Определение Конституционного Суда РФ от 06.12.2001 N 257-О "По жалобе Красноярского филиала закрытого акционерного общества "Коммерческий Банк "Ланта - Банк" на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 1 и 2 статьи 135 и частью второй статьи 136 Налогового кодекса Российской Федерации"
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 6 декабря 2001 г. N 257-О
ПО ЖАЛОБЕ КРАСНОЯРСКОГО ФИЛИАЛА ЗАКРЫТОГО
АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК "ЛАНТА - БАНК"
НА НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ПУНКТАМИ
1 И 2 СТАТЬИ 135 И ЧАСТЬЮ ВТОРОЙ СТАТЬИ 136
НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В. Баглая, судей Н.С. Бондаря, Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, В.Д. Зорькина, А.Л. Кононова, Т.Г. Морщаковой, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.И. Тиунова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи Г.А. Гаджиева, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы Красноярского филиала ЗАО "Коммерческий банк "Ланта - Банк",
1. Государственной налоговой инспекцией по Ленинскому району города Красноярска были установлены факты несвоевременного исполнения Красноярским филиалом ЗАО "Коммерческий банк "Ланта - Банк" инкассовых поручений указанной налоговой инспекции и нарушения порядка списания денежных средств со счетов налогоплательщиков.
Требование об уплате 29,1 тыс. рублей Красноярский филиал ЗАО "Коммерческий банк "Ланта - Банк" исполнил добровольно, а по поводу взыскания штрафа налоговая инспекция обратилась с иском в Арбитражный суд Красноярского края, который решением от 18 октября 2000 года ее иск удовлетворил. Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа оставил данное решение без изменения, отметив в своем постановлении, что по пункту 2 статьи 135 Налогового кодекса Российской Федерации Красноярский филиал ЗАО "Коммерческий банк "Ланта - Банк" привлечен к ответственности правильно.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации Красноярский филиал ЗАО "Коммерческий банк "Ланта - Банк" оспаривает конституционность примененных в его деле пунктов 1 и 2 статьи 135 и части второй статьи 136 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 135 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что неправомерное неисполнение банком в установленный данным Кодексом срок решения налогового органа о взыскании налога или сбора, а также пени влечет взыскание пени в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, но не более 0,2 процента за каждый день просрочки (пункт 1). Совершение банком действий по созданию ситуации отсутствия денежных средств на счете налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, в отношении которых в соответствии со статьей 46 данного Кодекса в банке находится инкассовое поручение налогового органа, влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов не поступившей в результате таких действий суммы (пункт 2).
Согласно части первой статьи 136 Налогового кодекса Российской Федерации штрафы, указанные в статьях 132 - 134, взыскиваются в порядке, аналогичном предусмотренному данным Кодексом порядку взыскания санкций за налоговые правонарушения (т.е. только в судебном порядке - пункт 7 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации). В соответствии с частью второй статьи 136 Налогового кодекса Российской Федерации пени, указанные в статьях 133 и 135, взыскиваются в порядке, предусмотренном статьей 60 (которая, в свою очередь, отсылает к статье 46, предусматривающей взыскание налога и пени в бесспорном порядке по инкассовому поручению (распоряжению)).
КонсультантПлюс: примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: часть 3 в статье 53 Конституции РФ отсутствует. По-видимому, имеется в виду часть 3 статьи 55.
Неконституционность пунктов 1 и 2 статьи 135 и части второй статьи 136 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно их противоречие статьям 19 (часть 1), 34 (часть 1), 45 (часть 1), 46 (часть 1) и 53 (часть 3) Конституции Российской Федерации, заявитель усматривает в следующем:
1) составы правонарушений в пунктах 1 и 2 статьи 135 Налогового кодекса Российской Федерации сформулированы настолько неконкретно, что позволяют дважды привлекать банк к ответственности за одно и то же деяние;
2) санкция пункта 2 статьи 135 Налогового кодекса Российской Федерации (штраф в размере 30 процентов непоступившей суммы) не дифференцирована, что противоречит принципу соразмерности и справедливости применения мер ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя;
4) взыскание санкции в виде пени в бесспорном порядке по инкассовым поручениям налоговых органов, как это вытекает из части второй статьи 136, противоречит пункту 7 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном порядке.
Что же касается взыскания различного рода штрафов за нарушение налогового законодательства, то они выходят за рамки налогового обязательства как такового. Решение налогового органа о взыскании таких штрафов может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд. В таком случае оно не может производиться в административном порядке. Взыскание суммы штрафа приостанавливается до вынесения судом решения по жалобе налогоплательщика. Таким образом, бесспорный порядок взыскания штрафов приобретает неконституционный характер при несогласии налогоплательщика с решением налогового органа (пункт 5 мотивировочной части).
Указанная правовая позиция касается налогоплательщиков и налоговых органов. Она в полном объеме применима и к коммерческим банкам, когда они как хозяйствующие субъекты осуществляют свою предпринимательскую деятельность с целью извлечения прибыли.
3. В статье 135 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривается ответственность коммерческих банков не за неуплату ими налогов как налогоплательщиками. В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 октября 1998 года по делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 11 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" отмечается, что в рамках конституционного обязательства по уплате налогов на налогоплательщика возложена публично - правовая обязанность уплатить законно установленные налоги и сборы, а на кредитные учреждения (банки) - публично - правовая обязанность обеспечить перечисление соответствующих платежей в бюджет.
Кроме того, нормы, гарантирующие своевременное исполнение банками платежных поручений на уплату налогов, предусмотрены также Бюджетным кодексом Российской Федерации. Согласно статье 304 этого Кодекса несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на соответствующие счета бюджетов, влечет наложение штрафа в соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, а также взыскание пени с кредитной организации в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки. Согласно абзацу восьмому пункта 2 статьи 284 Бюджетного кодекса Российской Федерации пени в данном случае взыскиваются в бесспорном порядке.
Правовая позиция по вопросу о пределах принудительных мер, избираемых законодателем при регулировании налоговых отношений, изложена Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 15 июля 1999 года по делу о проверке конституционности отдельных положений Закона РСФСР "О государственной налоговой службе РСФСР" и Законов Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и "О федеральных органах налоговой полиции".
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, содержание рассматриваемых законоположений свидетельствует о том, что они предусматривают ответственность за различные составы правонарушений, которые недостаточно разграничены между собой, в диспозициях норм не выделены существенные признаки каждого конкретного правонарушения, вследствие чего на практике оказалось невозможным дифференцировать и однозначно истолковать эти составы.
Сделанный Конституционным Судом Российской Федерации вывод о том, что неопределенность правового содержания составов налоговых правонарушений противоречит принципам юридической ответственности, не был, однако, в полном объеме учтен законодателем при принятии Налогового кодекса Российской Федерации.
В Определении от 18 января 2001 года N 6-О по запросу Федерального арбитражного суда Восточно - Сибирского округа о проверке конституционности пунктов 1 и 3 статьи 120 и пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации установил: "С учетом сформулированной в Постановлении от 15 июля 1999 года правовой позиции и выявленного Конституционным Судом Российской Федерации конституционно - правового смысла составов налоговых правонарушений положения пунктов 1 и 3 статьи 120 и пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации не должны применяться одновременно за совершение действий (бездействия), повлекших занижение налогооблагаемой базы и, как результат, неуплату налогов и сборов, что не исключает возможности их применения в отдельности на основе оценки судом фактических обстоятельств конкретного дела. Иное означало бы преодоление правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, что недопустимо в силу требований статьи 6, частей второй и третьей статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 3 части первой статьи 43, частями первой и четвертой статьи 71, частями первой и второй статьи 79, частью второй статьи 87 и частью второй статьи 100 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
3. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы Красноярского филиала ЗАО "Коммерческий банк "Ланта - Банк", поскольку по предмету обращения Конституционным Судом Российской Федерации ранее были вынесены постановления, сохраняющие свою силу.
4. Дело Красноярского филиала ЗАО "Коммерческий банк "Ланта - Банк" подлежит пересмотру компетентными органами в установленном порядке.
5. Определение по данной жалобе окончательно, не подлежит обжалованию, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
6. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Собрании законодательства Российской Федерации", "Российской газете" и "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".
Конституционного Суда
Российской Федерации
М.В.БАГЛАЙ
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.ДАНИЛОВ
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей