Таблица 4.1 - Рекомендуемая минимальная протяженность совмещенных участков

Интервал движения, мин

Протяженность совмещенного участка, м

6...10

800...1000

10...20

1000...1500

20...30

1500...2000

Целью увязки расписаний движения является повышение равномерности движения автобусов, на маршрутах которых имеются совмещенные участки (участки, по которым проходят два и более маршрута).

Целесообразно увязывать расписания при интервалах движения шесть и более минут - при меньших интервалах движения выигрыш пассажиров от согласования расписаний ничтожен. При этом, при малых интервалах движения автобусов согласование расписаний движения приводит к снижению задержек автобусов на остановочных пунктах маршрутов за счет уменьшения взаимных помех при подъезде к этим остановочным пунктам.

Увязка расписаний движения может быть осуществлена при наличии следующих условий:

1) интервалы движения на маршрутах, проходящих по совмещенному участку, должны быть равны или кратны меньшему из интервалов движения:

I1 = I2 = In или In = K · Imin, (4.1)

где:

I1, I2, In, Imin - интервалы движения, мин.;

n - индекс, указывающий на условный порядковый номер маршрута, проходящего по сопрягаемому участку маршрутной сети;

K - коэффициент кратности - целое положительное число;

2) разность времени оборотного рейса Tоб на маршрутах должна быть равна или кратна меньшему из интервалов движения на рассматриваемых маршрутах, то есть:

Tоб = (2tp1 + to1) - (2tp2 + to2) = K · Imin, (4.2)

где:

tp1, tp2 - продолжительность рейса на первом и на втором из согласуемых маршрутов (для третьего и последующих маршрутов методика расчетов не изменяется), мин;

to1 и to2 - продолжительность отстоя автобусов после выполнения очередного рейса на первом и втором маршрутах (номера маршрутов условны), мин.

Если необходимые условия не соблюдаются, то можно добиться их выполнения, изменяя продолжительность отстоя автобусов. Такое изменение возможно в ограниченных пределах, исходя из соображений эффективного использования автобусов и сохранения качества обслуживания пассажиров.

Продолжительность отстоя to1 на рассматриваемом маршруте (для примера выбран первый маршрут) определяется по следующей зависимости:

2to1 = N1I1 + NnIn - 4tp1 + KI1, (4.3)

где:

N1 и Nn - число автобусов, работающих на каждом из рассматриваемых маршрутов по расписанию движения, ед.;

I1 и In - интервал движения на каждом из рассматриваемых маршрутов, мин;

tp - продолжительность рейса на рассматриваемом маршруте номер 1, мин.

Согласование расписаний движения на пригородных и на междугородных маршрутах проводится с целью исключить разовое отправление или прибытие нескольких автобусов в пределах небольшого по продолжительности отрезка времени. Поскольку на пригородных и междугородных автобусных маршрутах интервалы движения значительно превышают интервалы в городском сообщении, работа по согласованию расписаний предусматривает некоторый (разумный) сдвиг рейсов на различных маршрутах.

При этом учитывают ограничения, накладываемые пассажиропотоками, необходимостью обеспечения стыковки рейсов для пересадки пассажиров в пути следования, пропускной способностью автовокзалов и автостанций, включая пропускную способность перронов отправления и прибытия автобусов, а также рядом других технологических соображений.