Позиция в отношении дальнейшего развития банковского сектора определяется в совместном документе Правительства Российской Федерации и Банка России "Совместная стратегия развития банковского сектора Российской Федерации". Основной целью дальнейшего реформирования банковского дела является формирование развитого банковского сектора, соответствующего международным представлениям о современном банковском бизнесе, направленного на удовлетворение потребностей клиентов в качественных банковских услугах и содействующего экономическому развитию России.
Определяющее влияние на развитие банковского сектора России в 2002 году окажет практическая реализация основных стратегических и тактических задач его реформирования, предполагающих дальнейшее укрепление устойчивости кредитных организаций и минимизацию возможности возникновения системного банковского кризиса, повышение качества выполнения функций по аккумулированию сбережений населения и предприятий и их трансформации в кредиты и инвестиции, развитие рыночной дисциплины и транспарентности деятельности кредитных организаций, укрепление корпоративного управления. Успешное решение указанных задач во многом зависит от продвижения общих рыночных преобразований в российской экономике, в первую очередь включая структурную, налоговую и правовую компоненты.
Тенденции в развитии экономики и банковского сектора в 1999 - 2001 годах дают основание полагать, что в ближайшей перспективе произойдет дальнейший рост реальных объемов банковских операций, повысится интерес банков к финансовому обслуживанию реального сектора экономики. Это создаст необходимые предпосылки для роста доли кредитов предприятиям и организациям в активах банковского сектора, что в конечном счете приведет к увеличению соотношений основных показателей банковской деятельности и ВВП страны.
Дополнительный импульс реформированию банковского сектора способно придать принятие ряда принципиальных поправок в действующее законодательство, направленных на дальнейшее укрепление правовых основ банковской деятельности и предполагающих:
- защиту прав кредиторов, требования которых обеспечены залогом, имея в виду прежде всего (в случае ликвидации должника) возможность удовлетворения требований кредиторов, обеспеченных залогом, вне очереди за счет средств, полученных от реализации имущества, переданного в залог, а также упрощение процедур обращения взыскания на имущество, переданное в залог;
- внесение изменений в статью 837 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающих возможность включения в договор вклада положения о праве вкладчика на досрочное изъятие депозита при условии предварительного уведомления банка (до 30 дней);
- развитие законодательства, позволяющего осуществлять банковские операции с применением новых технологий (законодательство об электронном документообороте);
- повышение транспарентности структуры собственности кредитных организаций, включая уточнение режима предоставления кредитными организациями информации о реальных владельцах;
- установление альтернативных конкурсному производству процедур (продажа банка целиком или частями, мировое соглашение), которые могут быть применены к банкам, признанным арбитражным судом банкротами;
- предоставление Банку России права устанавливать обязательные пруденциальные нормы для банковских групп;
- предоставление Банку России права обмениваться с органами надзора иностранных государств на конфиденциальной основе полученной в процессе осуществления им функций по надзору за банками информацией (за исключением справок по операциям и счетам) без получения согласия кредитной организации и обеспечивать защиту информации, получаемой Банком России от органов банковского надзора других стран на конфиденциальной основе.
Необходимо завершить работу по принятию федерального закона, регламентирующего функционирование системы защиты (гарантирования, страхования) вкладов, а также новой редакции Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле".
Положительное влияние на перспективы развития банковского сектора могут оказать меры по совершенствованию системы налогообложения кредитных организаций.
Важное значение для развития банковского сектора имеет привлечение иностранного капитала, для которого в настоящее время не установлено ограничений по участию в капитале российских банков. Стимулировать привлечение иностранных инвестиций в банковский сектор призваны меры по укреплению законодательного обеспечения прав инвесторов и кредиторов, снижению некоммерческих рисков вложений, повышению транспарентности информации о финансовом состоянии кредитных организаций.
Стратегическим направлением реформирования банковского сектора является развитие системы требований, предъявляемых к кредитным организациям.
Банк России намерен при содействии международных экспертов (в том числе в рамках деятельности Межведомственного координационного комитета содействия развитию банковского дела в России) продолжить данную работу по следующим основным направлениям:
- внедрение международных стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности;
- совершенствование системы обязательных нормативов путем повышения их эффективности;
- совершенствование требований, предъявляемых к внутреннему контролю в кредитных организациях;
- развитие практики оценки рисков на консолидированной основе как для банковских групп, так и для банковских холдингов;
- разработка требований по представлению банковскими холдингами консолидированной отчетности и ее публикации;
- введение критериев оценки в целях банковского надзора качества корпоративного управления в кредитных организациях;
- контроль за внедрением и использованием банковских технологий с применением сети Интернет, а также связанными с ними рисками.
Предполагается дополнительно либерализовать подходы к порядку формирования всех видов резервов, увязывая их с внедрением в практику кредитных организаций международных стандартов бухгалтерского учета и модернизацией системы налогообложения. Кредитным организациям будут предоставлены более широкие возможности для вынесения суждения о величине принятого риска при формировании резервов с последующим контролем надзорного органа и аудиторов.
В целях повышения оперативности и качества анализа финансового состояния кредитных организаций и эффективности контроля за достоверностью банковской отчетности будут внедрены комплексные методики анализа финансового состояния кредитных организаций как на этапе документарного надзора, так и на этапе проведения инспекторских проверок, направленные на выявление проблем кредитных организаций на ранних стадиях их возникновения.
Снижению банковских рисков и повышению доверия к кредитным организациям будет способствовать принятый в августе 2001 года Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем". В целях реализации указанного Закона Банк России в 2002 году примет участие в работе по организации передачи кредитными организациями сведений по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, иным финансовым операциям, связанным с отмыванием преступных доходов, и в соответствии с предоставленными полномочиями обеспечит контроль за исполнением кредитными организациями требований указанного Закона.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей