См. Новый план деятельности на 2019 - 2024 годы. утв. Минприроды России 11.03.2022 N 9/12.

В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ

Реализация государственной политики в области обращения с отходами производства и потребления осуществляется в соответствии с Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утверждены Президентом Российской Федерации 30.04.2012), Стратегией экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 19.04.2017 N 176), Стратегией развития жилищно-коммунального хозяйства на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.01.2018 N 80-р), Стратегией развития промышленности по обработки, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.01.2018 N 84-р), а также в соответствии с задачами о необходимости достижения на всей территории России высоких стандартов экологического благополучия - формирование полноценной системы экологического мониторинга: качество воздуха, воды, почвы, о переходе на наилучшие доступные технологии - получение предприятиями комплексных экологических разрешений, о решении сложных технологических задач, особенно в цифровых технологиях, о развитии исследовательской инфраструктуры, сформулированными в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 01.03.2018 г., 20.02.2019 г., 15.01.2020 г. и в Указе.

Указом предусмотрена разработка национального проекта (программы) по направлению "Экология", определена цель и целевые показатели реализации национального проекта в сфере экологии:

эффективное обращение с отходами производства и потребления, включая ликвидацию всех выявленных на 1 января 2018 г. несанкционированных свалок в границах городов.

Для реализации поставленной цели необходимо обеспечить решение следующих задач:

формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами, включая ликвидацию свалок и рекультивацию территорий, на которых они размещены, создание условий для вторичной переработки всех запрещенных к захоронению отходов производства и потребления;

создание и эффективное функционирование во всех субъектах Российской Федерации системы общественного контроля, направленной на выявление и ликвидацию несанкционированных свалок;

создание современной инфраструктуры, обеспечивающей безопасное обращение с отходами I и II классов опасности;

применение наилучших доступных технологий на всех этапах создания (строительства инфраструктуры по обращению с ТКО) и функционирования объектов комплексной системы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными.

Для реализации поставленных целей и задач в период с 2019 по 2024 годы необходимо:

1. внесение в законодательство Российской Федерации изменений, направленных на: установление полномочий по разработке и эксплуатации единой государственной системы учета отходов и федеральной схемы обращения с твердыми коммунальными отходами, включающей в себя данные о мощностях и местах расположения объектов по сбору, обработке, утилизации, размещению твердых коммунальных отходов и маршрутах их транспортировки;

создание единой государственной системы обращения с отходами I и II класса опасности;

совершенствование механизмов введения в оборот отходов промышленности и горнорудного производства;

совершенствование расширенной ответственности производителей товаров и импортеров товаров за утилизацию отходов от их использования (увеличение объемов переработки отходов, снижение объемов захоронения отходов, в том числе предусмотренных Концепцией совершенствования института расширенной ответственности производителей и импортеров товаров и упаковки;

стимулирование раздельного накопления и сортировки отходов;

совершенствование классификации отходов (с учетом состава и опасных свойств);

усиление административной ответственности в сфере обращения с отходами производства и потребления;

2. реализация следующих мероприятий:

разработка и утверждение Концепции совершенствования института расширенной ответственности производителей и импортеров товаров и упаковки для целей исполнения Перечня поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 24 января 2020 г. N 113-Пр;

разработка и утверждение плана мероприятий ("дорожной карты") по введению раздельного сбора твердых коммунальных отходов для целей исполнения Перечня поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 24 января 2020 г. N 113-Пр;

подготовка нормативных актов в целях реализации Федерального закона от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации";

подготовка нормативных правовых актов в целях реализации положений пункта 8 статьи 29.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" - утверждение Порядка формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации и Порядка подготовки заключения Минприроды России о возможности использования объектов размещения твердых коммунальных отходов, введенных в эксплуатацию до 1 января 2019 г. и не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, для размещения твердых коммунальных отходов";

подготовка нормативных актов с целью совершенствования правовых основ по обращению с отходами производства и потребления, в том числе твердых коммунальных отходов, и обеспечение за счет этого функционирование публично-правовой компании по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами, созданной в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14 января 2019 г. N 8 "О создании публично-правовой компании по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами "Российский экологический оператор" (далее - публично-правовая компания);

реализация в сфере своей компетенции федерального проекта "Чистая страна", в том числе заключение соглашений о предоставлении субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на поддержку региональных проектов в области обращения с отходами и ликвидации накопленного вреда окружающей среде;

реализация в сфере своей компетенции федеральных проектов "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами", "Инфраструктура для обращения с отходами I - II классов опасности".