Рекомендации по особенностям организации образовательного процесса во втором полугодии 2020/21 учебного года направлены Письмом Минпросвещения России от 25.01.2021 N ТВ-92/03.

Приложение N 2

к письму Минпросвещения России

от 08.04.2020 N ГД-161/04

РЕКОМЕНДАЦИИ

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В 2019/20 УЧЕБНОМ

ГОДУ В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛАКТИКИ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ

РАСПРОСТРАНЕНИЯ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОСНОВНЫЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В настоящее время субъектами Российской Федерации предпринимаются разнообразные меры по организации образовательной деятельности, в том числе в профессиональных образовательных организациях, в условиях профилактики и предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции.

Одним из инструментов организации обучения в условиях бесконтактной коммуникации, рекомендованным Минпросвещения России, является использование дистанционных образовательных технологий и электронного обучения (далее - ДОТ и ЭО).

Согласно данным ежедневного мониторинга использования дистанционных образовательных технологий, проводимого Минпросвещения России, 91% профессиональных образовательных организаций уже использовали ДОТ и ЭО при реализации образовательных программ, в том числе для обучения лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ).

С 6 апреля 2020 г. оставшиеся профессиональные образовательные организации планируют начать реализацию образовательных программ с использованием ДОТ и ЭО.

Учитывая различия в санитарно-эпидемиологической ситуации, складывающейся в различных субъектах Российской Федерации, а также различную степень готовности профессиональных образовательных организаций и педагогов к использованию ДОТ в домашних условиях и в целях обеспечения оптимальных условий реализации основных профессиональных образовательных программ (в том числе для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ) и завершения учебного года Минпросвещения России рекомендует.

1. Образовательным организациям, реализующим основные образовательные программы среднего профессионального образования, в условиях стабильной санитарно-эпидемиологической ситуации и отсутствия введенных ограничений, обеспечить реализацию образовательных программ в штатном режиме с соблюдением всех санитарно-эпидемиологических требований в условиях профилактики и предотвращения распространения коронавирусной инфекции, в том числе сокращения количества обучающихся находящихся в помещении при помощи деления на подгруппы, корректировки учебных планов и рабочих программ дисциплин (модулей), практик, предусматривающей сокращение времени учебных занятий и акцент на освоение нового учебного материала, а также упор на семинары, практические занятия, лабораторные работы, без сокращения объемов педагогической нагрузки педагогических работников, с учетом доступности материалов, методик и технологий обучения для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ.

2. Образовательным организациям, реализующим основные образовательные программы среднего профессионального образования, в условиях неблагоприятной санитарно-эпидемиологической ситуации и введенных ограничений на посещение общественных мест обеспечить реализацию образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в соответствии с календарными учебными графиками и индивидуальными учебными планами, в режиме нахождения обучающихся в условиях домашней самоизоляции. При этом необходимо:

2.1. Разработать программу мер для каждого курса обучения по каждой профессии (специальности) среднего профессионального образования в части обеспечения полного освоения образовательной программы.

2.2. Обеспечить условия для преподавателей, мастеров производственного обучения, иных работников по организации образовательного процесса с рабочего места (при соблюдении дополнительных санитарно-эпидемиологических мероприятий) или в режиме нахождения в условиях домашней самоизоляции (с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в соответствии с графиками учебного процесса и индивидуальными учебными планами), а также ознакомить преподавателей с особенностями дистанционной работы с обучающимися, имеющими инвалидность и ОВЗ, различных нозологических групп.

2.3. Обеспечить условия для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ. Образовательный процесс организовать с учетом обучения по адаптированным образовательным программам, обеспечения доступности учебно-методических материалов, дидактических средств, методик и технологий обучения для лиц с инвалидностью и ОВЗ разных нозологических групп (с нарушением слуха - видеоматериалы, титры в качестве дублирования аудиоконтента, с нарушением зрения - аудиофайлы, с нарушением опорно-двигательного аппарата/верхних конечностей - заданий с необходимостью небольшого количества действий, предусматривают доступность управления с клавиатуры и пр.; для лиц с ментальными нарушениями - обеспечить практико-ориентированный характер выдаваемых заданий, их простоту и наглядность; при необходимости предусмотреть сопровождение процесса обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ необходимыми специалистами: сурдопереводчик, тьютор, педагог-психолог и т.д.); а также обеспечения доступа к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования лицами с инвалидностью и ОВЗ.

2.4. Провести корректировку учебных планов и рабочих программ дисциплин (модулей), практик, предусматривающую сокращение времени учебных занятий и акцент на освоение нового учебного материала, без сокращения объемов педагогической нагрузки, предусмотрев перевод обучающихся на индивидуальные учебные планы.

2.5. Образовательным организациям, реализующим в структуре программы среднего профессионального образования основную образовательную программу среднего общего образования, обеспечить реализацию с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в соответствии с календарным учебным графиком и индивидуальными учебными планами, а также особыми образовательными потребностями отдельных категорий лиц в режиме нахождения обучающихся в условиях домашней самоизоляции.

2.6. Продолжить реализацию основных образовательных программ среднего профессионального образования с использованием дистанционных образовательных технологий до отмены неблагоприятной санитарно-эпидемиологической ситуации и введенных ограничений на посещение общественных мест.

2.7. Предусмотреть возможность досрочного завершения учебного года с аттестацией обучающихся невыпускных курсов по результатам промежуточной аттестации в сроки, устанавливаемые образовательной организацией, а также переносом освоения части основной образовательной программы текущего учебного года на следующий учебный год (на основе индивидуальных учебных планов).

2.8. Обеспечить проведение ГИА по образовательным программам среднего профессионального образования в установленные законодательством сроки, разработав программу подготовки к процедурам ГИА, в том числе адаптированную, с учетом потребностей обучающихся с инвалидностью и ОВЗ.

2.9. Разработать дополнительные соглашения к трудовым договорам для педагогических работников в части временных мер по изменению условий, места работы, режима рабочего времени и т.д.

2.10. Привлечь родителей обучающихся с инвалидностью и ОВЗ как субъектов оказания им необходимой помощи в условиях дистанционного формата обучения (например, при тяжелой степени умственной отсталости, расстройствах аутистического спектра и др.).

2.11. Обеспечить полноценную реализацию образовательных программ среднего профессионального образования, в том числе для лиц с инвалидностью и ОВЗ, при переводе образовательного процесса на обучение с использованием дистанционных образовательных технологий.

Решение о формах организации образовательного процесса по реализации основных образовательных программ среднего профессионального образования, сроках окончания учебного года, организации государственной итоговой аттестации, образовательная организация принимает самостоятельно по согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования.