Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

1. Общие положения

В международной практике проблема перегруженности городских автомагистралей решается за счет повышения эффективности управления дорожным движением, в том числе благодаря внедрению и развитию современных интеллектуальных транспортных систем (ИТС), способных обеспечить управление дорожным движением на существующей УДС без увеличения плотности дорожной сети.

Основным назначением ИТС является автоматизированный поиск и принятие к реализации максимально эффективных сценариев управления транспортной системой городской агломерации, конкретным транспортным средством или группой транспортных средств, с целью обеспечения заданной мобильности населения, максимизации показателей использования дорожной сети, повышения безопасности и эффективности транспортного процесса, комфортности для водителей и пользователей транспорта.

Создаваемые подсистемы ИТС должны быть архитектурно и функционально совместимыми на основе современной интегрированной с международными стандартами нормативной базы и практического отечественного и международного опыта.

Эффективное управление дорожным движением должно обеспечивать равномерную загрузку транспортной сети на грани ее пропускной способности, не допуская перегрузки уязвимых зон, а также прогнозировать развитие транспортной обстановки, иметь возможность изменять интенсивность потоков в местах, не имеющих стратегического значения для состояния дорожного движения в городе.

Достижение целей ИТС обеспечивается при помощи услуг и сервисов, которые ИТС предоставляет пользователям.

Отличительной особенностью современных ИТС является изменение статуса транспортной единицы от независимого, самостоятельного и в значительной степени непредсказуемого субъекта дорожного движения в сторону "активного", предсказуемого субъекта транспортно-информационного пространства. В этой связи одной из ключевых задач является развитие телематического комплекса дорожной инфраструктуры.

Оперативной задачей ИТС является осуществление и поддержка возможности автоматизированного и автоматического взаимодействия всех транспортных субъектов в реальном масштабе времени на адаптивных принципах.

ИТС обеспечивает оперативное информационное взаимодействие для осуществления следующих функций:

1.1. Мониторинг дорожного движения:

1.1.1. Сбор сведений о параметрах транспортных потоков.

1.1.2. Телеобзор с функцией автоматического выявления инцидентов.

1.1.3. Фотовидеофиксация нарушений правил дорожного движения.

1.1.4. Метеорологический контроль.

1.1.5. Сбор сведений о наличии парковочных мест.

1.2. Управление дорожной инфраструктурой.

1.3. Управление транспортными средствами, включая диспетчерские и оперативные службы.

1.4. Информирование участников дорожного движения.

1.4.1. Контроль за движением общественного (пассажирского) и специального (транспортных средств, используемых для осуществления деятельности пожарной охраны, полиции, медицинской скорой помощи, аварийно-спасательных служб) транспорта, а также автотранспорта служб городского хозяйства.

1.4.2. Передача информации на абонентские (пользовательские) мобильные электронные устройства.

1.4.3. Функционирование географического информационного ресурса.

1.4.4. Вывод текстовой и графической информации о складывающейся дорожно-транспортной обстановке на различные информационные табло, устанавливаемые на УДС и периферийное (пользовательское) оборудование ГЛОНАСС.

1.4.5. Вывод информации о наличии свободных парковочных мест.

1.4.6. Функционирование call-центра (многоканальный телефон).

1.4.7. Передача информации с помощью интернет-сайтов и средств массовой информации.

1.5. Управление дорожным движением;

1.5.1. Координированное управление светофорными объектами на магистралях.

1.5.2. Координированное управление светофорными объектами на отдельных участках УДС.

1.5.3. Введение оперативных изменений в организацию движения на отдельных участках УДС с помощью Управляемых дорожных знаков.

1.6. Управление оперативным реагированием.

1.7. Управление процессом перевозки опасных грузов.

Входная информация от смежных информационных систем:

пассажиропотоки на транспорте;

внешние события, затрагивающие транспортную систему;

информация дорожных служб;

информация внешних метеослужб;

информация ГО и ЧС;

прочие источники информационного обмена.

Структура информации, передаваемой в другие информационные системы от ИТС дорожной сети городской агломераций:

дорожно-транспортная обстановка на участках дорог в случае возникновения ДТП или проведении мероприятий, оказывающих влияние на движение транспорта;

сценарии управления для диспетчерских служб;

данные метеомониторинга и метеопрогноза дорожных метеостанций;

информирование и маршрутизация: предоставление информации в навигационные системы посредством информационного портала в Интернет, в организации, предоставляющие услуги мобильной связи и т.д.);

структурированный мониторинг и управление инженерными службами содержания;

мониторинг искусственных сооружений (мостов, тоннелей, транспортных развязок, эстакад и др.);

управление направлениями дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения.