Банком России утверждены Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2003 год.

Финансовый сектор

Развитие банковского сектора в январе - сентябре 2001 года в целом характеризовалось дальнейшим закреплением позитивных тенденций роста активов (в первую очередь кредитных вложений), собственных средств (капитала), а также привлеченных средств, в том числе вкладов населения. В немалой степени этому способствовали меры, принятые Банком России по совершенствованию регулирования деятельности кредитных организаций и банковского надзора, благоприятные макроэкономические условия, а также результаты коммерческой деятельности кредитных организаций.

За январь - сентябрь 2001 года совокупные активы банковского сектора возросли на 624,6 млрд. рублей, или на 14,9% в реальном исчислении <*>, и составили 2987,1 млрд. рублей. Собственные средства (капитал) кредитных организаций за январь - сентябрь текущего года увеличились на 84,1 млрд. рублей, или на 29,4%, и по состоянию на 01.10.2001 составили 370,5 млрд. рублей (в соотношении с совокупными активами банковского сектора они составили 12,4% против 12,1% на 01.01.2001).

-------------------------------

<*> С учетом индекса потребительских цен и изменения курса национальной валюты.

Увеличение капитала отмечено у 79% действующих кредитных организаций. Основное влияние на увеличение собственных средств (капитала) оказал рост уставного капитала кредитных организаций (41,1%), фондов кредитных организаций (24,8%), эмиссионного дохода (22,1%). В реальном исчислении капитал составил 96,0% к предкризисному уровню (01.07.1998).

Укрепление в 2000 - 2001 годах финансового состояния предприятий реального сектора и расширение ресурсной базы кредитных организаций способствовали росту объемов кредитования российской экономики. Объем кредитов, предоставленных банками реальному сектору, за январь - сентябрь 2001 года возрос на 278,8 млрд. рублей, или на 22,0% в реальном исчислении, и составил 1074,6 млрд. рублей. Их доля в совокупных активах банковского сектора за январь - сентябрь 2001 года возросла с 33,7% на 01.01.2001 до 36,0% на 01.10.2001.

В реальном исчислении задолженность по кредитам реальному сектору экономики на 35,3% превышает предкризисный уровень (01.07.1998).

В то же время расширение кредитования реального сектора экономики в условиях нерешенности ряда структурных проблем может привести к накапливанию системных факторов риска. Объем просроченной задолженности по кредитам, предоставленным реальному сектору экономики, за январь - сентябрь 2001 года увеличился на 47,0%, что почти в 1,3 раза превышает темпы увеличения соответствующих кредитных вложений.

Продолжается расширение ресурсной базы кредитных организаций. Остатки привлеченных кредитными организациями средств предприятий и организаций на счетах и депозитах возросли за январь - сентябрь 2001 года на 19,4% (в реальном исчислении к уровню 01.07.1998 они составили 155,1%). Депозиты юридических лиц увеличились на 28,9%, вместе с тем их доля в совокупных пассивах банковского сектора практически не изменилась (9,0% на 01.01.2001 и 9,1% на 01.10.2001).

Сохраняется устойчивая тенденция к росту остатков средств, привлеченных на счета физических лиц, что служит индикатором повышения доверия населения к банковскому сектору. Депозиты физических лиц за январь - сентябрь 2001 года увеличились на 34,5%, а их доля в совокупных пассивах банковского сектора - с 18,9% на 01.01.2001 до 20,1% на 01.10.2001. Одновременно обращает на себя внимание существенный рост кредитования населения: за январь - сентябрь 2001 года объем таких кредитов возрос на 89,5%, а их доля в совокупных активах - с 1,9% на 01.01.2001 до 2,8% на 01.10.2001.

В целом объем привлекаемых межбанковских кредитов и депозитов за январь - сентябрь 2001 года возрос на 18,9%, а их доля в совокупных пассивах банковского сектора снизилась с 7,6% на 01.01.2001 до 7,1% на 01.10.2001. Вместе с тем за январь - сентябрь 2001 года задолженность по кредитам в иностранной валюте, полученным от банков - нерезидентов, увеличилась на 0,4 млрд. долларов США, или на 10,5%, и на 01.10.2001 составила 4,2 млрд. долларов США.

За январь - сентябрь 2001 года кредитными организациями получено 41,2 млрд. рублей прибыли, что в 1,8 раза превышает ее объем за соответствующий период прошлого года. Число прибыльных кредитных организаций на 01.10.2001 составило 1221 (92,4% от числа действующих кредитных организаций).

По состоянию на 01.10.2001 на долю финансово устойчивых приходится 91,0% общего количества действующих кредитных организаций, в которых сосредоточено 92,2% совокупных активов банковского сектора.

Таким образом, можно констатировать укрепление основных функциональных параметров банковского сектора: соотношение совокупных банковских активов и ВВП превышает соответствующий докризисный показатель (34,6% против 30,1%). Аналогичная тенденция отмечена в соотношении кредитов реальному сектору и ВВП (11,7% против 8,5%). Удельный вес доходов, доверяемых населением банковской системе, также выше предкризисного уровня и составляет 13,2% от общей суммы доходов населения (против 11,9% до кризиса).

Наряду с благоприятными тенденциями в развитии банковского сектора России продолжает оставаться нерешенным ряд проблем.

Существенным фактором, сдерживающим рост вложений кредитных организаций в реальную экономику, является высокий уровень рисков. Другая причина ограниченного развития ссудных операций банков - дефицит средне- и долгосрочных ресурсов в составе их ресурсной базы. Долгосрочные обязательства кредитных организаций (со сроком исполнения свыше 1 года) составляют около 7,0% от совокупных обязательств банковского сектора. По сравнению с докризисным периодом данный показатель несколько снизился (8% на 01.07.1998).

Невелика роль депозитов населения в формировании ресурсной базы банков: в реальном исчислении вклады населения на 01.10.2001 составили 83,7% от предкризисного уровня. Одним из основных сдерживающих факторов в данном случае является отсутствие законодательной и нормативной базы, регламентирующей процессы создания и функционирования системы гарантирования вкладов.

С учетом задач, сформулированных в "Основных направлениях единой государственной денежно - кредитной политики на 2001 год", Банк России проводил последовательную политику по внедрению в надзорную деятельность общепринятых в мировой практике подходов к банковскому регулированию.

Важный вклад в укрепление банковского надзора внесли поправки в действующее законодательство, принятые в июне 2001 года и создавшие основу для решения наиболее острых вопросов в сфере банкротства и ликвидации кредитных организаций, допуска организаций на рынок банковских услуг и лицензирования банковской деятельности, пруденциального банковского надзора. Указанными поправками, в частности, обеспечено:

- укрепление системы лицензирования кредитных организаций, особенно за счет повышения требований, предъявляемых к руководителям и акционерам (участникам) кредитных организаций;

- повышение требований к транспарентности деятельности кредитных организаций;

- предоставление Банку России права определять величину собственных средств (капитала) кредитной организации, а также требовать приведения в соответствие величины собственных средств (капитала) и размера уставного капитала, если величина собственных средств (капитала) оказывается меньше размера уставного капитала, определенного учредительными документами кредитной организации;

- установление требования к кредитным организациям составлять отчетность на консолидированной основе с включением как банков, так и небанковских организаций;

- введение в качестве обязательного основания для отзыва лицензии на совершение банковских операций снижения показателя достаточности капитала ниже уровня 2%.

Банк России повысил требования к минимальному размеру уставного капитала вновь создаваемых российских банков до рублевого эквивалента 5 млн. евро.

Банком России продолжена работа по переориентации системы банковского надзора на содержательные аспекты банковской деятельности, в первую очередь на вопросы принимаемых кредитными организациями рисков, проблемы состояния управления, учета, отчетности, внутреннего контроля.

В этих целях Банком России введен порядок формирования кредитными организациями резервов на возможные потери, предусматривающий количественную оценку резервов по рискам, связанным с балансовыми активами и внебалансовыми инструментами, в том числе по срочным сделкам, и прочим потерям. В Положении использован такой международно признанный подход к формированию резервов, как мотивированное суждение о степени риска, выносимое кредитной организацией с учетом экономического содержания элементов риска.

Кроме того, введен дополнительный критерий, расширяющий круг кредитных организаций, обязанных рассчитывать рыночные риски. Новый подход предусматривает обязательный расчет величины рыночного риска с включением результатов в норматив достаточности капитала для кредитных организаций, у которых совокупная балансовая стоимость торгового портфеля составляет более 5% валюты баланса. До введения данного требования расчет рыночного риска производился кредитными организациями, у которых совокупная балансовая стоимость торгового портфеля превышала 200% от величины их собственных средств (капитала).

Важное значение придавалось совершенствованию форм отчетности кредитных организаций и приведению их к международным стандартам; в частности, введена в действие форма отчетности "Данные о движении денежных средств".

Проводится работа по приведению нормативных актов Банка России в соответствие со вступившими в силу поправками к действующему банковскому законодательству, направленными на:

- совершенствование надзора на основе консолидированной отчетности в части включения в состав консолидированной отчетности банковской группы отчетности некредитных организаций;

- раскрытие информации о деятельности кредитных организаций в части введения ежеквартальной публикации отчетности кредитных организаций, а также сведений об уровне достаточности капитала и величине резервов на покрытие сомнительных ссуд и иных активов.

В целях реализации полномочий по надзору за деятельностью кредитных организаций к кредитным организациям, нарушающим законодательство Российской Федерации и нормативные акты Банка России, Центральным банком Российской Федерации применялся весь комплекс мер воздействия предупредительного и принудительного характера, предусмотренный ст. 75 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

За январь - сентябрь 2001 года к банкам - нарушителям применялись следующие меры воздействия: 1116 кредитным организациям направлены предписания о принятии мер по устранению выявленных нарушений; ограничение отдельных операций применялось к 162 банкам; 82 банкам были запрещены отдельные операции; в отношении 103 банков вводился запрет на открытие филиалов; у 15 кредитных организаций отозваны лицензии на совершение банковских операций.

Указанные меры способствовали повышению финансовой устойчивости кредитных организаций, о чем свидетельствуют данные о распределении активов банковского сектора по кредитным организациям, классифицированным по финансовой устойчивости (в %):

На 01.01.2001 На 01.10.2001

Финансово устойчивые

кредитные организации 88,6 92,2

Кредитные организации, испытывающие

серьезные финансовые трудности 6,0 5,0

Кредитные организации, находящиеся

в критическом финансовом положении 5,5 2,9

Ситуация на финансовом рынке в 2001 году складывалась под влиянием успешного развития российской экономики, благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, активной политики органов денежно - кредитного регулирования. В результате этого на основных секторах финансового рынка отмечались как увеличение объемных показателей, так и качественные сдвиги, такие, как рост доверия между участниками рынка, оптимизация структуры его секторов, нормализация перетока ресурсов между секторами, снижение волатильности процентных ставок.

Ситуация на внутреннем валютном рынке оставалась сравнительно устойчивой, что было обеспечено значительным положительным сальдо счета текущих операций. Сложившийся уровень инфляции в первой половине года и увеличение платежей странам Парижского клуба кредиторов не вызывали заметной дестабилизации рынка. Банк России в соответствии с политикой плавающего валютного курса осуществлял посредством своих операций на валютном рынке сглаживание резких экономически необоснованных колебаний рыночного валютного курса рубля.

Характеристики операций по доллару США в СЭЛТ ММВБ

(График не приводится)

Рост оборотов российского валютного рынка в 2001 году сопровождался перемещением операций с биржевого валютного рынка на внебиржевой, что было связано с развитием инфраструктуры внебиржевого рынка, восстановлением взаимного доверия банков, повышением капитализации крупных российских банков и более привлекательными условиями операций на данном сегменте рынка. В 2001 году среднедневной оборот внебиржевого сегмента кассового валютного рынка сделок доллар / рубль (по выборке банков - ведущих операторов валютного рынка) составил около 2,2 млрд. долл. против 0,9 млрд. долл. в 2000 году. Обороты биржевого сектора рынка, напротив, сокращались. Тенденция к укреплению лидирующей роли внебиржевого сегмента в структуре российского валютного рынка соответствует мировому опыту и носит позитивный характер, поскольку внебиржевые котировки более репрезентативны, чем биржевые, внебиржевые конверсионные операции предоставляют участникам рынка большую гибкость в отношении объемов, сроков поставки и других параметров валютных сделок.

Активность операций на срочном валютном рынке в 2001 году росла. Увеличивались объемы операций с валютными фьючерсами на ММВБ и фондовой бирже "Санкт - Петербург", несколько выросли обороты торгов на срочном внебиржевом рынке. Однако объемы операций на этом сегменте рынка по-прежнему несравнимы с объемами операций на кассовом сегменте валютного рынка. Дальнейшее расширение объемов срочных сделок ограничивалось в силу ряда факторов, среди которых - сохранение проблемы неисполненных форвардных валютных контрактов, заключенных до августа 1998 года, отсутствие заинтересованности в срочных сделках со стороны клиентов и отсутствие адекватной правовой регламентации расчетных (беспоставочных) форвардных сделок.

Важную роль в развитии инфраструктуры российского валютного рынка в 2001 году сыграло внедрение на ММВБ сделок типа "валютный своп", представляющих альтернативный межбанковским кредитам инструмент регулирования банковской ликвидности.

Сложившаяся ситуация на рынке государственных ценных бумаг оказывала позитивное воздействие на конъюнктуру смежных секторов финансового рынка и на настроения инвесторов. В целом в 2001 году рынок госдолга вернулся к выполнению одной из своих традиционных функций - индикатора стоимости безрисковых заимствований. При этом низкие ставки по государственным облигациям способствуют движению инвестиций в реальный сектор.

Министерство финансов Российской Федерации поддерживало умеренные темпы роста рыночного портфеля ГКО-ОФЗ, размещая облигации в объемах, несколько превышающих объемы погашения бумаг. В начале 2001 года сохранялся понижательный тренд аукционной доходности, в дальнейшем этот показатель стабилизировался. Аукционная доходность по долгосрочным выпускам незначительно превышала текущий уровень инфляции в годовом исчислении, что позволяет эмитенту нести умеренные расходы по обслуживанию внутреннего госдолга. В 2001 году наблюдался рост срочности размещаемых облигаций. Активизировался выпуск ГКО со сроком погашения от 6 до 12 месяцев, впервые за послекризисный период были размещены долгосрочные ОФЗ. За январь - октябрь Минфин России провел 16 аукционов по размещению государственных облигаций общим объемом эмиссии 64 млрд. руб., включая три 3-летних выпуска ОФЗ-ФД.

Концентрация облигаций в портфеле небольшого числа крупных участников в сочетании с возобновлением активных заимствований Минфином России привела к некоторому снижению ликвидности рынка ГКО-ОФЗ. Среднедневной объем торгов (без учета крупных доразмещений Минфина) сократился с 600 - 700 млн. руб. в 2000 году до 400 - 500 млн. руб. в 2001 году, причем данное снижение не было связано с сокращением рынка (объем ГКО-ОФЗ в обращении за январь - октябрь 2001 года возрос со 184 до 189 млрд. руб.).

Анализ кривой доходности по ГКО-ОФЗ позволяет выявить в 2001 году тенденцию к выравниванию доходности обращающихся инструментов с различными сроками. Зависимость доходности гособлигаций от срочности несколько ослабла, что свидетельствует о снижении субъективной оценки инвесторами степени риска по мере увеличения срока до погашения. В этом выражается сравнительно оптимистичный характер оценок перспектив развития рынка государственных облигаций его участниками.

Доля нерезидентов в рыночном портфеле ГКО-ОФЗ в 2001 году неуклонно сокращалась, достигнув 12,2% по состоянию на 1 ноября против 24,6% в начале года в связи с продолжавшимся контролируемым выводом средств нерезидентов с рынка ГКО-ОФЗ. Доля инвесторов - резидентов в рыночном портфеле ГКО-ОФЗ составляла около 15% и не имела тенденции к росту. Основная часть (около 70%) гособлигаций приходилась на долю дилеров (банков и финансовых компаний).

Снижению доли нерезидентов способствовало принятие Банком России ряда мер по либерализации использования средств, находящихся на счетах типа "С". В 2001 году Банк России провел 7 валютных аукционов (общая сумма проданной валюты составила 400 млн. долл. США) и изменил режим указанных счетов, предоставив нерезидентам возможность приобретения со счетов типа "С" облигаций субъектов Федерации, свободной репатриации доходов, полученных в форме купонов по облигациям и дивидендов по акциям, а также переуступки рублевых остатков на счетах типа "С" между нерезидентами.

Эффективная доходность и оборот

вторичных торгов по ГКО-ОФЗ

(График не приводится)

Во II квартале 2001 года Министерство финансов Российской Федерации после более чем 10-месячного перерыва возобновило практику доразмещения облигаций, которые не были проданы на первичных торгах. В то же время с целью уменьшения объема государственного внутреннего долга и сглаживания платежного графика Минфин России практиковал досрочный выкуп облигаций.

Ситуация на рынке ОГСЗ не претерпела серьезных изменений. Эмиссии новых серий ОГСЗ в 2001 году не осуществлялось. Доходность ОГСЗ была несколько выше, чем доходность по банковским депозитам сравнимой срочности, что способствовало поддержанию устойчивого спроса на них. Подавляющая часть обращающихся ОГСЗ находилась в портфеле Сбербанка России и предлагалась им к свободной продаже физическим лицам, однако, по оценкам экспертов, гражданам принадлежало не более 20% от общего объема обращающихся ОГСЗ.

Кривая эффективной доходности ГКО-ОФЗ

в 2001 году (% годовых)

(График не приводится)

Конъюнктура рынка российских валютных государственных ценных бумаг в 2001 году определялась благоприятной внутренней макроэкономической ситуацией, своевременным исполнением графика выплат по внешнему долгу, ростом золотовалютных резервов Российской Федерации, активизацией структурных преобразований в экономике, а также конъюнктурой мирового рынка энергоносителей и общей ценовой динамикой гособлигаций стран с переходной экономикой на мировых финансовых рынках.

На рынке облигаций государственного валютного займа в 2001 году в обращении находилось 5 выпусков, эмитированных в 1993 - 1999 годах, номинальным объемом 10,8 млрд. долл. США. По этим выпускам отмечалась устойчивая повышательная динамика котировок. За январь - октябрь цены ОВГВЗ возросли на 9,5 - 33 процентных пункта и составили на конец октября 43 - 89% от номинала.

В рассматриваемый период на рынке обращались 11 выпусков еврооблигаций Российской Федерации, эмитированных Министерством финансов Российской Федерации в 1996 - 2000 годах, с окончательными датами погашения в 2001 - 2030 годах на общую сумму 36,4 млрд. долл. США по номиналу. В октябре цены еврооблигаций Российской Федерации достигли максимальных уровней за посткризисный период. На конец октября доходность еврооблигаций Российской Федерации составляла 6 - 13% годовых.

С начала 2001 года преобладала повышательная динамика котировок по всем выпускам еврооблигаций Российской Федерации. Позитивным фактором, способствующим увеличению интереса инвесторов к ОВГВЗ и еврооблигациям Российской Федерации, стало повышение международными рейтинговыми агентствами рейтингов всех обращающихся серий ОВГВЗ и еврооблигаций Российской Федерации. Среди других факторов, формировавших повышательную ценовую динамику российских валютных облигаций, можно отметить еще сохраняющуюся недооцененность некоторых выпусков относительно гособлигаций других стран из группы стран с формирующимися рынками, а также сравнительно слабую конъюнктуру рынков акций ведущих развитых стран.