О мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства после 15.06.2021 см. Указ Президента РФ от 15.06.2021 N 364.

"Методические рекомендации о порядке применения положений Указа Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020 г. N 274 "О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (с учетом изменений, внесенных Указом Президента Российской Федерации от 23 сентября 2020 г. N 580)" (утв. МВД России)

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЙ УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 18 АПРЕЛЯ 2020 Г. N 274

"О ВРЕМЕННЫХ МЕРАХ ПО УРЕГУЛИРОВАНИЮ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ

ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С УГРОЗОЙ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАСПРОСТРАНЕНИЯ

НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ (COVID-19)" (С УЧЕТОМ

ИЗМЕНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ УКАЗОМ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ ОТ 23 СЕНТЯБРЯ 2020 Г. N 580 <1>)

--------------------------------

<1> "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020 г. N 274 "О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее - Указ).

КонсультантПлюс: примечание.

Период реализации временных мер, введенных Указом Президента РФ от 18.04.2020 N 274, был продлен по 15.06.2021 включительно (Указ Президента РФ от 15.12.2020 N 791).

Указом продлен период с 15 марта по 15 декабря 2020 г., в течение которого реализуются временные меры по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства <2> в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции.

--------------------------------

<2> Далее - "иностранные граждане".

1. В обозначенный период иностранным гражданам и принимающей стороне не требуется совершать действий для продления сроков временного пребывания (включая продление виз), сроков постановки на учет по месту пребывания, сроков временного и постоянного проживания (включая продление вида на жительство), а также сроков регистрации по месту жительства иностранного гражданина по адресу жилого помещения, при условии, что данный иностранный гражданин обладает правом пользования указанным жилым помещением.

Срок действия следующих документов, у которых в период с 15 марта по 15 декабря 2020 г. истекает срок действия: виза, разрешение на временное проживание, вид на жительство, миграционная карта с проставленными в ней отметками с истекающими сроками действия, удостоверение беженца, свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу, свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее - Государственная программа), считается автоматически продленным на 276 дней без необходимости обращения в подразделения по вопросам миграции территориальных органов МВД России за их продлением.

В случае обращения заявителей за предоставлением государственных услуг в сфере миграции осуществлять их предоставление в полном объеме.

Иностранные граждане, в период с 15 марта по 15 декабря 2020 г. прибывшие в Российскую Федерацию или изменившие свое место пребывания в пределах Российской Федерации подлежат постановке на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены Федеральным законом от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации".

Указом введено положение, разрешающее выезд иностранных граждан из Российской Федерации в государство их гражданской принадлежности, исключая транзитный проезд через третьи страны, по документам, удостоверяющим их личность и признаваемым в Российской Федерации в этом качестве, в случае если сроки действия таких документов истекли после 14 марта 2020 года.

В этой связи, в случае если в документе с истекшим сроком действия в период с 15 марта по 15 декабря 2020 г. имелась виза, срок действия которой так же истек в обозначенный период, то указанные документы являются действительными для выезда из Российской Федерации в течение 276 дней с даты окончания срока их действия без необходимости оформления транзитной визы с кодом ТР1.

Обращаем внимание, что приобретение участником Государственной программы гражданства Российской Федерации не является основанием для отказа в продлении принадлежащего ему свидетельства (направлено на обеспечение получения участником Государственной программы и членами его семьи государственных гарантий в полном объеме (выплаты, пособия и т.д.) и приобретения членами семьи участника Государственной программы гражданства Российской Федерации).

2. Для лиц, находящихся за пределами Российской Федерации и имеющих разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство в Российской Федерации, а также для участников Государственной программы и членов их семей период с 15 марта по 15 декабря 2020 г. в срок их нахождения за рубежом не засчитывается.

С учетом изложенного не принимаются решения об аннулировании (утрате) указанных документов (статусов) лицам, которые не могут въехать в Российскую Федерацию и будут находиться за рубежом более шести месяцев.

3. В отношении лиц, своевременно не продливших сроки временного пребывания и не выехавших из Российской Федерации до 15 марта 2020 г., при их обращении в территориальные органы МВД России или при выявлении таких лиц в рамках проверочных мероприятий необходимо осуществлять фотографирование и дактилоскопирование, а также постановку на миграционный учет данных лиц и, при необходимости, выдачу им миграционных карт.

4. В отношении иностранных граждан, освобождающихся из мест лишения свободы, создающих угрозу национальной безопасности, выступающих за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, оказывающих содействие в совершении террористических (экстремистских) актов или совершающих их, а равно иными действиями поддерживающих террористическую (экстремистскую) деятельность, начиная с 16 сентября 2020 года возможно вынесение и исполнение решений о депортации, реадмиссии и принудительном административном выдворении за пределы Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с Указом стало возможным вынесение в отношении иностранных граждан, совершивших правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, в том числе участвующих в несанкционированных митингах и акциях, а также совершивших правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, решений об административном выдворении за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда, о неразрешении въезда в Российскую Федерацию и о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации.

При этом установлено, что течение сроков добровольного выезда из Российской Федерации при применении вышеперечисленных ограничительных мер приостанавливается до 15 декабря 2020 года.

Учитывая изложенное при вынесении в отношении иностранных граждан решений об административном выдворении за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда, решений о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, решений о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации необходимо:

устанавливать их фактическое местонахождение и осуществить постановку на миграционный учет по данному адресу сроком до 15 декабря 2020 г.;

выставлять сигналы в информационных системах МВД России, свидетельствующие, что в отношении данных лиц вынесены соответствующие решения;

уведомлять иностранного гражданина под подпись о принятом в отношении него решении, разъяснить ему необходимость покинуть Российскую Федерацию после завершения действия Указа или в случае возобновления транспортного сообщения с государством выезда до завершения действия Указа, а также предупредить, что в случае невыезда в добровольном порядке, к нему будут применены меры принудительного характера;

после завершения действия Указа принимать меры по принудительному удалению с территории Российской Федерации лиц, не выехавших в добровольном порядке.

5. Для недопущения длительных сроков содержания иностранных граждан, подлежащих принудительному административному выдворению, депортации или реадмиссии, в специальных учреждениях МВД России и его территориальных органов следует:

принять исчерпывающие меры по своевременному документированию указанных лиц свидетельствами на возвращение;

организовать взаимодействие с территориальными органами ФСИН России на предмет своевременного получения информации об освобождении из мест лишения свободы иностранных граждан, в отношении которых приняты решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации или решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию;

организовать взаимодействие с территориальными органами ФССП России на предмет установления наличия временного ограничения на выезд из Российской Федерации в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего депортации или реадмиссии, и оперативному снятию таких ограничений в соответствии приказом МВД России от 24 апреля 2020 г. N 239 "Об утверждении Порядка депортации иностранных граждан и лиц без гражданства Министерством внутренних дел Российской Федерации и его территориальными органами";

организовать взаимодействие с дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями иностранных государств на предмет согласования списков иностранных граждан, вывозимых специальными авиарейсами и железнодорожным транспортом в государства их гражданской принадлежности, а также по вопросам ускорения оформления им документов на выезд из Российской Федерации;

организовать взаимодействие с диаспорами на предмет возможности оплаты проездных документов для депортируемых (реадмиссируемых) иностранных граждан, и решения иных проблемных вопросов, возникающих при исполнении решений о депортации (реадмиссии), в том числе получение медицинских справок, оплата задолженностей иностранных граждан перед Российской Федерацией, если такие являются препятствием для выезда из Российской Федерации, организация перевозки иностранных граждан и т.д.

6. Относительно осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности следует учитывать, что с 16 июня т.г. трудовая деятельность иностранных граждан осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", при этом Указом продлен до 15 декабря 2020 г. включительно срок действия мер, ранее установленных Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 2020 г. N 392.

Так, за иностранными гражданами и лицами без гражданства, прибывшими в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, сохраняется до указанной даты право на подачу заявления о выдаче (продлении, переоформлении) патента без учета требований к установленному сроку подачи документов для его оформления, к заявленной цели визита и выезду из Российской Федерации.

В отношении работодателей, заказчиков работ (услуг), получивших в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников, при условии выполнения установленных ограничений и иных мер, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, продолжит действовать до 15 декабря 2020 г. включительно право на обращение с заявлением о выдаче (продлении) разрешения на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, без учета требований к заявленной цели визита.

Для продолжения трудовой деятельности иностранными гражданами или лицами без гражданства, ранее с учетом квот получившими разрешения на работу в рамках реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020 г. N 274, работодателям, заказчикам работ (услуг) необходимо в установленном порядке оформить таким иностранным гражданам и лицам без гражданства новые разрешения на работу на любой срок до 15 декабря 2020 г. включительно. При этом новые разрешительные документы выдаются в зачет квот, согласно которым были оформлены предыдущие разрешения на работу.

В период действия соответствующих мер за работодателями, заказчиками работ (услуг), привлекающими и использующими для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, сохраняется обязанность в установленный срок уведомлять территориальные органы МВД России о заключении и прекращении (расторжении) с данными иностранными гражданами трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг).

В целях снижения нагрузки на личный состав подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России полагаем возможным ориентировать работодателей, заказчиков работ (услуг), привлекающих иностранную рабочую силу, на положения Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которым на период оформления разрешения на работу или патента иностранный гражданин отстраняется от работы, но трудовой договор с ним не расторгается.

Справочно:

Трудовой кодекс Российской Федерации не предусматривает в качестве основания для расторжения трудового договора необходимость получения иностранным гражданином разрешения на работу или патента в случае, если ранее такая трудовая деятельность осуществлялась без их получения.

Работодатель в соответствии с абзацем восьмым части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в случаях, предусмотренных указанным кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Данное положение кодекса может быть применено в рамках необходимости получения указанными иностранными гражданами разрешений на работу или патентов.

При этом частями 2 и 3 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, а в период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется.