III. Цель, задачи и основные направления государственной политики в сфере противодействия экстремизму

III. Цель, задачи и основные направления государственной

политики в сфере противодействия экстремизму

29. Целью государственной политики в сфере противодействия экстремизму является защита основ конституционного строя Российской Федерации, государственной и общественной безопасности, прав и свобод граждан от экстремистских угроз.

30. Достижение указанной цели должно осуществляться путем реализации на федеральном, региональном и муниципальном уровнях мер организационного и правового характера, разрабатываемых с учетом результатов мониторинга в сфере противодействия экстремизму.

31. Задачами государственной политики в сфере противодействия экстремизму являются:

а) создание единой государственной системы мониторинга в сфере противодействия экстремизму;

б) совершенствование законодательства Российской Федерации и правоприменительной практики в сфере противодействия экстремизму;

в) консолидация усилий субъектов противодействия экстремизму, институтов гражданского общества и иных заинтересованных организаций;

г) организация в средствах массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть "Интернет", информационного сопровождения деятельности субъектов противодействия экстремизму, а также реализация эффективных мер, направленных на информационное противодействие распространению экстремистской идеологии;

д) разработка и осуществление комплекса мер по повышению эффективности профилактики, выявления и пресечения преступлений и административных правонарушений экстремистской направленности.

32. Основными направлениями государственной политики в сфере противодействия экстремизму являются:

а) в области законодательной деятельности:

обеспечение эффективного применения норм законодательства Российской Федерации в сфере противодействия экстремизму;

проведение мониторинга правоприменительной практики в сфере противодействия экстремизму;

совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере противодействия экстремизму в части, касающейся пресечения производства и распространения экстремистских материалов, в том числе на электронных носителях информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть "Интернет";

совершенствование механизмов противодействия деструктивной деятельности иностранных или международных неправительственных организаций;

принятие на региональном и муниципальном уровнях соответствующих целевых программ, предусматривающих формирование системы профилактики экстремизма и терроризма, предупреждения межнациональных (межэтнических) конфликтов;

принятие управленческих решений, разработка проектов нормативных правовых актов и программных документов в сфере противодействия экстремизму с учетом национального, социально-культурного, религиозного и регионального факторов;

б) в области правоохранительной деятельности:

координация деятельности правоохранительных органов, органов государственной власти, органов местного самоуправления в совместной работе с институтами гражданского общества и организациями по выявлению и пресечению экстремистских проявлений, инспирирования "цветных революций", реализуемых с использованием политического, социального, религиозного и национального факторов;

проведение профилактической работы с лицами, подверженными влиянию экстремистской идеологии;

реализация принципа неотвратимости и соразмерности наказания за осуществление экстремистской деятельности;

повышение эффективности работы правоохранительных органов по выявлению и пресечению изготовления, хранения и распространения экстремистских материалов, символики и атрибутики экстремистских организаций;

организация профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов и получения ими дополнительного профессионального образования по утвержденным в установленном порядке учебным программам в области выявления, пресечения, раскрытия, расследования, профилактики и квалификации экстремистских проявлений;

совершенствование процедуры проведения экспертизы материалов, предположительно содержащих информацию экстремистского характера;

обеспечение совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организаторами собраний, митингов, демонстраций, шествий и других публичных мероприятий безопасности граждан и общественного порядка в местах их проведения;

обеспечение взаимодействия субъектов противодействия экстремизму на приграничных территориях в целях пресечения проникновения на территорию Российской Федерации членов международных экстремистских и террористических организаций;

выявление и устранение источников и каналов финансирования экстремистской и террористической деятельности;

в) в области государственной национальной политики:

проведение мониторинга межрасовых, межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений, социально-политической ситуации в Российской Федерации в целях предотвращения возникновения конфликтов либо их обострения, а также выявления причин и условий экстремистских проявлений и минимизации их последствий, в том числе с использованием государственной информационной системы мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций;

реализация мер правового и информационного характера по недопущению использования этнического и религиозного факторов в избирательном процессе и в предвыборных программах;

обеспечение реализации прав граждан на свободу совести и свободу вероисповедания без нанесения ущерба религиозным чувствам верующих и национальной идентичности граждан России;

разработка и реализация с участием институтов гражданского общества региональных и муниципальных программ по профилактике экстремизма и противодействию экстремизму;

проведение социологических исследований по вопросам противодействия экстремизму, а также оценка эффективности деятельности субъектов противодействия экстремизму по профилактике экстремизма;

своевременное реагирование субъектов противодействия экстремизму и институтов гражданского общества на возникновение конфликтных ситуаций и факторов, способствующих этому;

мотивирование граждан к информированию субъектов противодействия экстремизму о ставших им известными фактах подготовки к осуществлению экстремистской деятельности, а также о любых обстоятельствах, которые могут способствовать предупреждению экстремистской деятельности, ликвидации или минимизации ее последствий;

предотвращение любых форм дискриминации по признаку социальной, расовой, национальной, языковой, политической, идеологической или религиозной принадлежности;

формирование в обществе атмосферы неприятия пропаганды и оправдания экстремистской идеологии, ксенофобии, национальной или религиозной исключительности;

г) в области государственной миграционной политики:

совершенствование государственной миграционной политики Российской Федерации в части, касающейся привлечения иностранных работников к деятельности на территории Российской Федерации и определения потребности государства в иностранной рабочей силе;

обеспечение скоординированной деятельности субъектов противодействия экстремизму, направленной на недопущение формирования неблагоприятной миграционной ситуации в стране;

противодействие незаконной миграции, профилактика, предупреждение, выявление и пресечение нарушений миграционного законодательства Российской Федерации, а также совершенствование мер ответственности за такие нарушения;

развитие программ социальной и культурной адаптации иностранных граждан в Российской Федерации и их интеграции в общество, привлечение к реализации и финансированию этих программ работодателей, получающих квоты на привлечение иностранной рабочей силы;

принятие мер, препятствующих возникновению пространственной сегрегации, формированию этнических анклавов, социальной исключенности отдельных групп граждан;

привлечение институтов гражданского общества к деятельности субъектов противодействия экстремизму при соблюдении принципа невмешательства;

всестороннее освещение мер, принимаемых в сфере реализации государственной миграционной политики Российской Федерации на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, информирование граждан о текущей миграционной ситуации, ее влиянии на различные аспекты жизни российского общества, а также противодействие распространению в информационном пространстве вызывающих в обществе ненависть и вражду ложных сведений о миграционных процессах;

развитие информационных систем учета иностранных граждан, пребывание которых на территории Российской Федерации является нежелательным;

д) в области государственной информационной политики:

проведение мониторинга средств массовой информации и информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть "Интернет", в целях пресечения распространения экстремистской идеологии и выявления экстремистских материалов, в том числе содержащих призывы к подготовке и совершению террористических актов;

совершенствование мер по ограничению доступа на территории Российской Федерации к информационным ресурсам в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть "Интернет", распространяющим экстремистскую идеологию;

создание специализированного информационного банка данных экстремистских материалов;

принятие эффективных мер по недопущению ввоза на территорию Российской Федерации экстремистских материалов, а также их изготовления и распространения внутри страны;

использование возможностей средств массовой информации, а также ресурсов сети "Интернет" в целях сохранения межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия, традиционных российских духовно-нравственных ценностей и приобщения к ним молодежи;

содействие заключению соглашений, направленных на решение задач в сфере противодействия экстремизму и терроризму, между организаторами распространения информации в сети "Интернет" и профильными государственными и негосударственными организациями, в том числе иностранными;

проведение тематических встреч с представителями средств массовой информации и интернет-сообщества в целях противодействия распространению экстремистской идеологии;

подготовка и размещение в средствах массовой информации и в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть "Интернет", социальной рекламы, направленной на патриотическое воспитание молодежи;

координация мер, направленных на информационное противодействие распространению экстремистской идеологии в сети "Интернет" (в том числе в социальных сетях), а также проведение на регулярной основе работы по разъяснению сути противоправной деятельности, осуществляемой лидерами экстремистских организаций, с привлечением видных деятелей культуры, науки, авторитетных представителей общественности, информационного сообщества, конфессий и национальных объединений;

информирование граждан о деятельности субъектов противодействия экстремизму;

подготовка и распространение информационных материалов о предупреждении и пресечении экстремистской деятельности, ориентированных на повышение бдительности российских граждан, возникновение у них заинтересованности в противодействии экстремизму;

создание и эффективное использование специализированных информационных систем в целях осуществления правоприменительной практики в сфере противодействия экстремизму;

выявление способов оказания экстремистскими организациями информационно-психологического воздействия на население, а также изучение особенностей восприятия и понимания различными группами людей информации, содержащейся в экстремистских материалах;

е) в области образования и государственной молодежной политики:

включение в региональные и муниципальные программы по развитию образования и воспитанию несовершеннолетних мероприятий по формированию у подрастающего поколения уважительного отношения ко всем национальностям, этносам и религиям;

организация досуга детей, подростков, молодежи, семейного досуга, обеспечение доступности для населения объектов культуры, спорта и отдыха, создание условий для реализации творческого и спортивного потенциала, культурного развития граждан;

осуществление мер государственной поддержки системы воспитания молодежи, основанной на традиционных российских духовно-нравственных ценностях;

проведение в образовательных организациях занятий по воспитанию патриотизма, культуры мирного поведения, межнациональной (межэтнической) и межконфессиональной дружбы, по обучению навыкам бесконфликтного общения, а также умению отстаивать собственное мнение, противодействовать социально опасному поведению (в том числе вовлечению в экстремистскую деятельность) всеми законными способами;

включение в учебные планы, учебно-методические материалы учебных предметов, направленных на воспитание традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры межнационального (межэтнического) и межконфессионального общения, формирование у детей и молодежи на всех этапах образовательного процесса общероссийской гражданской идентичности, патриотизма, гражданской ответственности, чувства гордости за историю России;

повышение профессионального уровня педагогических работников, разработка и внедрение новых образовательных стандартов и педагогических методик, направленных на противодействие экстремизму;

обеспечение активного участия коллегиальных органов управления образовательных организаций в профилактике экстремизма среди учащихся и студентов;

проведение мониторинга девиантного поведения молодежи, социологических исследований социальной обстановки в образовательных организациях, а также молодежных субкультур в целях своевременного выявления и недопущения распространения экстремистской идеологии;

повышение престижности образования в российских религиозных образовательных организациях, а также применение мер государственной поддержки системы общественного контроля за выездом российских граждан для обучения в иностранных религиозных образовательных организациях;

включение в федеральный государственный образовательный стандарт по специальности "Журналистика" образовательных программ по информационному освещению мер, принимаемых для противодействия экстремизму;

усиление роли координационных органов при федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации в деятельности по воспитанию патриотизма и формированию общероссийской гражданской идентичности у молодежи;

взаимодействие субъектов противодействия экстремизму с молодежными общественными объединениями, организациями спортивных болельщиков, группами лиц и гражданами в целях профилактики экстремистских проявлений при проведении массовых мероприятий;

совершенствование мер, направленных на профилактику экстремистских проявлений в образовательных организациях;

проведение мероприятий по своевременному выявлению и пресечению фактов радикализации несовершеннолетних;

ж) в области государственной культурной политики:

формирование в Российской Федерации межконфессионального и внутриконфессионального взаимодействия в целях обеспечения гражданского мира и согласия;

включение в программы подготовки работников культуры учебного предмета, направленного на изучение основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации;

содействие активному распространению идеи исторического единства народов Российской Федерации;

государственная поддержка производства продукции средств массовой информации и создания художественных произведений, направленных на профилактику экстремистских проявлений;

з) в области международного сотрудничества:

укрепление позиций Российской Федерации в международных организациях, деятельность которых направлена на противодействие экстремизму;

развитие международного, межкультурного и межконфессионального взаимодействия как эффективного средства противодействия распространению экстремистской идеологии;

совершенствование взаимодействия федеральных органов государственной власти с компетентными органами иностранных государств в сфере противодействия экстремизму;

продвижение в двустороннем и многостороннем форматах российских инициатив по вопросам противодействия экстремистской деятельности, в том числе осуществляемой с использованием сети "Интернет";

заключение с иностранными государствами соглашений, направленных на решение задач в сфере противодействия экстремизму;

налаживание международного сотрудничества в сфере противодействия экстремизму на основе строгого соблюдения основных принципов и норм международного права, в частности принципа суверенного равенства государств;

недопущение использования международного сотрудничества в сфере противодействия экстремизму в качестве инструмента реализации политических и геополитических целей;

укрепление ведущей роли государств и их компетентных органов в противодействии экстремизму и развитии международного сотрудничества в этой сфере;

участие в обмене передовым опытом в сфере противодействия экстремизму, включая разработку совместных международно-правовых документов;

организация взаимодействия компетентных органов государств - членов Шанхайской организации сотрудничества в рамках реализации Конвенции Шанхайской организации сотрудничества по противодействию экстремизму, подписанной Российской Федерацией 9 июня 2017 г., а также принятие мер, направленных на присоединение к данной Конвенции других государств;

и) в области обеспечения участия институтов гражданского общества в реализации государственной политики в сфере противодействия экстремизму:

государственная поддержка институтов гражданского общества (в том числе ветеранских и молодежных организаций), деятельность которых направлена на профилактику экстремистских проявлений, и использование их потенциала в целях патриотического воспитания граждан, обеспечения единства многонационального народа Российской Федерации, формирования в обществе атмосферы нетерпимости к экстремистской деятельности, неприятия экстремистской идеологии и применения насилия для достижения политических, идеологических, религиозных и иных целей;

привлечение социально ориентированных некоммерческих организаций к реализации проектов, направленных на укрепление межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия, сохранение исторической памяти и патриотическое воспитание молодежи, профилактику социально опасного поведения граждан и содействие духовно-нравственному развитию личности;

участие общественных советов и иных консультативных органов, созданных при государственных органах и органах местного самоуправления, в деятельности по гармонизации межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений;

оказание содействия средствам массовой информации в широком и объективном освещении деятельности субъектов противодействия экстремизму.