с описью вложения и уведомлением о вручении) с обязательным предоставлением копии на электронном носителе, сформированной путем использования электронных сервисов.
Расчет суммы экологического сбора в случае отсутствия технической возможности использования телекоммуникационных сетей может представляться плательщиками или их уполномоченными представителями в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования или ее территориальные органы, в которых осуществляется декларирование товаров и упаковки товаров, на бумажном носителе в одном экземпляре (с описью вложения и с уведомлением о вручении).
Декларация и отчетность предоставляются:
импортерами товаров - в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования;
производителями товаров - в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту государственной регистрации производителя товаров.
В случае если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель одновременно является производителем товаров и импортером товаров, декларация и отчетность представляются в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.
Уплата экологического сбора осуществляется путем перечисления денежных средств в валюте Российской Федерации:
а) плательщиками, являющимися производителями товаров, - на счет территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в Федеральном казначействе по месту государственной регистрации плательщика;
б) плательщиками, являющимися импортерами товаров, - на счет Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в Федеральном казначействе.
В случае если плательщик одновременно является производителем товаров и импортером товаров, уплата экологического сбора осуществляется путем перечисления денежных средств в валюте Российской Федерации на счет Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в Федеральном казначействе.
Какие документы подтверждают выполнение нормативов утилизации отходов от использования товаров?
Согласно пункту 9.1 статьи 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) выполнение нормативов утилизации подтверждается: - договорами, предусмотренными пунктами 4 и 5 статьи 24.2 Закона N 89-ФЗ, - в случае, если выполнение нормативов утилизации обеспечивается путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, российским экологическим оператором, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляюпдими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением твердых коммунальных отходов), или в случае создания ассоциации; - актами утилизации отходов от использования товаров в соответствии с пунктом 16 статьи 24.2 Закона N 89-ФЗ. Форма акта утилизации для производителей и импортеров рекомендована письмом Росприроднадзора от 15.12.2016 N АС-10-01-36/25460.
Кто становится обязанным обеспечивать выполнение нормативов утилизации отходов от использования товаров в случае производства товаров, входящих в перечень товаров, под заказ третьего лица?
Учитывая позицию, изложенную в письме Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28.03.2017 N 09-47/8797 "Об актуальных вопросах исполнения "расширенной" ответственности производителей, импортеров товаров", на организации, предоставляющие услуги с использованием товаров, включенных в перечень товаров, и не являющиеся производителями товаров (например, организации по предоставлению услуг общественного питания, почтовой связи, транспортных услуг и др.), обязанность по выполнению нормативов утилизации отходов от использования таких товаров не распространяется. Выполнение нормативов в отношении упаковки, поставляемой производителями, импортерами таким организациям, исполняется производителями, импортерами упаковки, которая в этом случае для них является товаром. В случае, если производство товара осуществляется под заказ третьего лица и из сырья третьего лица, где право собственности на произведенную продукцию принадлежит третьему лицу - заказчику (торговой марке), который в дальнейшем реализует эту продукцию, обязанность обеспечивать утилизацию данной продукции после ее использования возлагается на заказчика (торговую марку), реализующего продукцию. В случае если производитель товаров реализует произведенные товары владельцу торговой марки (если производство товаров осуществляется по схеме offtake, когда сырье производителю не предоставляется), он несет ответственность за утилизацию отходов от использования товаров.
Какая административная ответственность предусмотрена за невыполнение установленных нормативов утилизации?
Административная ответственность установлена за: неуплату в установленные сроки сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров по статье 8.41.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ); непредставление или несвоевременное представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год по части 1 статьи 8.5.1 КоАП РФ; представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год, в неполном объеме либо отчетности, содержащей недостоверные сведения, по части 2 статьи 8.5.1 КоАП РФ.
Возникает ли обязанность обеспечивать выполнение нормативов утилизации отходов от использования товаров, упаковки товаров в случае импорта их для собственных нужд или в случае реализации товаров, не являющихся готовыми к употреблению изделиями (реализуемыми в качестве комплектующих либо сырья (материалов)?
В случае, если товары, упаковка товаров импортируются/производятся не в целях их последующей реализации, а для собственных нужд, то в отношении таких товаров, упаковки товаров импортеры и производители товаров ответственность в части уплаты экологического сбора и представления декларации о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации, отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств за отчетный год и расчета суммы экологического сбора не несут. Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.07.2018 N 868 внесены изменения в Положение о декларировании производителями товаров, импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2015 N 1417 (далее - Положение о декларировании), в части дополнения примечания "10" о том, что в случае реализации производителями/импортерами товаров (в том числе товаров в упаковке), не являющихся готовыми к употреблению изделиями (реализуемыми в качестве комплектующих либо сырья (материалов) для производства других товаров, включенных в перечень, или для производства колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, в графе "примечание" отражается информация о товарах, которые исключаются из декларируемого количества. Одновременно отмечаем, что согласно пункту 3 статьи 24.5 Закона N 89-ФЗ экологический сбор для товаров в упаковке, не являющихся готовыми к употреблению изделиями, уплачивается только в отношении самой упаковки.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей