I. Общие положения

1. Документ планирования разрабатывается в соответствии с положениями Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 220-ФЗ).

2. Документ планирования является нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, устанавливающим перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок, организация которых отнесена к компетенции соответственно уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченных органов местного самоуправления.

Документ планирования рекомендуется разрабатывать на срок не менее чем 5 лет.

3. В Методических рекомендациях использованы следующие понятия:

владельцы объектов транспортной инфраструктуры - индивидуальные предприниматели и юридические лица, владеющие на законном основании объектами инфраструктуры, используемыми при организации и осуществлении регулярных перевозок автобусами, троллейбусами, трамваями, с соответствующими полномочиями и ответственностью за эксплуатацию такого объекта.

маршрутная сеть - система (совокупность) маршрутов регулярных перевозок, которые обслуживают определенную территорию.

территориально-административное образование - субъект Российской Федерации, сельское поселение, городское поселение, муниципальный район, муниципальный округ, городской округ, внутригородской район.

Понятия "маршрут регулярных перевозок", "остановочный пункт", "расписание", "перевозчик", "регулярные перевозки", "объекты транспортной инфраструктуры" используются в значениях, указанных в Федеральном законе от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта".

Понятия "автовокзал, автостанция", "вид регулярных перевозок", "вид транспортного средства", "Документ планирования регулярных перевозок", "карта маршрута регулярных перевозок", "класс транспортных средств", "конечный остановочный пункт", "межмуниципальный маршрут регулярных перевозок", "муниципальный маршрут регулярных перевозок", "начальный остановочный пункт", "регулярные перевозки по регулируемым тарифам", "регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам", "свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок" используются в значениях, указанных в Федеральном законе N 220-ФЗ.

4. Документ планирования следует разрабатывать на основании документов территориального, транспортного и социального-экономического планирования (при их наличии). Обязательным условием для разработки Документа планирования является наличие разработанного на основе распоряжения Минтранса России от 31 января 2017 г. N НА-19-р "Об утверждении социального стандарта транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом" (в ред. распоряжения Минтранса России от 13 апреля 2018 г. N НА-55-р) и утвержденного на региональном или местном уровне Социального стандарта транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - Социальный стандарт) или другого нормативного правового акта исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, устанавливающего аналогичные требования к качеству транспортных услуг, оказываемых населению. Документ планирования служит непосредственным основанием для проведения конкурсов и заключения контрактов на выполнение перевозок, установления, изменения и отмены маршрутов регулярных перевозок, изменению вида регулярных перевозок.

5. Главными целями планирования и организации регулярных перевозок пассажиров в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях являются:

повышение качества транспортного обслуживания населения для всех жителей территориально-административного образования в соответствии с Социальным стандартом или другим нормативным правовым актом исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, устанавливающим аналогичные требования к качеству транспортных услуг, оказываемых населению, с учетом имеющейся транспортной инфраструктуры, характеристик транспортного спроса с учетом имеющихся бюджетных возможностей;

повышение привлекательности перевозок транспортом общего пользования и создание условий для переориентации на него перевозок, осуществляемых личным автотранспортом;

обеспечение эффективного мультимодального взаимодействия всех видов транспорта и "безбарьерности" транспортных связей, в том числе в транспортных узлах и пересадочных пунктах;

снижение совокупных издержек общества, связанных с обеспечением мобильности населения, включающих:

- прямые эксплуатационные затраты (в том числе на содержание транспортной инфраструктуры и работу транспортных средств, включая автотранспорт, принадлежащий населению);

- затраты времени населения на передвижения;

- ущерб от дорожно-транспортных происшествий;

- ущерб от загрязнения окружающей среды.

Для различных территориально-административных образований приоритетность целей разработки Документа планирования может различаться в зависимости от уровня их социально-экономического развития и иных факторов.

6. Документ планирования обеспечивает реализацию целей, указанных в пункте 5, на основе:

интеграции градостроительного, социально-экономического и транспортного планирования, в том числе в городских агломерациях между муниципальными образованиями, а также субъектами Российской Федерации, в том числе путем оценки и прогнозирования транспортного спроса населения;

разработки топологии (конфигурации) маршрутной сети, выбора вида, класса, характеристик транспортных средств, установления расписаний движения, обеспечивающих соблюдение нормативов Социального стандарта или другого нормативного правового акта исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, устанавливающего аналогичные требования к качеству транспортный услуг, оказываемых населению, с учетом имеющейся транспортной инфраструктуры, характеристик транспортного спроса с учетом имеющихся бюджетных возможностей;

выбора варианта системы транспортного обслуживания населения на основе определения рационального сочетания различных видов перевозок (по регулируемому либо нерегулируемому тарифу) для достижения заданного (максимально возможного) уровня качества при существующих возможностях местного/регионального бюджетов и допустимых уровнях расходов населения (ценовой доступности).

В части, касающейся межмуниципальных перевозок, среди прочих могут рассматриваться варианты маршрутных схем, имеющиеся в других документах транспортного планирования.

При необходимости разработку Документа планирования возможно проводить одновременно с корректировкой положений действующего на рассматриваемой территории Социального стандарта или другого нормативного правового акта исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, устанавливающего аналогичные требования к качеству транспортных услуг, оказываемых населению.

7. Основными задачами развития регулярных перевозок, решение которых обеспечивает достижение перечисленных в пункте 5 целей, являются следующие:

интеграция перевозок, осуществляемых автомобильным и городским наземным электрическим транспортом по регулярным маршрутам, в единую мультимодальную сеть перевозок пассажиров всеми видами транспорта, предусматривающую использование различных видов транспорта общего пользования, классов, характеристик, влияющих на качество перевозок, транспортных средств, обладающих различными техническими возможностями и провозной способностью и используемых в зависимости от уровня спроса и показателей эффективности;

оптимизация структуры и топологии маршрутной сети наземного пассажирского транспорта по параметрам территориальной доступности, пересадочности, продолжительности поездки, с рассмотрением в том числе возможности максимального использования существующей инфраструктуры транспорта общего пользования;

координация расписаний движения транспортных средств на различных маршрутах и контроль частоты движения на каждом участке маршрутной сети с целью снижения затрат населения на ожидание транспорта и повышения привлекательности транспорта общего пользования;

создание эффективных маршрутов, связывающих основные районы проживания в пригородах с городским центром и крупнейшими местами приложения труда, проходящих через основные пересадочные узлы;

развитие городского наземного электрического транспорта (в тех случаях, когда его использование для перевозок по магистральным маршрутам с большими объемами пассажиропотоков является экономически оправданным);

обеспечение удобства пользования гражданами и минимизация времени, затрачиваемого ими на переезд к месту назначения при обеспечении максимального уровня безопасности перевозки;

расширение использования транспортных средств, адаптированных для маломобильных категорий населения;

обеспечение приоритета в движении маршрутных транспортных средств, в том числе путем организации выделенных полос для таких транспортных средств или их обособлении от остальных проезжей части;

обеспечение нормативных сроков эксплуатации транспортных средств, включая своевременное проведение капитальных ремонтов подвижного состава;

повышение комфортабельности транспортных средств;

создание структуры маршрутной сети, легко воспринимаемой и запоминающейся жителями и нерезидентами, в том числе за счет повышения информированности населения о работе пассажирского транспорта общего пользования (путем внедрения систем информирования пассажиров о движении транспортных средств на маршрутах в режиме реального времени и др.);

введение тарифных меню без доплат за пересадки, стимулирование использования безлимитных билетов длительного действия (одни сутки и более), действительных для различных перевозчиков, для повышения привлекательности транспорта общего пользования относительно индивидуального автотранспорта;

повышение платежной дисциплины пассажиров, совершенствование системы контроля оплаты проезда;

повышение устойчивости пассажирских перевозок за счет создания долгосрочных предсказуемых условий работы для перевозчиков, совершенствования системы оплаты выполненной работы из бюджета при осуществлении перевозок пассажиров и багажа по регулируемым тарифам путем перехода на брутто-контракты;

внедрение механизмов адресного обеспечения ценовой доступности транспорта общего пользования для малообеспеченных групп населения (адресные льготы для лиц с низкими доходами; целевые транспортные субсидии, реализуемые посредством электронных систем оплаты проезда);

совершенствование механизмов контроля за работой перевозчиков, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров и багажа;

внедрение и развитие интеллектуальных транспортных систем;

мониторинг соблюдения нормативов Социального стандарта и положений других нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации или исполнительно-распорядительного органа муниципального образования.