Перспективы макроэкономического развития в 2002 году
В 2002 году макроэкономическая ситуация будет определяться не только текущими изменениями внешних и внутренних факторов и условий, но и тем потенциалом роста, который формировался в российской экономике на протяжении последних лет.
После периода быстрого развития восстановительных процессов и высоких темпов экономического роста, сложившихся с середины 1999 года, к концу 2000 года экономическая активность в России несколько снизилась. Это объяснялось не только происходившими изменениями во внешнеэкономической конъюнктуре, но и недостаточно активным осуществлением структурных реформ. Тем не менее рост потребительских расходов и восстановление инвестиционного спроса в условиях предпринятых структурных мер способствовали оживлению экономической активности в 2001 году, хотя и на более низком уровне, чем в предыдущем году.
Начиная с 2000 года определяющими для роста российской экономики стали внутренние факторы спроса, опирающиеся на увеличение расходов на конечное потребление сектора домашних хозяйств и рост валовых инвестиций в основной капитал. Рост реальных доходов населения, стимулируя рост экономики, одновременно изменял потребительские предпочтения сектора домашних хозяйств, расширяя спрос на более качественную продукцию. В этих условиях более быстрое увеличение инвестиций в основной капитал позволяло в определенной мере решать вопросы технического перевооружения производства и тем самым поддерживать его конкурентоспособность на внутреннем рынке.
Произошедшие позитивные изменения в структуре спроса, проявившиеся в снижении роли внешнеэкономического фактора и повышении роли инвестиций в структуре внутренних факторов, позволяют говорить о том, что в российской экономике сформировалась основа для ее роста в 2002 году, несмотря на ухудшающуюся для России мировую конъюнктуру.
При разработке "Основных направлений единой государственной денежно - кредитной политики на 2002 год" Банк России исходил из того, что базовым документом, определяющим общую стратегию экономической политики государства на ближайшие три года и конкретные действия Правительства Российской Федерации по ее реализации, является Программа социально - экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.
Прогнозные оценки основных макроэкономических параметров на 2002 год разрабатывались на основе анализа развития экономики за предшествующие периоды, а также сценарных условий функционирования экономики в 2002 году и на период до 2004 года, разработанных Правительством Российской Федерации.
Ключевым этапом реализации Стратегии социально - экономического развития России на долгосрочный период, направленной на обеспечение устойчивого повышения уровня жизни населения и сокращение разрыва по уровню благосостояния с ведущими экономически развитыми странами, является Программа социально - экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002 - 2004 годы), которая утверждена Правительством Российской Федерации 10 июля 2001 года. Целью этой программы является формирование такой модели российской экономики, которая бы обладала долгосрочным потенциалом динамичного роста, была бы способна обеспечивать последовательное повышение благосостояния населения, эффективное воспроизводство и модернизацию производственного аппарата, укрепление конкурентоспособности и безопасности страны.
В программе отмечается, что особенностью развития российской экономики в среднесрочной перспективе является необходимость одновременного повышения уровня жизни и развертывания модернизации национального хозяйства. Развитие экономики будет происходить в условиях значительного масштабного отвлечения ресурсов на обслуживание внешнего долга и обеспечение безопасности страны. Другая особенность состоит в усилении ограничивающего воздействия на темпы экономического роста со стороны сложившейся неэффективной структуры промышленности и недостаточного объема инвестиций в реальный сектор.
В среднесрочной перспективе источником устойчивого экономического роста может стать только форсированное расширение инвестиций в основной капитал при неуклонно расширяющемся внутреннем потребительском спросе. Объем инвестиций в период 2002 - 2004 годов должен возрастать с темпом не ниже 6 - 8% в среднем за год. Одновременно с этим должно быть резко расширено инновационное наполнение инвестиций, в противном случае их рост будет способствовать воспроизводству устаревших технологий и консервировать экономическую отсталость страны.
С целью последовательной ликвидации субсидирования экономики посредством энергетических тарифов, перераспределения доходов из рентных отраслей реального сектора в перерабатывающие, сокращения оттока капитала должна быть повышена эффективность функционирования инфраструктурных отраслей, изменена тарифная политика и продолжена жилищно - коммунальная реформа (в увязке с внедрением механизмов адресной социальной защиты).
Переход к динамичному экономическому росту вызовет расширение внутреннего спроса на энергосырьевые ресурсы, что будет сопровождаться постепенным приближением внутренних цен на сырье к мировым и может привести к усилению инфляции издержек, снижению доходов предприятий.
Важным фактором повышения общей эффективности экономики будет устранение диспропорций в системе относительных цен, снижение энергоемкости производства, сокращение косвенного субсидирования хозяйствующих субъектов государственными и муниципальными органами власти и домохозяйствами.
Учитывая ограниченность ресурсов, которые государство сможет направлять на цели структурной политики, выбор приоритетов имеет первостепенное значение. Безусловным приоритетом, увязанным с реформированием естественных монополий, а также с реформой ЖКХ, будет программа снижения энергоемкости производства и повышения эффективности использования энергоресурсов во всех секторах экономики. При этом в перспективе повышение эффективности использования первичных ресурсов должно составлять не менее 2 - 3% в год.
Реализация среднесрочной стратегии с учетом указанных ограничений диктует жесткие требования к темпам роста экономики, граница которого - не менее 3,5 - 4,5% в среднем за год.
Банком России проведены расчеты макроэкономических показателей на 2002 год, учитывающие возможность ухудшения по сравнению с 2001 годом внешнеэкономических условий, но тем не менее остающихся в целом относительно благоприятными условиями развития экономики, а также действенности намеченных Правительством Российской Федерации на 2002 год мер в области социальной политики и модернизации экономики.
К внешним условиям, предопределяющим интервал оценок в темпах развития экономики, относятся прогнозируемая динамика развития мировой экономики и мировых цен на товары российского экспорта, а также размер выплат по внешнему долгу.
Внутренние условия включают степень мобилизации валовых сбережений в экономике для роста инвестиций, темпы обновления основного капитала и технологий и снижения энергоемкости производства, тарифную политику в области естественных монополий и связанную с ней динамику производственных издержек, эффективность структурных реформ в экономике, совершенствование конкурентной среды и инвестиционного климата в стране, практические меры по реализации налогово - бюджетной политики.
Действенным фактором экономического развития в 2002 году будет рост производительности труда, который, несмотря на некоторое его замедление, сохранится на достаточно высоком уровне и составит, по оценкам, в 2002 году 3,5 - 4%. Основными его предпосылками являются техническое переоснащение производства, более активное использование производственных мощностей, а также другие имеющиеся резервы повышения производительности труда.
Ожидаемые в 2002 году темпы роста мировой экономики и развитие конъюнктуры на мировых товарных рынках будут оказывать сдерживающее влияние на динамику российской внешней торговли. При этом сохраняется высокая степень неопределенности динамики цен на нефть и другие сырьевые товары.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей