Утверждены

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 2 апреля 2020 г. N 422

ПРАВИЛА

ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СУБСИДИЙ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКИМ

КРЕДИТНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ НА ВОЗМЕЩЕНИЕ НЕДОПОЛУЧЕННЫХ ИМИ

ДОХОДОВ ПО КРЕДИТАМ, ВЫДАННЫМ В 2020 ГОДУ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ

И ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ НА НЕОТЛОЖНЫЕ НУЖДЫ

ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ И СОХРАНЕНИЯ ЗАНЯТОСТИ

Список изменяющих документов

(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.04.2020 N 575)

1. Настоящие Правила устанавливают цель, условия и порядок предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости (далее соответственно - субсидии, кредиты).

(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.04.2020 N 575)

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

См. Методические рекомендации для кредитных организаций по программе льготного кредитования юридических лиц и ИП на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости.

2. Субсидии предоставляются российским кредитным организациям, соответствующим требованиям, установленным пунктом 6 настоящих Правил (далее - получатели субсидии), по кредитным договорам (соглашениям), заключенным с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.04.2020 N 575)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Субсидии предоставляются ежемесячно Министерством экономического развития Российской Федерации в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Министерства экономического развития Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета в 2020 году на цель, предусмотренную пунктом 1 настоящих Правил (далее - лимит бюджетных обязательств).

4. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:

"заемщик" - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность в одной или нескольких отраслях или видах деятельности по перечню отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 434 "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции";

(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.04.2020 N 575)

(см. текст в предыдущей редакции)

"неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости" - документально подтвержденные расходы, связанные с выплатой заработной платы и обязательными начислениями на нее;

"кредитный договор (соглашение)" - кредитный договор (соглашение), заключенный с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем с 30 марта 2020 г. по 1 октября 2020 г. на срок не более 12 месяцев на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.04.2020 N 575)

(см. текст в предыдущей редакции)

"период субсидирования" - период, начинающийся со дня внесения в реестр заемщиков на срок не более 6 месяцев и заканчивающийся не позднее 30 ноября 2020 г., предусматривающий ежемесячное перечисление субсидии получателям субсидии в размере, предусмотренном пунктом 18 настоящих Правил;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.04.2020 N 575)

(см. текст в предыдущей редакции)

"реестр заемщиков" - сформированный получателем субсидии по форме согласно приложению N 1 реестр заемщиков, с которыми заключены кредитные договоры (соглашения) на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости.

5. Извещение о приеме от получателей субсидии документов в соответствии с пунктом 9 настоящих Правил в целях заключения соглашений о предоставлении субсидии размещается на официальном сайте Министерства экономического развития Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 15 апреля 2020 г. Извещение должно содержать следующие сведения:

а) адрес Министерства экономического развития Российской Федерации;

б) адрес, по которому осуществляется прием документов, даты и время начала и окончания приема документов;

в) контактная информация Министерства экономического развития Российской Федерации (телефоны, адреса электронной почты).

6. Получатель субсидии для получения субсидии должен соответствовать следующим требованиям:

а) наличие у получателя субсидии на 1 марта 2020 г. кредитного рейтинга не ниже уровня "A-(RU)" по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации и (или) кредитного рейтинга не ниже уровня "ruA-" по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации либо поручительства акционерного общества "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства";

б) получатель субсидии (за исключением кредитных организаций, имеющих место нахождения на территории Республики Крым и (или) в г. Севастополе) соблюдает на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором подано заявление о заключении соглашения о предоставлении субсидии, установленные Центральным банком Российской Федерации обязательные нормативы;

в) получатель субсидии по состоянию на любую дату после 1-го числа месяца, предшествующего месяцу, в котором подано заявление о заключении соглашения о предоставлении субсидии, не имеет просроченной задолженности по возврату в федеральный бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных из федерального бюджета в том числе в соответствии с иными правовыми актами Российской Федерации, и иной просроченной задолженности перед федеральным бюджетом;

г) получатель субсидии на дату подачи заявления о заключении соглашения о предоставлении субсидии не является иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утвержденный Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), в совокупности превышает 50 процентов;

д) получатель субсидии на дату подачи заявления о заключении соглашения о предоставлении субсидии не получает средства из федерального бюджета на основании иных нормативных правовых актов на цель, предусмотренную пунктом 1 настоящих Правил;

е) получатель субсидии, заключивший в 2020 году с Министерством экономического развития Российской Федерации соглашение о предоставлении субсидии или дополнительное соглашение к этому соглашению в соответствии с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и специализированным финансовым обществам на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2019 - 2024 годах субъектам малого и среднего предпринимательства, а также физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", по льготной ставке", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2018 г. N 1764 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и специализированным финансовым обществам на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2019 - 2024 годах субъектам малого и среднего предпринимательства, а также физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", по льготной ставке", должен соответствовать условию, указанному в подпункте "а" настоящего пункта.

7. Субсидия получателю субсидии предоставляется при соблюдении следующих условий:

а) утратил силу с 24 апреля 2020 года. - Постановление Правительства РФ от 24.04.2020 N 575;

(см. текст в предыдущей редакции)

б) заемщик получателя субсидии по состоянию на дату заключения с получателем субсидии кредитного договора (соглашения) осуществляет деятельность не менее 1 года в одной или нескольких отраслях или видах деятельности по перечню отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 434 "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции";

(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.04.2020 N 575)

(см. текст в предыдущей редакции)

в) в отношении заемщика на дату заключения кредитного договора (соглашения) не введена процедура банкротства, деятельность заемщика не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а заемщик - индивидуальный предприниматель не прекращает деятельность в качестве индивидуального предпринимателя;

г) получателем субсидии с заемщиком заключен кредитный договор (соглашение) с конечной ставкой для заемщика 0 процентов на период субсидирования, а по окончании периода субсидирования ставка для заемщика устанавливается на уровне не выше ставки, полученной кредитными организациями по программам льготного рефинансирования Центрального банка Российской Федерации;

д) оплата заемщиком основного долга осуществляется по окончании срока действия кредитного договора (соглашения) или с 1 октября 2020 г. по графику, установленному получателем субсидии, с возможностью досрочного погашения по заявлению заемщика;

е) кредитный договор (соглашение) не предусматривает взимания с заемщика комиссий и сборов, иных платежей, за исключением штрафных санкций, в случае неисполнения заемщиком условий кредитного договора (соглашения);

(пп. "е" введен Постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 N 575)

ж) объем кредитных договоров (соглашений), заключенных с заемщиками, являющимися субъектами малого и среднего предпринимательства и относящимися к категории "малое предприятие" или "микропредприятие", должен составлять не менее 40 процентов общего объема кредитных договоров (соглашений), заключенных получателем субсидии в соответствии с настоящими Правилами в 2020 году;

(пп. "ж" введен Постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 N 575)

з) количество работников заемщика, не относящегося к категории "малое предприятие" или "микропредприятие", в течение отчетного месяца составляет не менее 90 процентов количества работников в месяце, предшествующем отчетному.

(пп. "з" введен Постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 N 575)

7(1). В целях настоящих Правил:

заемщик, являющийся субъектом малого и среднего предпринимательства и относящийся к категории "малое предприятие" или "микропредприятие", определяется по основному или дополнительным видам экономической деятельности, информация о которых содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 марта 2020 г.;

заемщик, за исключением заемщиков, указанных в абзаце втором настоящего пункта, определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 марта 2020 г.

(п. 7(1) введен Постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 N 575)

8. Ответственность за несоблюдение условий, предусмотренных пунктом 7 настоящих Правил, несет получатель субсидии.

9. Получатели субсидии в течение 10 рабочих дней со дня размещения извещения, указанного в пункте 5 настоящих Правил, представляют в Министерство экономического развития Российской Федерации заявку на заключение соглашения о предоставлении субсидии (в произвольной форме), к которой прилагаются следующие документы и (или) сведения:

а) прогнозный размер субсидии, необходимый получателю субсидии в 2020 году на возмещение недополученных им доходов по кредитам, а также плановый суммарный объем предоставления кредитов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.04.2020 N 575)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) справка, подписанная руководителем и главным бухгалтером (при наличии) или уполномоченным лицом кредитной организации, действующим на основании доверенности (далее - уполномоченные лица получателя субсидии), скрепленная печатью (при наличии) получателя субсидии, с указанием банковских реквизитов и счетов, на которые следует перечислять субсидию;

в) доверенность уполномоченного лица получателя субсидии, удостоверяющая право такого лица на подписание заявки на заключение соглашения о предоставлении субсидии и (или) иных документов (в случае, если указанные заявка и (или) документы подписаны уполномоченным лицом получателя субсидии);

г) сведения о государственной регистрации получателя субсидии в качестве юридического лица и копия лицензии на осуществление банковских операций, выданной Центральным банком Российской Федерации;

д) заверенные получателем субсидии или нотариально удостоверенные копии учредительных документов получателя субсидии;

е) справка, подписанная руководителем и главным бухгалтером (при наличии) или уполномоченным лицом получателя субсидии, скрепленная печатью (при наличии) получателя субсидии, подтверждающая, что на дату подачи заявки на заключение соглашения о предоставлении субсидии получатель субсидии соответствует требованиям, предусмотренным подпунктами "а" - "д" пункта 6 настоящих Правил;

ж) получатель субсидии, заключивший в 2020 году с Министерством экономического развития Российской Федерации соглашение о предоставлении субсидии или дополнительное соглашение к этому соглашению в соответствии с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и специализированным финансовым обществам на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2019 - 2024 годах субъектам малого и среднего предпринимательства, а также физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", по льготной ставке, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2018 г. N 1764 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и специализированным финансовым обществам на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2019 - 2024 годах субъектам малого и среднего предпринимательства, а также физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", по льготной ставке", в течение 10 рабочих дней со дня размещения извещения, указанного в пункте 5 настоящих Правил, представляют в Министерство экономического развития Российской Федерации заявку на заключение соглашения о предоставлении субсидии (в произвольной форме), к которой прилагаются документы и (или) сведения, предусмотренные подпунктами "а", "б", "в" и "е" настоящего пункта.

10. Министерство экономического развития Российской Федерации:

а) регистрирует в порядке очередности заявки на заключение соглашения о предоставлении субсидии и прилагаемые к ним документы и (или) сведения, указанные в пункте 9 настоящих Правил, в течение 5 рабочих дней со дня их поступления проверяет их комплектность и соответствие положениям, предусмотренным пунктом 9 настоящих Правил, и принимает решение о возможности заключения соглашения о предоставлении субсидии с получателем субсидии;

б) в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о возможности заключения соглашения о предоставлении субсидии с получателем субсидии направляет получателю субсидии уведомление о принятом решении по форме согласно приложению N 2, а в случае принятия решения о невозможности заключения соглашения о предоставлении субсидии с получателем субсидии - уведомление об отказе в заключении соглашения о предоставлении субсидии также в течение 3 рабочих дней со дня принятия такого решения.

11. Субсидия предоставляется получателю субсидии на основании соглашения о предоставлении субсидии, заключенного между Министерством экономического развития Российской Федерации и получателем субсидии по типовой форме, установленной Министерством финансов Российской Федерации.

12. В соглашении о предоставлении субсидии предусматриваются:

а) сроки, цель, условия и порядок предоставления субсидии;

б) согласие получателя субсидии на осуществление Министерством экономического развития Российской Федерации и уполномоченными органами государственного финансового контроля проверок соблюдения получателем субсидии цели, условий и порядка предоставления субсидий в соответствии с настоящими Правилами и соглашением о предоставлении субсидии;

в) значение показателя, необходимого для достижения результата предоставления субсидии, предусмотренного пунктом 22 настоящих Правил;

г) ответственность получателя субсидии за нарушение условий предоставления субсидии;

д) порядок и сроки возврата в доход федерального бюджета получателем субсидии предоставленной субсидии в случае установления по итогам проверок, проведенных Министерством экономического развития Российской Федерации и (или) уполномоченным органом государственного финансового контроля, факта нарушения цели, условий и порядка предоставления субсидии;

е) основания и порядок расторжения соглашения о предоставлении субсидии;

ж) перечень документов, представляемых получателем субсидии для получения субсидии, и порядок их представления;

з) размер субсидии, рассчитанный в соответствии с пунктом 18 настоящих Правил;

и) реквизиты счета, на который перечисляются денежные средства в случае принятия решения о предоставлении субсидии;

к) порядок и сроки возврата получателем субсидии соответствующих средств в федеральный бюджет в случае недостижения показателя, необходимого для достижения результата предоставления субсидии, предусмотренного пунктом 22 настоящих Правил;

л) порядок, а также сроки и формы представления получателем субсидии отчетности о достижении результата предоставления субсидии и показателя, необходимого для достижения результата предоставления субсидии, предусмотренного пунктом 22 настоящих Правил, и право Министерства экономического развития Российской Федерации устанавливать сроки и формы представления получателем субсидии дополнительной отчетности.

13. Соглашение о предоставлении субсидии заключается не позднее 20 рабочих дней со дня принятия Министерством экономического развития Российской Федерации решения о возможности заключения соглашении о предоставлении субсидии, но не ранее даты доведения до Министерства экономического развития Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств на цель, указанную в пункте 1 настоящих Правил, и действует до полного исполнения обязательств, предусмотренных соглашением о предоставлении субсидии.

14. Право на получение субсидии возникает у получателя субсидии со дня заключения соглашения о предоставлении субсидии.

Субсидия в 2020 году предоставляется получателю субсидии на основании соглашения о предоставлении субсидии в сроки, предусмотренные настоящими Правилами, после доведения лимитов бюджетных обязательств до Министерства экономического развития Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета.

15. Получатель субсидии для получения субсидии представляет в Министерство экономического развития Российской Федерации не позднее 7-го рабочего дня каждого месяца следующие документы (по состоянию на конец последнего дня отчетного месяца):

заявление на получение субсидии по форме согласно приложению N 3, подписанное руководителем получателя субсидии или уполномоченным им лицом (с представлением документов, подтверждающих полномочия этого лица);

реестр заемщиков, подписанный руководителем получателя субсидии или уполномоченным им лицом (с представлением документов, подтверждающих полномочия этого лица).

16. Получатель субсидии несет ответственность за некомплектность и недостоверность представленных в соответствии с пунктом 15 настоящих Правил документов.

17. Министерство экономического развития Российской Федерации:

регистрирует документы, указанные в пункте 15 настоящих Правил;

проверяет в течение 7 рабочих дней со дня поступления документов, указанных в пункте 15 настоящих Правил, полноту содержащихся в них сведений и принимает решение о предоставлении субсидии либо об отказе в предоставлении субсидии.

Основанием для отказа в предоставлении субсидии получателю субсидии являются несоответствие представленных получателем субсидии документов положениям пункта 15 настоящих Правил или непредставление (представление не в полном объеме) указанных документов.

18. Максимальная сумма кредитного договора (соглашения) для целей настоящих Правил определяется как произведение расчетного размера оплаты труда, численности работников заемщика и периода субсидирования, составляющего 6 месяцев и заканчивающегося не позднее 30 ноября 2020 г.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.04.2020 N 575)

(см. текст в предыдущей редакции)

Численность работников заемщика определяется на основании сведений о застрахованных лицах, подаваемых заемщиком в органы Пенсионного фонда Российской Федерации.

Расчетный размер оплаты труда определяется как сумма минимального размера оплаты труда с выплатой районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате с учетом выплат страховых взносов в соответствующие фонды.

19. Ежемесячное перечисление субсидии уполномоченным банкам осуществляется в размере, рассчитанном как произведение суммы среднемесячного остатка ссудной задолженности заемщиков по каждому кредитному договору (соглашению) за отчетный месяц, заключенному с уполномоченным банком в соответствии с требованиями настоящих Правил, и ставки субсидирования 4 процента (годовых), деленное на количество дней в текущем финансовом году и умноженное на количество дней в отчетном месяце.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.04.2020 N 575)

(см. текст в предыдущей редакции)

Среднемесячный остаток ссудной задолженности заемщика по кредитному договору (соглашению) за отчетный месяц (СДО) определяется по следующей формуле:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.04.2020 N 575)

(см. текст в предыдущей редакции)

00000001.wmz

(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.04.2020 N 575)

(см. текст в предыдущей редакции)

где:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.04.2020 N 575)

(см. текст в предыдущей редакции)

Оi - остаток ссудной задолженности заемщика по кредитному договору (соглашению) на конец i-го дня в отчетном месяце;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.04.2020 N 575)

(см. текст в предыдущей редакции)

n - количество дней в отчетном месяце.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.04.2020 N 575)

(см. текст в предыдущей редакции)

Ответственность за недостоверность используемых для расчета размера субсидии данных и соответствие расчета размера субсидии порядку расчета, предусмотренному настоящим пунктом, несет получатель субсидии.

20. Последнее в финансовом году перечисление субсидии, а также окончательная сверка расчетов субсидии осуществляются не позднее 31 декабря 2020 г.

Акт сверки расчетов между Министерством экономического развития Российской Федерации и получателем субсидии, подписанный руководителем получателя субсидии или уполномоченным им лицом (с представлением документов, подтверждающих полномочия этого лица), представляется получателем субсидии в Министерство экономического развития Российской Федерации не позднее 31 декабря 2020 г.

21. Получатели субсидии не позднее 7-го рабочего дня каждого месяца в текущем финансовом году вправе представить в Министерство экономического развития Российской Федерации предложения по изменению прогнозного размера субсидии, необходимого получателю субсидии в 2020 году на возмещение недополученных им доходов по кредитам, а также по изменению планового суммарного объема предоставления кредитов юридическим лицам и инивидуальным предпринимателям на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.04.2020 N 575)

(см. текст в предыдущей редакции)

22. Результатом предоставления субсидии является предоставление кредитов юридическим лицам и инивидуальным предпринимателям на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.04.2020 N 575)

(см. текст в предыдущей редакции)

Показателем, необходимым для достижения результата предоставления субсидии, является суммарный объем предоставления кредитов юридическим лицам и инивидуальным предпринимателям на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.04.2020 N 575)

(см. текст в предыдущей редакции)

23. В целях осуществления контроля за целевым использованием кредитов получатель субсидии направляет ежемесячно, не позднее 10 рабочих дней со дня окончания отчетного месяца, в Министерство экономического развития Российской Федерации отчет о целевом использовании кредитов, полученных заемщиками.

24. В случае установления факта нарушения получателем субсидии цели, условий и порядка предоставления субсидии, а также в случае недостижения получателем субсидии значения показателя, необходимого для достижения результата предоставления субсидии, указанного в пункте 22 настоящих Правил, соответствующие средства подлежат возврату указанными получателями субсидии в доход федерального бюджета в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации:

на основании требования Министерства экономического развития Российской Федерации - в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования;

на основании представления и (или) предписания уполномоченного органа государственного финансового контроля - в сроки, установленные в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

При этом получатель субсидии обязан уплатить за каждый день использования средств субсидии с нарушением цели, условий и порядка предоставления субсидии пеню, размер которой составляет одну трехсотую ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от суммы субсидии, использованной с нарушением, которая действует по состоянию на 1-й день использования средств субсидии с нарушением цели, условий и порядка предоставления субсидии.

25. Министерство экономического развития Российской Федерации и органы государственного финансового контроля проводят обязательные проверки соблюдения получателем субсидии цели, условий и порядка предоставления субсидии.