ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО ЦБ РФ "ВОПРОСЫ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ИНСТРУКЦИИ БАНКА РОССИИ И ГТК РОССИИ ОТ 13 ОКТЯБРЯ 1999 ГОДА N 86-И И N 01-23/26541 (СООТВЕТСТВЕННО) "О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ ЗА ПОСТУПЛЕНИЕМ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ ВЫРУЧКИ ОТ ЭКСПОРТА ТОВАРОВ"
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВОПРОСЫ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ИНСТРУКЦИИ
БАНКА РОССИИ И ГТК РОССИИ ОТ 13 ОКТЯБРЯ 1999 ГОДА
N 86-И И N 01-23/26541 (СООТВЕТСТВЕННО) "О ПОРЯДКЕ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ ЗА ПОСТУПЛЕНИЕМ
В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ ВЫРУЧКИ
ОТ ЭКСПОРТА ТОВАРОВ"
Вопрос 1. Каким образом уполномоченному банку следует отражать в документах валютного контроля информацию об оплате экспортируемых товаров в случае поступления на счет экспортера рублевых денежных средств от резидента Российской Федерации, действующего по поручению иностранного покупателя, либо внесения нерезидентом рублевой денежной наличности в кассу экспортера?
В соответствии с пунктом 1.2 Инструкции Банка России и ГТК России от 13 октября 1999 г. N 86-И и N 01-23/26541 (соответственно) "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров" (далее - Инструкция N 86-И) под "Выручкой" за экспортируемые товары (подлежащей отражению в документах валютного контроля в соответствии с требованием пункта 5.6) понимаются денежные средства в иностранной валюте или валюте Российской Федерации, переведенные или подлежащие переводу в пользу экспортера нерезидентом в качестве оплаты за экспортируемые по контракту товары.
Таким образом, в случаях, когда при оплате товаров вышеуказанные условия не соблюдаются (например, при поступлении рублевых средств от резидента либо осуществления расчетов путем внесения денежной наличности в кассу экспортера) полученные экспортером денежные средства не должны учитываться уполномоченным банком в документах валютного контроля в качестве "Выручки".
При этом информация о поступлении средств от резидента либо осуществлении расчетов за товары в наличной форме может быть отражена уполномоченным банком в графе "Особые отметки" соответствующей Учетной карточки таможенно - банковского контроля (далее - УК).
Вопрос 2. Правомерно ли зачисление на счет экспортера - резидента выручки в иностранной валюте от экспорта товаров, поступившей со счета, открытого нерезидентом в уполномоченном банке?
В настоящее время пунктом 3.1 Положения Банка России от 24 апреля 1996 г. N 39 "Об изменении порядка проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций" предусмотрено осуществление резидентами без разрешения Банка России переводов иностранной валюты на валютные счета, открытые на имя нерезидентов в уполномоченном банке, в счет оплаты импортируемых товаров после их ввоза в Российскую Федерацию (таможенного оформления товаров) независимо от срока, прошедшего с момента таможенного оформления (ввоза в Российскую Федерацию) до даты платежа.
В соответствии с пунктом 2.1 Инструкции N 86-И экспортер обязан "зачислить выручку от экспорта товаров на свой рублевый и / или валютные счета" в уполномоченном банке, подписавшем ПС по соответствующему контракту, если иное не установлено Банком России.
Согласно пункту 1.2 Инструкции N 86-И под "Выручкой" от экспорта товаров понимаются денежные средства в иностранной валюте или валюте Российской Федерации, переведенные или подлежащие переводу в пользу экспортера нерезидентом в качестве оплаты за экспортируемые по контракту товары. При этом Инструкция N 86-И не устанавливает, что такой перевод должен осуществляться исключительно в виде трансграничного платежа в Российскую Федерацию.
На основании изложенного, учитывая, что в целом режим валютного счета, открытого на имя нерезидента в уполномоченном банке, аналогичен режиму валютного счета нерезидента в банке - нерезиденте, поскольку подразумевает свободное распоряжение нерезидентом своими средствами на валютном счете, оплата резидентам экспортируемых из Российской Федерации товаров может осуществляться с валютных счетов нерезидентов, открытых в уполномоченных банках, без разрешения Банка России.
Вопрос 3. Распространяется ли действие Инструкции N 86-И на внешнеторговые экспортные сделки, предусматривающие передачу резиденту - экспортеру рублевых векселей в качестве оплаты за экспортируемые товары?
Согласно пунктам 1 и 2 Положения Банка России и ГТК России от 22 декабря 1999 г. N 101-П и N 01-23/32005 (соответственно) (далее - Положение N 101-П) действие Инструкции N 86-И распространяется на сделки, заключенные между резидентами (юридическими лицами или физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) и нерезидентами и предусматривающие осуществление расчетов в иностранных валютах и / или в валюте Российской Федерации за экспортируемые резидентом товары, которые помещаются под таможенный режим экспорта.
Действие Инструкции N 86-И не распространяется на сделки по экспорту товаров из Российской Федерации, по которым не предусмотрено проведение расчетов в иностранных валютах и / или в валюте Российской Федерации (бартерные сделки, безвозмездные поставки, в том числе гуманитарная помощь, и др.).
Вексель является абстрактным, то есть ничем не обусловленным, обязательством векселедателя или иного указанного в векселе плательщика выплатить по наступлении предусмотренного в векселе срока определенную денежную сумму и может быть передан третьему лицу (индоссирован). Таким образом, в силу специфики вексельных правоотношений средства, причитающиеся по векселю, могут не поступить в Российскую Федерацию и, соответственно, могут быть не зачислены на счет экспортера в уполномоченном банке.
Таким образом, на основании пункта 1 Положения N 101-П действие Инструкции N 86-И не распространяется на сделки, предусматривающие передачу за экспортируемые товары рублевых векселей.
Вопрос 4. Допускается ли осуществление с транзитного валютного счета экспортера платежей в пользу нерезидентов в соответствии с пунктом 2.2 Инструкции N 86-И?
Пунктом 8 Инструкции Банка России от 29 июня 1992 г. N 7 "О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" (далее - Инструкция N 7) установлен исчерпывающий перечень платежей в иностранной валюте, которые могут быть совершены резидентом с транзитного валютного счета.
Поскольку в указанный перечень не входят платежи в пользу нерезидентов в соответствии с пунктом 2.2 Инструкции N 86-И, резиденты должны осуществлять указанные переводы в пользу нерезидентов либо со своих текущих валютных счетов, либо (при покупке иностранной валюты) со специальных транзитных счетов.
Вопрос 5. Какие действия должен предпринять уполномоченный банк в случае предоставления экспортером информации, предусмотренной пунктом 5.4 Инструкции N 86-И, с нарушением установленного указанным пунктом срока?
В случае представления экспортером в уполномоченный банк информации, предусмотренной пунктом 5.4 Инструкции N 86-И, с нарушением установленного срока уполномоченный банк должен проинформировать об этом факте территориальное учреждение Банка России в соответствии с требованиями, предусмотренными Инструкцией Банка России от 28 июня 1999 г. N 83-И "О порядке осуществления уполномоченными банками учета валютных операций и представления информации в целях выполнения требований Указания Банка России "Об усилении валютного контроля со стороны уполномоченных банков за правомерностью осуществления их клиентами валютных операций и о порядке применения мер воздействия к уполномоченным банкам за нарушения валютного законодательства" N 500-У от 12 февраля 1999 г." (далее - Инструкция N 83-И).
При этом представленная экспортером информация используется банком для целей заполнения документов валютного контроля (УК, Ведомости банковского контроля).
Вопрос 6. Каковы действия уполномоченного банка в случае предоставления экспортером копии ГТД в нарушение сроков, предусмотренных пунктом 4.7 Инструкции N 86-И, без соответствующего разрешения территориального учреждения Банка России?
Информация о фактических сроках представления экспортером в уполномоченный банк ксерокопии ГТД подлежит отражению в УК и Ведомости банковского контроля в соответствии с требованиями Приложений 2 и 4 (соответственно) к Инструкции N 86-И.
Кроме того, в случае представления экспортером ксерокопии ГТД в сроки, превышающие установленные в пункте 4.7 Инструкции N 86-И, без специального разрешения территориального учреждения Банка России уполномоченному банку следует проинформировать об этом территориальное учреждение Банка России в порядке, предусмотренном Инструкцией N 83-И.
Вопрос 7. Должен ли уполномоченный банк, не оформлявший паспорт сделки, производить обязательную продажу валютной выручки от экспорта товаров, поступившей в пользу экспортера - физического лица, в случаях, предусмотренных пунктом 5.8 Инструкции 86-И?
В соответствии с пунктом 5.8 Инструкции N 86-И в случае, если "Выручка" от иностранного покупателя за отгрузку по контракту ошибочно поступила в уполномоченный банк, не оформлявший ПС по данному контракту, экспортер в течение 7 календарных дней от даты поступления средств обязан дать уполномоченному банку поручение на перевод поступивших средств в полном объеме на свой счет в банке, оформившем ПС по указанному контракту. К поручению на перевод экспортер прилагает подписанную Ответственным лицом банка и заверенную печатью банка ксерокопию ПС, которая вместе с поручением на перевод служит для уполномоченного банка основанием для осуществления указанного перевода.
При непредставлении указанного поручения в сроки, предусмотренные в первом абзаце настоящего пункта, поступившие средства в иностранной валюте подлежат обязательной продаже и зачислению на счета экспортера в установленном порядке.
В настоящее время порядок обязательной продажи валютной выручки юридическими лицами установлен Инструкцией N 7.
Порядок обязательной продажи валютной выручки физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в настоящее время не установлен.
В связи с этим до установления такого порядка требования пункта 5.8 Инструкции N 86-И в части обязательной продажи валютной выручки применяются только в отношении экспортеров - юридических лиц.
Вопрос 8. Допускается ли оформление ПС на основании контракта, заключенного сторонами с использованием факсимильной связи (содержащего оригинальную подпись и печать российского экспортера и факсимильную копию подписи его иностранного контрагента)?
В соответствии с частью 2 статьи 434 Гражданского кодекса Российской Федерации договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.
Таким образом, для оформления ПС в соответствии с требованиями Инструкции N 86-И экспортер может представить в уполномоченный банк экземпляр контракта, заключенного с использованием средств факсимильной связи (содержащего оригинальную подпись и печать российского лица и факсимильную копию подписи иностранного контрагента), а также его копию, заверенную должностным лицом, имеющим право первой подписи по счету экспортера, и оттиском круглой печати экспортера, образец которого имеется в уполномоченном банке.
При этом при подписании паспорта сделки уполномоченный банк делает в вышеуказанном экземпляре контракта запись о его принятии на расчетное обслуживание в соответствии с пунктом 3.6 Инструкции N 86-И.
В случае последующего оформления сторонами экземпляра контракта, содержащего оригинальные подписи и печати обеих сторон, данный экземпляр и его заверенная копия также должны быть представлены в уполномоченный банк в соответствии с требованиями пункта 3.2 Инструкции N 86-И.
Вопрос 9. В какой валюте уполномоченным банком может взиматься плата с экспортера за выполнение функций агента валютного контроля по контрактам на экспорт товаров?
На основании пункта 11 Положения N 101-П уполномоченные банки самостоятельно утверждают и доводят до клиентов размер и порядок взимания платы за выполнение ими функций агентов валютного контроля за поступлением выручки от экспорта товаров. При этом размер платы за выполнение банками функций агентов валютного контроля не должен превышать 0,15 процента суммы сделки, по которой банк осуществляет валютный контроль (пункт 6 Указа Президента Российской Федерации от 21.11.95 N 1163 "О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации").
С учетом этого порядок взимания платы за выполнение функций агентов валютного контроля определяется банками. При этом, если условиями сделки предусмотрено осуществление расчетов в рублях, то плата за выполнение банком функций агента валютного контроля должна взиматься с экспортера исключительно в рублях. Если условиями сделки предусмотрено осуществление расчетов в иностранной валюте, то плата за выполнение банком функций агента валютного контроля может взиматься с экспортера в рублях и (или) в иностранной валюте.
Вопрос 10. Кто из должностных лиц уполномоченного банка должен заверять своей подписью Ведомость банковского контроля, распечатанную на бумажных носителях в случаях, предусмотренных Инструкцией N 86-И (руководитель и главный бухгалтер банка или Ответственное лицо банка)?
Подписи руководителя и главного бухгалтера банка на Ведомости банковского контроля необходимы при направлении этого документа в другие организации (например, по запросам органов валютного контроля или экспортера).
Ведомости банковского контроля, помещаемые в Досье в соответствии с требованиями пункта 5.9 Инструкции N 86-И, могут быть заверены подписью Ответственного лица банка.
Вопрос 11. В какие сроки экспортер должен представлять в уполномоченный банк информацию о распределении по произведенным по ПС отгрузкам экспортной выручки, ранее полученной в качестве аванса?
При поступлении выручки в качестве авансового платежа экспортер представляет в уполномоченный банк в течение 7 календарных дней, следующих за датой зачисления денежных средств на его рублевый и / или транзитный валютный счет, информацию о реквизитах соответствующего ПС и виде полученного платежа. При этом сведения о поступлении выручки должны быть отражены банком в Ведомости банковского контроля в сроки, установленные пунктом 5.6 Инструкции 86-И.
Информация о распределении суммы выручки, полученной в качестве аванса, по произведенным по ПС отгрузкам должна быть представлена экспортером в банк до истечения контрольного срока отсылки соответствующих УК в ГТК России.
При этом считаем необходимым отметить, что если в соответствии с пунктом 5.7 Инструкции 86-И уполномоченный банк согласовал с экспортером порядок распределения сумм полученной выручки по отгрузкам (УК), предусматривающий, при отсутствии иных указаний экспортера, отнесение поступившей выручки к конкретным УК исходя из календарной последовательности отгрузок товаров, представление экспортером в уполномоченный банк информации о распределении суммы полученной выручки по произведенным по ПС отгрузкам, подтвержденным соответствующими УК и / или ГТД (пункт 5.4 Инструкции 86-И), не является обязательным.
Вопрос 12. Могут ли резиденты осуществлять продажу своей продукции за рубеж путем размещения в сети "Интернет" информации о параметрах и стоимости продаваемых товаров при условии их поставки иностранному покупателю после оплаты последним их полной стоимости?
Частью 2 статьи 434 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривается, что договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.
В данном случае для заключения сделки резидент - экспортер размещает в сети "Интернет" информацию о предлагаемом товаре (публичная оферта). При этом сделка считается заключенной после получения экспортером от нерезидента полной оплаты товаров на свой счет, открытый в уполномоченном банке.
Учитывая указанное обстоятельство, уполномоченный банк может оформить ПС по такого рода сделкам на основании следующих документов:
- заявление экспортера в письменной форме об осуществлении продажи товаров с использованием сети "Интернет" с указанием сведений о поставляемом товаре (включая код ТН ВЭД СНГ), его цене, условиях оплаты и поставки, а также адреса в сети "Интернет";
- распечатанный на бумажном носителе бланк заказа на поставку товара, полученный экспортером от иностранного покупателя по электронным каналам связи и содержащий необходимые для оформления ПС сведения об иностранном покупателе;
- копия межбанковского сообщения, подтверждающего поступление денежных средств от нерезидента в оплату продаваемых товаров на счет экспортера в уполномоченном банке, осуществляющем оформление ПС.
По каждой из вышеуказанных сделок формируется два комплекта документов, один из которых остается в Досье уполномоченного банка, а другой передается экспортеру.
При подписании ПС на экземплярах бланка заказа и / или копии межбанковского сообщения, передаваемых экспортеру, уполномоченный банк в соответствии с требованиями пункта 3.6 Инструкции N 86-И делает запись о принятии сделки на расчетное обслуживание.
Копии межбанковского сообщения заверяются подписью Ответственного лица уполномоченного банка и оттиском печати банка, образец которого зарегистрирован в Банке России в соответствии с требованиями раздела 7 Инструкции N 86-И.
Остальные документы заверяются (подписываются) подписью лица, имеющего право первой подписи по счету экспортера, и оттиском круглой печати экспортера, образец которой имеется в банке.
В остальном осуществление валютного контроля за исполнением сделок на экспорт товаров из Российской Федерации, заключенных с использованием сети "Интернет", осуществляется в порядке, предусмотренном Инструкцией N 86-И.
Вопрос 13. В процессе исполнения внешнеторговых экспортных сделок стороны пришли к соглашению о зачете денежных средств, полученных российским экспортером по экспортному контракту, товары в счет исполнения которого не отгружались, в качестве экспортной выручки по другому контракту на экспорт товаров.
Может ли в этом случае уполномоченный банк скорректировать информацию о поступлении выручки в документах валютного контроля?
Уполномоченный банк по своему усмотрению вправе зачесть по документам валютного контроля суммы денежных средств, полученных российским экспортером по экспортному контракту, товары в счет исполнения которого не отгружались, в качестве экспортной выручки по другому контракту на экспорт товаров, заключенному тем же экспортером с одним и тем же покупателем - нерезидентом. При этом необходимо иметь в виду следующее.
1. Оба контракта должны находиться на расчетном обслуживании в одном банке.
2. Зачет по указанным контрактам может производиться на основании заявления экспортера с приложением копий документов, обосновывающих проведение зачета (дополнения к контрактам, переписка с нерезидентом и т.д.).
3. Банк, производящий зачет, несет ответственность за достоверность сведений, отражаемых в корректируемых документах валютного контроля.
4. При проведении зачета банк корректирует:
- информацию в Ведомостях банковского контроля;
- соответствующие УК (в том числе уже направлявшиеся ранее в ГТК России) и направляет (повторно направляет) их в ГТК России по электронным каналам связи.
Помимо этого, банк по каналам специальной связи либо заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении информирует ГТК России о проведении зачета с приложением копий вариантов заполнения соответствующих УК, направлявшихся в ГТК России до и после их корректировки.
Корректировка уполномоченным банком документов валютного контроля не освобождает экспортеров от ответственности за нарушения валютного законодательства, связанные с исполнением экспортных сделок.
Вопрос 14. Распространяются ли требования Инструкции N 86-И на сделки, предусматривающие экспорт товаров в Республику Беларусь?
В соответствии с пунктом 1 Положения N 101-П действие Инструкции 86-И распространяется на сделки, заключенные между резидентами (юридическими лицами или физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) и нерезидентами и предусматривающие осуществление расчетов полностью или частично в иностранной валюте и / или в валюте Российской Федерации за экспортируемые резидентом товары, которые помещаются под таможенный режим экспорта.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 25 мая 1995 г. N 525 "Об отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь" и в соответствии с Приказом ГТК России от 7 июля 1995 г. N 443 с 15 июля 1995 г. не осуществляется таможенный контроль и не производится таможенное оформление перемещаемых между Российской Федерацией и Республикой Беларусь российских товаров и товаров, происходящих с территории Республики Беларусь.
В связи с этим на сделки, предусматривающие вывоз российских товаров на территорию Республики Беларусь без их таможенного оформления в соответствии с требованиями таможенного режима экспорта, в настоящее время действие Инструкции N 86-И не распространяется.
Для подтверждения факта экспорта товаров в Республику Беларусь экспортеры представляют в уполномоченные банки, принявшие соответствующие контракты на расчетное обслуживание, заверенные копии товаросопроводительных (товарораспорядительных) и иных документов, подтверждающих поставку товаров в Республику Беларусь.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей