См. Организационно-методические указания на 2021 год.

Задачи в области обеспечения безопасности людей на водных объектах

Задачи в области обеспечения безопасности людей на водных объектах:

совершенствование нормативной правовой базы в области обеспечения безопасности людей на водных объектах;

реализация мероприятий, направленных на совершенствование государственного надзора за маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок;

повышение эффективности контроля за обеспечением безопасности людей на поднадзорных водных объектах;

внедрение современных форм и методов обеспечения безопасности людей на водных объектах;

совершенствование деятельности по подготовке и информированию населения по вопросам безопасного поведения людей на водных объектах, в том числе с активным использованием средств массовой информации;

повышение готовности сил поиска и спасания людей на водных объектах к ведению поисково-спасательных операций во взаимодействии с аварийно-спасательными службами РСЧС;

оказание помощи и поддержки в формировании территориальных подразделений (советов), общественных объединений (формирований) по спасанию людей на водных объектах в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

2.1. Начальникам главных управлений, директорам департаментов, начальникам управлений центрального аппарата МЧС России:

2.1.1. Руководителю Аппарата Министра МЧС России основные усилия направить на:

организацию планирования деятельности Министра;

информационно-аналитическое обеспечение деятельности Министра;

проведение инспекторских проверок территориальных органов МЧС России.

2.1.2. Начальнику Главного управления собственной безопасности МЧС России основные усилия направить на:

обеспечение установленного режима секретности в МЧС России и контроль за организацией и ведением секретного делопроизводства;

контроль за организацией обеспечения охраны, пропускного и внутриобъектового режимов на объектах МЧС России.

2.1.3. Начальнику Главного управления Национальный центр управления в кризисных ситуациях основные усилия направить на:

дальнейшее совершенствование системы антикризисного управления и повышение эффективности реагирования при предупреждении и ликвидации ЧС;

организацию проведения мероприятий по предупреждению ЧС, внедрению и развитию современных информационных технологий, в том числе системы раннего обнаружения и моделирования развития обстановки;

постоянное проведение оперативного мониторинга районов повышенного риска возникновения ЧС различного характера с использованием отечественных космических аппаратов, а также в рамках Международной хартии по космосу и крупным катастрофам;

работу по созданию совместного центра приема и распространения космической информации в г. Анадырь;

внедрение современных технических средств и технологий (подходов), отвечающих единым техническим требованиям и обеспечивающих деятельность органов повседневного управления РСЧС в едином информационном пространстве;

совершенствование системы информационного взаимодействия в области предупреждения и ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера между органами повседневного управления государств - участников Содружества Независимых Государств (далее - СНГ), иностранных государств и международных организаций;

развитие автоматизированной информационно-управляющей системы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - АИУС РСЧС);

разработку Атласа рисков;

совершенствование автоматизированного обмена данными для решения вопросов предупреждения ЧС;

разработку и заключение регламентов взаимодействия к соглашениям информационного обмена с заинтересованными органами повседневного управления федеральных органов исполнительной власти (далее - ФОИВ) и организациями;

организацию работы в территориальных органах МЧС России в новой организационно-штатной структуре, оказание методической помощи в развитии ЦУКС главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации (далее - ГУ МЧС России), единых дежурных диспетчерских служб (далее - ЕДДС) муниципальных образований и дежурно-диспетчерских служб (далее - ДДС) организаций;

повышение уровня профессиональной подготовки специалистов Главного управления Национальный центр управления в кризисных ситуациях (далее - НЦУКС) и ЦУКС территориальных органов МЧС России;

совершенствование координации деятельности оперативных групп (далее - ОГ) органов повседневного управления МЧС России, сил и средств, привлекаемых для минимизации и ликвидации последствий террористических актов, в том числе во внутренних водах, территориальном море, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации, на объектах инфраструктуры Северного морского пути и морской экономической деятельности в Арктической зоне Российской Федерации.

2.1.4. Начальнику Главного управления пожарной охраны МЧС России основные усилия направить на:

совершенствование нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность подразделений федеральной противопожарной службы (далее - ФПС), Государственной противопожарной службы (далее - ГПС);

организацию работы в территориальных органах МЧС России в новой организационно-штатной структуре, оказание методической помощи, в том числе по социальным вопросам договорных подразделений ФПС;

методическое сопровождение территориальных органов МЧС России по оказанию государственных услуг по вопросам регистрации общественных объединений пожарной охраны и добровольных пожарных;

повышение уровня готовности подразделений ФПС ГПС к реагированию на ЧС природного и техногенного характера;

актуализацию перечня организаций, в которых создаются объектовые и специальные подразделения ФПС, в целях исключения из него организаций, переставших соответствовать действующим критериям;

совершенствование подготовки в учебных пунктах МЧС России сотрудников подразделений ФПС ГПС, в том числе по вопросам ГО;

повышение готовности аэромобильных группировок (далее - АМГ) ФПС ГПС;

повышение уровня противопожарной защищенности закрытых административно-территориальных образований (далее - ЗАТО), особо важных и режимных организаций, охраняемых специальными подразделениями ФПС ГПС;

внедрение новых технологий проведения аварийно-спасательных работ (далее - АСР), связанных с тушением пожаров, в том числе робототехнических комплексов.

2.1.5. Директору Департамента оперативного управления МЧС России основные усилия направить на:

совершенствование системы управления МЧС России;

повышение эффективности взаимодействия территориальных органов МЧС России с органами исполнительной власти (далее - ОИВ) субъектов Российской Федерации;

оказание методической помощи по обеспечению надежного, устойчивого и непрерывного функционирования центров и пунктов управления в различных режимах функционирования с учетом перехода территориальных органов МЧС России на новую организационно-штатную структуру;

проведение учений и тренировок в рамках РСЧС с привлечением заинтересованных ФОИВ и организаций с практической отработкой вопросов готовности к действиям по предупреждению и ликвидации ЧС, в том числе внеплановых;

своевременное рассмотрение вопросов о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации на финансовое обеспечение мер по ликвидации ЧС федерального и межрегионального характера, а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.

2.1.6. Директору Департамента гражданской обороны и защиты населения МЧС России основные усилия направить на:

реализацию мер организационного и нормативного правового характера, направленных на создание условий для выполнения задач по защите населения и территорий от ЧС в мирное время и при военных конфликтах, а также вследствие этих конфликтов с задействованием единых органов управления, сил, материальных и финансовых ресурсов, а также соблюдением единых подходов;

разработку и утверждение в установленном порядке Плана ГО Российской Федерации, Плана приведения в готовность ГО в Российской Федерации и Плана эвакуационных мероприятий в Российской Федерации;

организацию и контроль разработки, согласование и утверждение планов ГО субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, ФОИВ и организаций на период 2021 - 2025 гг.;

организацию и контроль разработки, согласования и утверждения планов приведения в готовность ГО в соответствующих органах власти и организациях на период 2021 - 2025 гг.;

оказание методической помощи и осуществление контроля за эффективным использованием субсидий, предоставляемых из федерального бюджета социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в области защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

развитие нормативной правовой базы в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, формирование механизмов реализации положений законодательных и иных нормативных правовых актов;

своевременное и качественное выполнение плана реализации Основ государственной политики в области гражданской обороны на период до 2030 г. на всех уровнях государственной власти;

координацию деятельности структурных подразделений центрального аппарата МЧС России по вопросам ГО и в реализации требований государственных программ;

развитие функциональной подсистемы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования ЧС с учетом перехода территориальных органов МЧС России на новую организационно-штатную структуру;

дальнейшее развитие СНЛК ГО и защиты населения Российской Федерации;

принятие дополнительных мер в обеспечении биологической безопасности;

актуализацию Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты;

реализацию в сфере деятельности МЧС России документов стратегического планирования в области обеспечения национальной безопасности и социально-экономического развития;

проведение комплекса мер в области преодоления последствий радиационных аварий и катастроф;

организацию реализации федеральных целевых программ, государственным заказчиком и участником которых является МЧС России;

решение вопросов, возникающих при подготовке населения в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, а также в пределах своей компетенции - при подготовке молодежи к основам безопасности жизнедеятельности.

2.1.7. Директору Департамента спасательных формирований МЧС России основные усилия направить на:

совершенствование нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность аварийно-спасательных формирований (далее - АСФ), спасательных воинских формирований (далее - СВФ) и военизированных горноспасательных частей (далее - ВГСЧ) МЧС России. Повышение уровня готовности сил и средств МЧС России к реагированию на ЧС природного и техногенного характера;

внедрение новых технологий проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее - АСДНР), в том числе с применением робототехнических комплексов;

оказание методической помощи территориальным органам МЧС России при проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя;

повышение эффективности водолазной службы в системе МЧС России, профессиональной подготовки и квалификации специалистов подразделений водолазной службы, в том числе по вопросам поиска и спасания людей на водных объектах и проведения подводных работ специального назначения;

организацию проведения мероприятий по обеспечению готовности СВФ, поисково-спасательных формирований и ВГСЧ к действиям по предназначению в мирное и военное время;

организацию подготовки по специальности военнослужащих СВФ, командирской подготовки руководящего состава всех степеней, в том числе проведением командирских сборов.

2.1.8. Директору Департамента тылового и технического обеспечения МЧС России основные усилия направить на:

организацию оснащения военной, авиационной (в том числе беспилотных авиационных систем), пожарной, аварийно-спасательной, автомобильной, инженерной, специальной и вспомогательной техникой, плавсредствами, вооружением, инженерными и специальными средствами и оборудованием, средствами метрологии, комплектующими, запасными частями и расходными материалами, материально-техническим имуществом служб тыла, военно-технической, пожарно-технической, производственно-технической продукцией и имуществом (далее - техника, оборудование и материально-технические средства);

организацию работы в территориальных органах МЧС России в новой организационно-штатной структуре, оказание методической помощи в организации вопросов тылового и технического сопровождения;

тыловое обеспечение (продовольственное, вещевое и обеспечение горюче-смазочными материалами);

техническое обеспечение (содержание, эксплуатация, ремонт, реализация техники, оборудования и материально-технических средств);

обеспечение единства измерений;

организацию контрактной работы;

социально-бытовое обеспечение сотрудников МЧС России;

организацию специальных и воинских перевозок для нужд МЧС России.

2.1.9. Директору Департамента надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России основные усилия направить на:

совершенствование эффективности и результативности надзорной деятельности в области пожарной безопасности в целях снижения уровня причиняемого вреда (ущерба), охраняемым законом, ценностям в соответствующей сфере деятельности, а также достижение оптимального распределения трудовых, материальных и финансовых ресурсов государства и минимизацию неоправданного вмешательства контрольно-надзорных органов в деятельность подконтрольных субъектов;

реализацию комплекса мероприятий, направленных на профилактику нарушения обязательных требований в области пожарной безопасности, ГО, защиты населения и территорий от ЧС;

развитие информационных систем и совершенствование межведомственного взаимодействия в целях обеспечения осуществления контрольно-надзорной деятельности;

проведение работы по устранению устаревших, избыточных и дублирующих обязательных требований в сфере пожарной безопасности;

повышение эффективности взаимодействия органов государственного пожарного надзора и экспертных организаций по контролю противопожарного состояния объектов защиты;

организацию работы в территориальных органах МЧС России в новой организационно-штатной структуре, оказание методической помощи и контроля по вопросам оказания государственных услуг в части надзорной деятельности.

2.1.10. Директору Департамента международной деятельности МЧС России основные усилия направить на:

совершенствование механизма чрезвычайного гуманитарного реагирования;

подготовку к международным аттестациям подразделений МЧС России по методике ИНСАРАГ;

наращивание взаимодействия с чрезвычайными службами иностранных государств, а также продвижение российских инициатив по оказанию гуманитарной помощи в рамках реализации проектов содействия международному развитию, используя потенциал Международной организации гражданской обороны (далее - МОГО);

обмен передовым опытом и информацией с международными партнерами, включая организацию взаимодействия в рамках Глобальной сети ЦУКС.

2.1.11. Директору Департамента кадровой политики МЧС России основные усилия направить на:

организацию работы в территориальных органах МЧС России в новой организационно-штатной структуре;

дальнейшее развитие нормативной правовой базы в области прохождения службы и трудовых отношений в системе МЧС России;

повышение качества отбора на службу в МЧС России;

сохранение профессионального ядра в системе МЧС России;

совершенствование воспитательной работы в системе МЧС России.

2.1.12. Директору Финансово-экономического департамента МЧС России основные усилия направить на достижение эффективности и результативности в расходовании бюджетных средств на ГО, предупреждение и ликвидацию ЧС, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

2.1.13. Директору Правового департамента МЧС России основные усилия направить на:

обеспечение координации законопроектной работы (проведение правовой экспертизы) при разработке структурными подразделениями центрального аппарата МЧС России проектов законов и иных нормативных правовых актов (далее - НПА) по вопросам, относящимся к компетенции МЧС России;

правовое обеспечение деятельности системы МЧС России, осуществление работы, связанной с совершенствованием законодательства Российской Федерации по вопросам, входящим в компетенцию МЧС России;

защиту интересов МЧС России в судах Российской Федерации с непосредственным участием структурных подразделений центрального аппарата МЧС России по вопросам, относящимся к их направлению деятельности, а также в антимонопольных, правоохранительных и иных органах.

2.1.14. Директору Административного департамента МЧС России основные усилия направить на:

организацию работы делопроизводства и архивной работы в территориальных органах МЧС России в новой организационно-штатной структуре в соответствии с установленными требованиями;

подготовку ежегодного Плана основных мероприятий в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

годовое и текущее планирование основных мероприятий в системе МЧС России и контроль выполнения мероприятий Комплексного плана основных мероприятий МЧС России на 2020 год, планов основных мероприятий территориальных органов МЧС России на 2020 год;

обеспечение деятельности Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - Правительственная комиссия) (за исключением подготовки документов по развитию функциональных и территориальных подсистем РСЧС, своевременного внесения изменений и дополнений в Положение о Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности), рабочей группы правительственной комиссии, коллегии МЧС России, военного совета СВФ МЧС России, Общественного совета при МЧС России;

подготовку совместно с заинтересованными структурными подразделениями центрального аппарата МЧС России и учреждениями МЧС России центрального подчинения материалов руководству МЧС России на заседание Правительства Российской Федерации;

повышение исполнительской дисциплины в системе МЧС России;

организацию работы общественной приемной МЧС России;

организацию работы с документами с использованием юридически значимой системы электронного документооборота МЧС России.

2.1.15. Директору Департамента образовательной и научно-технической деятельности МЧС России основные усилия направить на:

организацию планирования и управления научно-технической деятельностью в системе МЧС России;

организацию проведения прикладных научных исследований и экспериментальных разработок в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

организацию внедрения результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в повседневную деятельность МЧС России;

разработку и совершенствование законодательных и иных НПА, а также методических документов в сфере научно-технической деятельности, относящейся к компетенции МЧС России;

организацию патентно-лицензионной работы в МЧС России;

управление полученными результатами интеллектуальной деятельности в МЧС России;

организацию подготовки научных кадров в соответствии с современными достижениями науки и техники, передового опыта деятельности МЧС России;

проведение мероприятий по совершенствованию организационно-штатной структуры научно-исследовательских и образовательных учреждений и организаций МЧС России;

организацию мероприятий по совершенствованию исследовательских, экспериментальных и лабораторно-испытательных баз подразделений системы МЧС России;

организацию мониторинга научной среды и выявление лучших научно-технических разработок и инновационных проектов в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

поддержание научных связей и координацию совместных исследований с Российской академией наук, научными организациями ФОИВ и ОИВ субъектов Российской Федерации, общественными научными объединениями и организациями, а также с научными организациями государств - участников СНГ, других иностранных государств;

совершенствование деятельности образовательных организаций, находящихся в ведении МЧС России;

подготовку в федеральных государственных образовательных организациях, находящихся в ведении МЧС России и других образовательных организациях, специалистов для СВФ, ФПС ГПС, Государственной инспекции по маломерным судам (далее - ГИМС), аварийно-спасательных и иных формирований МЧС России, пожарных, кадров для пожарной охраны и организаций независимо от форм собственности, а также подготовку в установленном порядке кадров для соответствующих иностранных государств.

2.1.16. Директору Департамента информационной политики МЧС России основные усилия направить на:

организацию оперативного информирования населения через средства массовой информации (далее - СМИ), социальные сети и по иным каналам о прогнозируемых и возникших ЧС, пожарах, происшествиях на водных объектах, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий;

организацию регулярного освещения в СМИ и доведения до общественности информации о деятельности МЧС России по решению возложенных на него задач, пропаганду в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, а также формирование положительного общественного мнения по вопросам деятельности МЧС России, популяризацию профессий спасателя и пожарного;

реализацию внутренней информационной политики МЧС России, оперативное и всестороннее информирование сотрудников Министерства об основных направлениях его деятельности, нововведениях и решениях руководства по развитию системы МЧС России. Разъяснение принимаемых решений и документов с использованием внутренних и внешних информационных ресурсов;

развитие официальных интернет-ресурсов МЧС России;

расширение присутствия МЧС России в социальных сетях;

организацию работы в территориальных органах МЧС России в новой организационно-штатной структуре.

2.1.17. Директору Департамента информационных технологий и связи МЧС России основные усилия направить на:

внедрение современных информационных технологий и управленческих ресурсов, систем связи и передачи данных, сетей спутниковой и радиосвязи, сетей и ресурсов мобильной связи с учетом перехода на стандарт GSM 5 G;

дальнейшее развитие информационно-телекоммуникационной системы МЧС России, в том числе оснащение современным телекоммуникационным оборудованием подразделений АМГ, ОГ МЧС России, СВФ, территориальных органов МЧС России с учетом их применения в Арктической зоне и при реагировании за рубежом;

внедрение и развитие Атласа рисков;

включение информационных систем МЧС России в систему межведомственного взаимодействия и их интеграция с государственными информационными системами, созданными или создаваемыми в рамках работ по созданию электронного Правительства Российской Федерации;

внедрение и программно-техническое сопровождение юридически значимой системы электронного документооборота МЧС России;

совершенствование и обеспечение бесперебойного функционирования системы оказания государственных услуг в электронном виде;

обеспечение информационной безопасности при создании, совершенствовании и развитии информационных систем МЧС России;

координацию работ по созданию, развитию и организации эксплуатации системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112";

координацию деятельности создания, развития и эксплуатации всех информационных систем МЧС России;

организацию взаимодействия с ФОИВ по вопросу применения в системе МЧС России информационных технологий, развития и функционирования информационно-телекоммуникационных систем;

организацию мероприятий по вопросам предоставления правительственной специальной связи в системе МЧС России;

организацию мероприятий по проведению единой технической политики в области защиты информации ограниченного доступа в системе МЧС России.

2.1.18. Начальнику Управления авиации и авиационно-спасательных технологий МЧС России основные усилия направить на:

совершенствование нормативной правовой базы деятельности авиационных учреждений и подразделений беспилотной авиации МЧС России;

совершенствование авиационно-спасательных технологий, включая организационно-штатное построение авиационного обеспечения на основе базирования авиационных подразделений по территориальному принципу;

дальнейшее развитие и совершенствование системы применения беспилотных авиационных систем (далее - БАС) в МЧС России для решения задач авиационного обеспечения при предупреждении и ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера;

организацию управления авиационными учреждениями центрального подчинения, планирование и руководство применением авиации МЧС России;

подготовку авиационных формирований и подразделений беспилотной авиации МЧС России;

организацию инженерно-авиационного, аэродромно-технического и инженерно-аэродромного обеспечения деятельности авиационных учреждений и подразделений беспилотной авиации МЧС России;

осуществление координации деятельности подразделений беспилотной авиации МЧС России, методического руководства эксплуатацией БАС и планированием их применения;

проведение мероприятий по обеспечению безопасности полетов, пилотируемых и беспилотных воздушных судов, предупреждение аварийности в авиационных учреждениях и подразделениях беспилотной авиации МЧС России;

организацию работы по дооснащению авиационного парка МЧС России грузопассажирскими самолетами с большой дальностью полета и вертолетами в арктическом исполнении для реагирования в Арктической зоне, а также оснащение подразделений МЧС России современными многофункциональными беспилотными авиационными системами самолетного, вертолетного и комбинированного типов малого класса с различными радиусами действия.

2.1.19. Начальнику Управления стратегического планирования и организационной работы МЧС России основные усилия направить на:

организацию и мониторинг выполнения мероприятий по реализации Плана строительства и развития сил и средств МЧС России на 2016 - 2020 годы, а также на разработку Плана строительства и развития сил и средств МЧС России на 2021 - 2025 годы;

контроль и методическое руководство обеспечением соблюдения правил охраны труда и требований безопасности военной службы в территориальных органах и учреждениях МЧС России;

соблюдение прав и гарантий, установленных законодательством Российской Федерации в части прав на жилище, предоставление социальных выплат военнослужащим, сотрудникам ФПС и государственным гражданским служащим;

организацию работы в территориальных органах МЧС России в новой организационно-штатной структуре.

2.1.20. Начальнику Управления безопасности людей на водных объектах МЧС России основные усилия направить на:

на активизацию работы по развитию нормативной правовой и методической базы деятельности ГИМС МЧС России по обеспечению безопасности людей на водных объектах;

организацию государственного надзора во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации за маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок, наплавными мостами, ледовыми переправами, а также руководство деятельностью ГИМС;

организацию работы в территориальных органах МЧС России в новой организационно-штатной структуре, оказанию методической помощи и обеспечения контроля, в том числе по вопросам оказания государственных услуг в части деятельности ГИМС;

повышение эффективности профессиональной подготовки и квалификации специалистов подразделений поиска и спасания на водных объектах и государственных инспекторов по маломерным судам.

2.1.21. Начальнику Контрольно-ревизионного управления МЧС России основные усилия направить на:

осуществление внутреннего финансового аудита в системе МЧС России;

совершенствование нормативной правовой и методической базы по организации и осуществлению внутреннего финансового аудита;

осуществление контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных ассигнований, выделенных в 2019 году МЧС России из резервного фонда Правительства Российской Федерации для предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации ЧС природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.

2.1.22. Начальнику Управления инвестиций и строительства МЧС России основные усилия направить на:

осуществление контроля за использованием капитальных вложений, реализацию инвестиционных программ и федеральных целевых программ территориальными органами и учреждениями МЧС России;

осуществление контроля за использованием бюджетных средств, доведенных на капитальное строительство (реконструкцию), капитальный (текущий) ремонт, оплату коммунальных услуг и содержание зданий и сооружений территориальных органов и учреждений МЧС России;

реализацию мероприятий, направленных на снижение объемов и количества объектов незавершенного строительства;

совершенствование методической базы по вопросам инвестиционной деятельности, капитального строительства (реконструкции), капитального (текущего) ремонта, эксплуатации и содержания зданий и сооружений территориальных органов и учреждений МЧС России.

2.1.23. Начальнику Управления медико-психологического обеспечения МЧС России основные усилия направить на совершенствование медицинского обеспечения личного состава МЧС России, в том числе с применением высокотехнологичной медицинской помощи.

2.2. Начальникам территориальных органов МЧС России особое внимание обратить на:

реализацию единой государственной политики в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

развитие системы управления МЧС России;

организацию работы по совершенствованию нормативной правовой базы в субъектах Российской Федерации и органах местного самоуправления с учетом новых подходов к организации управления в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, ГО, внедрения современных информационно-управляющих систем и систем мониторинга;

организацию работы по развитию территориальных подсистем РСЧС, повышение роли комиссий по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ОПБ) ОИВ субъектов Российской Федерации;

принятие активного участия в разработке стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации для планирования развития территориальных подсистем РСЧС на перспективу, в том числе в части развития системы предупреждения ЧС и обеспечения безопасности жизнедеятельности населения;

участие в разработке и реализации документов территориального планирования в целях снижения экономических и материальных потерь от ЧС;

оснащение подчиненных подразделений современными образцами техники, снаряжения и экипировки;

обеспечение готовности АМГ МЧС России к реагированию на ЧС, в том числе связанных с крупными природными и техногенными пожарами, паводками, авариями на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения, крупными транспортными авариями и катастрофами, обрушением зданий и сооружений;

подготовку личного состава, включенного в состав группировки сил оперативных штабов (далее - ОШ) в субъектах Российской Федерации, ОГ в муниципальных образованиях, ОШ и ОГ в морских районах (бассейнах) при минимизации и ликвидации последствий террористических актов, в том числе во внутренних водах, территориальном море, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации, на объектах инфраструктуры Северного морского пути и морской экономической деятельности в Арктической зоне Российской Федерации;

организацию взаимодействия и оказание методической помощи ОИВ субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления при разработке (корректировке действующих) государственных программ субъектов Российской Федерации в части формирования самостоятельных разделов (подпрограмм, программ) в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

оказание методической помощи в организации работы КЧС и ОПБ, эвакуационных комиссий ОИВ субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также в повышении устойчивости функционирования объектов экономики;

участие должностных лиц территориальных органов МЧС России в работе комиссий субъектов Российской Федерации по повышению (обеспечению) безопасности дорожного движения и инициации на ней рассмотрения вопросов развития системы спасения пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях в субъектах Российской Федерации в плане повышения взаимодействия, оснащения пожарно-спасательных подразделений техникой, аварийно-спасательным инструментом и оборудованием;

совершенствование взаимодействия подразделений различных видов пожарной охраны в рамках деятельности пожарно-спасательных гарнизонов в целях своевременного реагирования на возникающие пожары и ЧС;

качественную и своевременную подготовку должностных лиц пожарно-спасательных гарнизонов, выступающих в роли руководителей тушения пожаров и ликвидации ЧС;

организацию контроля и оказание методической помощи в подготовке населения в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, а также в пределах своей компетенции - при подготовке молодежи основам безопасности жизнедеятельности;

выполнение комплекса мероприятий по предупреждению ЧС и происшествий, в том числе вызванных циклическими рисками, минимизации возможных последствий при их возникновении;

практическую отработку действий органов управления и сил ГО по реагированию на крупномасштабные ЧС с учетом сезонных рисков и климатических условий регионов;

отработку порядка межведомственного взаимодействия и обмена информацией с территориальными органами ФОИВ и ОИВ субъектов Российской Федерации при реализации мероприятий ГО;

координацию выполнения мероприятий по созданию, внедрению и развитию комплексных систем обеспечения безопасности жизнедеятельности населения;

организацию и контроль разработки, согласования и утверждения планов ГО субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, ФОИВ и организаций на период 2021 - 2025 гг.;

организацию и контроль разработки, согласования и утверждения планов приведения в готовность ГО в соответствующих органах власти и организациях на период 2021 - 2025 гг.;

развитие ОКСИОН (в том числе при закупке ее мобильных сегментов - МКИОН) за счет средств субъектов Российской Федерации и обеспечение бесперебойного функционирования терминальных комплексов;

создание системы комплексной безопасности для защиты территорий, населения и критически важных объектов Арктической зоны Российской Федерации от ЧС природного и техногенного характера за счет существующих лимитов бюджетных средств, выделенных Правительством Российской Федерации;

организацию и осуществление внутреннего финансового контроля в территориальном органе МЧС России;

организацию своевременного проведения инвентаризации материально-технических средств, находящихся в эксплуатации и хранящихся на складах;

развитие системы применения БАС, подготовку подразделений беспилотной авиации к действиям по предназначению;

корректировку и переработку (при необходимости) в установленном порядке планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с учетом опыта ликвидации крупномасштабных ЧС 2019 года;

организацию и контроль уточнения планов ГО субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, планов ГО территориальных органов ФОИВ и организаций;

организацию своевременной и качественной подготовки докладов о состоянии ГО;

строительство, реконструкцию зданий и дооснащение ЦУКС территориальных органов МЧС России, а также ЕДДС муниципальных образований в сочетании с оснащением их современными информационно-коммуникационными технологиями и системами жизнеобеспечения, в том числе с участием в этой работе субъектов Российской Федерации;

совершенствование технической оснащенности пунктов управления (далее - ПУ), укомплектование их современными средствами связи, специальной связи, автоматизации и управления, позволяющими передавать данные об обстановке в режиме реального времени с места ЧС;

внедрение современных средств и методов мониторинга и прогнозирования ЧС природного и техногенного характера, в том числе системы раннего обнаружения и моделирования развития обстановки;

проведение мероприятий по развитию СНЛК и актуализации НПА по вопросам ее функционирования;

вопросы контроля за созданием, совершенствованием (реконструкцией) и обеспечением готовности региональных, местных и локальных систем оповещения населения, а также комплексной системы экстренного оповещения населения (далее - КСЭОН);

готовность территориальных органов МЧС России к работе на ПУ в мирное и военное время в составе расчетов;

подготовку спасателей и пожарных к проведению поисково-спасательных работ и тушению пожаров при обрушении зданий и сооружений, а также при выполнении работ в зонах заражения аварийно-химически опасными веществами (далее - АХОВ);

организацию контроля и методическое руководство при проведении мероприятий по поддержанию в готовности пунктов временного размещения и их применения;

создание и укомплектование городков жизнеобеспечения необходимыми материальными ресурсами для организации первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения;

обеспечение накопления и освежение материальных ресурсов резерва МЧС России, поддержания мест их хранения в соответствии с предъявляемыми требованиями;

проведение анализа работы по использованию и восполнению резерва МЧС России;

внедрение на объектах экономики системы независимой оценки пожарного риска, а также обеспечение функционирования комиссий ГУ МЧС России по добровольной аккредитации экспертных организаций в области оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска;

целевое расходование денежных средств;

реализацию мероприятий по сокращению текущих, в том числе коммунальных расходов;

реализация Соглашений между МЧС России и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации о передаче МЧС России осуществления части полномочий;

совершенствование взаимодействия с ОИВ субъектов Российской Федерации по обеспечению безопасности на водных объектах;

обеспечение безопасности при проведении международных спортивно-массовых мероприятий;

организацию контроля за освежением резервов (запасов) СИЗ для населения;

совершенствование системы информирования населения с использованием современных телекоммуникационных и информационных технологий;

широкое использование мер материального и нематериального стимулирования личного состава для образцового использования служебного долга;

принятие мер по усилению роли руководителей всех уровней в работе по подбору, расстановке и воспитанию личного состава, соблюдению воинской и трудовой дисциплины;

формирование и поддержание здорового, устойчивого морального состояния личного состава;

обеспечение реализации социальных прав, гарантий, льгот и компенсаций личному составу МЧС России, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами;

организацию и осуществление внутреннего финансового аудита в строгом соответствии с НПА;

профилактику нарушений законодательства, регламентирующего вопросы финансово-хозяйственной деятельности, своевременное выявление нарушений, изучение причин их возникновения и принятие действенных мер по их устранению, а также своевременности возмещения причиненного ущерба;

повышение исполнительской дисциплины в территориальных органах МЧС России;

обеспечение безопасности условий и охраны труда;

повышение качества работы жилищных комиссий по рассмотрению вопросов предоставления:

а) сотрудникам ФПС ГПС и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из ФПС ГПС, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения;

б) жилищной субсидии и жилого помещения военнослужащим, проходящим военную службу (гражданам, уволенным с военной службы);

в) федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения;

повышение качества работы с обращениями граждан и организаций в территориальных органах МЧС России.

В рамках совершенствования и развития антикризисного управления:

гарантированный прием и передачу сигналов оповещения по линии оперативных дежурных служб в круглосуточном режиме;

поддержание средств управления, оповещения и связи в готовности к применению по назначению;

повышение оперативности оповещения и информирования должностных лиц органов управления функциональных и территориальных подсистем РСЧС субъектов Российской Федерации, руководства и структурных подразделений территориальных органов МЧС России;

поддержание устойчивого и непрерывного управления силами постоянной готовности МЧС России в период угрозы, возникновения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера в мирное и военное время;

постоянное ведение учета сил постоянной готовности функциональных и территориальных подсистем РСЧС;

совершенствование алгоритмов действий специалистов оперативных дежурных служб при ЧС и пожарах с учетом опыта ликвидации их в 2019 году;

завершение работы по заключению (актуализации) соглашений и регламентов автоматизированного информационного взаимодействия с территориальными органами ФОИВ и заинтересованными организациями;

работу с базами данных и информационными ресурсами, том числе с электронными паспортами территорий (объектов) и информационно-справочной системой "База ЧС";

практическое совершенствование действий, повышение уровня профессиональной подготовки специалистов ЦУКС территориальных органов МЧС России.

2.3. Начальникам научно-исследовательских организаций МЧС России главной задачей считать формирование научного потенциала, позволяющего обеспечить качество проводимых научно-исследовательских и разработку научных и опытно-конструкторских работ для внедрения в системе МЧС России.

С целью снижения риска возникновения ЧС природного и техногенного характера и смягчения их последствий основные усилия научно-исследовательских учреждений сосредоточить на:

проведении комплекса мероприятий по совершенствованию законодательной базы, внедрению передовых технологий и средств предупреждения;

совершенствовании и развитии ГО;

развитии системы антикризисного управления с учетом современных требований;

системной интеграции проектов построения и развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях;

проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по вопросам, указанным в Плане строительства и развития сил и средств МЧС России на 2016 - 2020 годы;

научно-методическом сопровождении деятельности МОГО при решении задач в области безопасности населения и собственности при любых видах бедствий;

обеспечении деятельности МЧС России в области международной стандартизации ИСО/ТК 292 "Безопасность и устойчивость".

Особое внимание уделить:

обеспечению безопасности условий и охраны труда;

повышению качества работы жилищных комиссий по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам ФПС ГПС и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из ФПС ГПС единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

2.4. Начальникам образовательных организаций МЧС России главной задачей считать качественное и полное выполнение кадрового заказа на подготовку высококвалифицированных специалистов с уровнем профессиональной подготовки соответствующей федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования с учетом развития средств, форм и способов проведения аварийно-спасательных операций и других неотложных работ, профилактики и тушения пожаров, надзора на водных объектах, обеспечения мероприятий по подготовке к ведению и ведения ГО государства.

В учебной и методической работе главные усилия сосредоточить на:

обеспечении поэтапного достижения требуемых уровней военной, специальной и профессиональной подготовки слушателей, курсантов и студентов;

переход на обучение по учебным планам и программам, разработанным в соответствии с актуализированными федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования;

внесении соответствующих изменений в учебные и тематические планы, образовательные программы, учебно-методические материалы, содержание и методику проведения учебных занятий по результатам государственной итоговой аттестации выпускников образовательных учреждений высшего образования МЧС России и профессиональными стандартами.

Считать высшими формами подготовки выпускников образовательных учреждений к решению задач по предназначению практическое исполнение слушателями и курсантами обязанностей должностных лиц органов управления:

слушателями - в ходе командно-штабных учений (тактико-специальных учений);

курсантами - в ходе тактических учений, комплексных контрольных занятий, групповых упражнений.

В развитии и совершенствовании учебно-материальной базы обеспечить:

качество подготовки учебно-материальной базы, приведение ее состояния в соответствие с требованиями лицензионных и аккредитационных показателей, федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, квалификационных требований к военно-профессиональной (специальной) подготовке, основных образовательных программ до уровня, обеспечивающего качество подготовки обучающихся по установленным направлениям подготовки (специальностям);

ежегодное проведение до 1 сентября мероприятий по подготовке учебно-материальной базы к началу учебного года, при этом в первоочередном порядке принимать меры по приведению объектов полевой учебной базы, аудиторного фонда, казарменных помещений и объектов тыла в рабочее состояние;

своевременное списание выработавших свой амортизационный ресурс и морально устаревших объектов учебно-материальной базы, в т.ч. тренажерных и программно-аппаратных комплексов;

оснащение образовательных организаций вооружением и техникой, имеющейся в реагирующих подразделениях.

В научной работе основными задачами считать:

проведение прикладных научных исследований и экспериментальных разработок в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

разработку научно-обоснованных рекомендаций по совершенствованию нормативной правовой базы, регламентирующей решение задач МЧС России в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

разработку научно-обоснованных рекомендаций по совершенствованию системы информатизации МЧС России, развитию информационно-телекоммуникационных технологий в соответствии с приоритетными направлениями деятельности образовательных учреждений;

разработку современных способов, методов и технологий предупреждения и ликвидации ЧС, оказание помощи пострадавшим, а также создание качественно новых видов пожарно-спасательной техники и специального оборудования с целью технологической модернизации деятельности подразделений МЧС России;

разработку учебников, учебных пособий, методик и монографий для научного обеспечения образовательного процесса;

исследование проблем организации и методологии ведения образовательного процесса.

Особое внимание уделить:

обеспечению безопасности условий и охраны труда;

повышению качества работы жилищных комиссий по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам ФПС ГПС и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из ФПС ГПС единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.